Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Левандовского Дмитрия Петровича по доверенности Левандовской Ю.В. на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 9 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 25 апреля 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-451/2023 по административному исковому заявлению Левандовского Дмитрия Петровича к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ивановской области", военному комиссариату г. Иваново, военному комиссару г. Иваново Ивановской области Ткачук М.В. о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Левандовский Д.П. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в уклонении от снятия его с воинского учета, просил обязать снять его с воинского учета.
Требования мотивированы тем, что 28 сентября 2022 года административный истец обратился в военный комиссариат г. Иваново с заявлением о снятии с воинского учета, в связи с выездом за пределы Российской Федерации на постоянное место жительство в Республику Турция, приложив документы подтверждающие право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
17 октября 2022 года административным истцом получен ответ, согласно которому для решения вопроса о снятии с воинского учета он обязан лично явиться в военные комиссариат и предоставить необходимый перечень документов.
По мнению Левандовского Д.П, указанные действия военного комиссариата являются незаконными, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" не содержит определенной формы снятия гражданина, находящегося в запасе, с воинского учета на основании права постоянного проживания гражданина на территории иностранного государства. Кроме того, в соответствии со статей 53 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" он должен быть снят с воинского учета по достижении предельного возраста пребывания в запасе.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 9 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 25 апреля 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 мая 2023 года, со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, представитель административного истца просит об отмене постановленных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований, на которых настаивает по мотивам, изложенным в административном иске.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судами не допущено.
Как следует из материалов дела, 14 августа 2007 года Левандовский Д.П, 17 октября 1973 года рождения, принят на воинский учет в Военный комиссариат г. Иваново.
28 сентября 2022 года им было направлено заявление в Военный комиссариат г. Иваново о снятии с воинского учета по причине убытия за пределы Российской Федерации в связи с наличием вида на жительство в Турции, представлены подтверждающие документы.
Уведомлением от 17 октября 2022 года ему было разъяснено о возможности снятия с воинского учета при личной явке, написании заявления установленного образца и представления подтверждающих документов.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного иска суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 59 Конституции Российской Федерации, статей 8, 10, 53 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе", пунктов 15, 50, 53 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719 "Об утверждении положения о воинском учете" пункта 22 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 2021 года N700, статей 5, 10, Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" пришли к выводу: в силу действующего правового регулирования снятие с воинского учета по причине выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации без личной явки в военный комиссариат невозможно; на дату обращения Левандовский Д.П. не достиг предельного возраста пребывания в запасе; заявление административного истца рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в установленные законом сроки, по существу изложенных в заявлении обстоятельств.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с ними по доводам кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Согласно абзацу 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в редакции на дату возникновения спорных правоотношений, в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
В силу пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719, граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания (пункт 53 названного Положения).
В силу подпункта "д" пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719 граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или возвращении в Российскую Федерацию.
Предельный возраст пребывания в запасе для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов составляет 50 лет (пункт 1 статьи 53, пункт 1 статьи 54 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Как верно установлено судами, Левандовский Д.П. требования о личной явке в военный комиссариат для подачи заявления о снятии с воинского учета в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации не исполнил, на момент направления заявления предельного возраста пребывания в запасе не достиг.
Все доводы кассационной жалобы были предметом надлежащей проверки судов первой и апелляционной инстанций, обоснованно признаны судами несостоятельными, опровергнутыми представленными в материалы дела доказательствами, мотивы непринятия указанных доводов подробно приведены в оспариваемых судебных актах, оснований не согласиться сними у суда кассационной инстанции не имеется.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Несогласие административного истца с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 9 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Левандовского Д.П. по доверенности Левандовской Ю.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 28 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.