Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Иванова Д.А. и Жудова Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" и Министерства имущественных
и земельных отношений Рязанской области на решение Рязанского областного суда от 31 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 года по административному делу по административному иску ФИО1 об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в судебном порядке (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 3а-137/2022).
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Иванова Д.А, судебная коллегия
установила:
Коев А.В. являлся собственником земельного участка категории земель
"для сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером N общей площадью 9 345 200 квадратных метров по адресу: "адрес" (далее - земельный участок), кадастровая стоимость которого составляла 89 059 756 рублей
(т. 1 л.д. 22-26).
19 октября 2021 года Коев А.В. обратился в Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - центр кадастровой оценки) с заявлением
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной равной 14 298 156 рублям, приложив отчёт об оценке, составленный 20 июля 2021 года независимым оценщиком Русановым С.И.
(т. 1 л.д. 28-101, 126, т. 2 л.д. 91-92).
17 ноября 2021 года центр кадастровой оценки принял решение
N об отказе в удовлетворении заявления
в связи с ошибками в отчёте об оценке (далее - оспариваемое решение)
(т. 1 л.д. 14-21, 127-130, т. 2 л.д. 83-90).
11 апреля 2022 года Коев А.В. подал в Рязанский областной суд
административный иск к центру кадастровой оценки и Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее - министерство), с учётом уточнения административных исковых требований, сделанного после проведения судебной экспертизы, просил признать оспариваемое решение недействительным, установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной равной 34 848 100 рублей
(т. 1 л.д. 4-5, т. 2 л.д. 65).
31 августа 2022 года Рязанский областной суд вынес решение
о частичном удовлетворении административного иска, установилкадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 34 848 100 рублей по состоянию на 20 июля 2021 года.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказано. Устанавливая новую кадастровую стоимость земельного участка, суд исходил из его оценки, указанной в заключении судебной экспертизы. Разрешая иск в остальной части, суд посчитал, что оспариваемое решение центра кадастровой оценки на момент его принятия не противоречило требованиям закона (т. 2 л.д. 121-125).
Центр кадастровой оценки обжаловал решение суда в апелляционном порядке. Апелляционным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 года решение оставлено без изменения
(т. 3 л.д. 175-181).
В кассационной жалобе, поданной через Рязанский областной суд
30 марта 2023 года, центр кадастровой оценки и министерство просят отменить судебные акты в части удовлетворения административного иска и принять решение об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. По мнению административных ответчиков, суды допустили неправильное применение норм материального права и неправильно оценили доказательства. Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости без признания незаконным решения центра кадастровой оценки противоречит закону. Предметом спора следовало признать исключительно данное решение.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу
о том, что по данному административному делу такие основания отсутствуют.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости. Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения
в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере
его рыночной стоимости, указанной в отчёте об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости; об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчётными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчёта об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости
в размере его рыночной стоимости (ч. 1, 5, 11 и 15 ст. 22.1).
Исходя из обстоятельств дела и приведённых правовых норм судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалованные судебные акты являются законными и обоснованными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, относительно того, что предметом спора является непосредственно решение центра кадастровой оценки, были изучены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Право на заявление заинтересованным лицом требований
об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости при оспаривании в суде решения бюджетного учреждения, в том числе об отказе в установлении рыночной стоимости, прямо предусмотрено ч. 15 ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.
Со ссылками на Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральные стандарты суды пришли к выводу о том, что заключение судебной экспертизы достоверно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости земельного участка и может быть положено в основу решения суда.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 329, 330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рязанского областного суда от 31 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 года оставить
без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" и Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.