Судебная коллегия по административным деламВторого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В. и Иванова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери на решение Центрального районного суда города Твери от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску прокурора Московского района города Твери в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия администрации города Твери в сфере обустройства остановочных пунктов общественного транспорта на участках дорог в пределах города Твери (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-172/2023).
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Иванова Д.А, объяснения представителя администрации города Твери ФИО5, поддержавшей кассационную жалобу, объяснения представителя прокуратуры Тверской области ФИО6, возражавшей против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Московского района города Твери (далее - прокурор) подал в Московский районный суд города Твери административный иск к администрации города Твери (далее - администрация), Департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта города Твери (далее - департамент), с учётом частичного отказа от исковых требований просил:
- признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по обустройству остановочных пунктов общественного транспорта на "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" и "адрес";
- возложить на администрацию и департамент обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать мероприятия по обустройству двадцати остановочных пунктов, расположенных по адресам, указанным в административном исковом заявлении, в соответствии с требованиями законодательства и осуществить контроль за их исполнением.
ДД.ММ.ГГГГ административное дело передано по подсудности в Центральный районный суд города Твери.
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд города Твери постановилрешение об удовлетворении административного иска: признал незаконным бездействие администрации и департамента, выразившееся в непринятии мер по обустройству указанных прокурором остановочных пунктов, возложил на административных ответчиков обязанность до ДД.ММ.ГГГГ в пределах их полномочий организовать мероприятия по обустройству остановочных пунктов в городе Твери и осуществить контроль за их исполнением по следующим адресам:
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от "адрес" в сторону "адрес"), остановка общественного транспорта " "адрес"" - горизонтальной дорожной разметкой 1.17.1, посадочной площадкой, тротуаром, пешеходным переходом, освещением в соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (далее - ГОСТ Р 50597-2017), п. 6.2.20 ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее - ГОСТ Р 52289-2019), п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (далее - ГОСТ Р 52766-2007);
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от "адрес"), остановка общественного транспорта " "адрес"" - горизонтальной дорожной разметкой 1.17.1, посадочной площадкой, тротуаром, пешеходным переходом в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289- 2019, п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2.20 ГОСТ Р 52289-2019, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от "адрес"), остановка общественного транспорта " "адрес"" - горизонтальной дорожной разметкой 1.17.1, посадочной площадкой, тротуаром в соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2.20 ГОСТ Р 52289-2019, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766- 2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от "адрес" в сторону улицы КИМа), остановка общественного транспорта " "адрес"" - посадочной площадкой, тротуаром, автопавильоном, пешеходным переходом, скамьей, освещением в соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от "адрес"), остановка общественного транспорта " "адрес"" - посадочной площадкой, заездным карманом, автопавильоном, скамьей, в соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от "адрес"), остановка общественного транспорта " "адрес" - горизонтальной дорожной разметкой 1.17.1, посадочной площадкой, заездным карманом, пешеходным переходом, автопавильоном, скамьей, освещением в соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2.20 ГОСТ Р 52289-2019, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766- 2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от бульвара Гусева в сторону "адрес"), остановка общественного транспорта "адрес" - расположить в соответствии с требованиями п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007, обустроить горизонтальной дорожной разметкой 1.17.1, заездным карманом, освещением в соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2.20 ГОСТ Р 52289-2019, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- бульвар Гусева, напротив "адрес" (при движении от "адрес"), остановка общественного транспорта "адрес" - горизонтальной дорожной разметкой 1.17.1, посадочной площадкой, автопавильоном, скамьей, освещением в соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597- 2017, п. 6.2.20 ГОСТ Р 52289- 2019, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- бульвар Гусева, напротив "адрес" (при движении от "адрес"), остановка общественного транспорта "адрес" - расположить остановку в соответствии с требованиями п. 5.3.3.9 ГОСТ Р 52766-2007, обустроить горизонтальной дорожной разметкой 1.17.1, посадочной площадкой, заездным карманом, тротуаром, автопавильоном, скамьей, освещением в соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 62.20 ГОСТ Р 52289-2019, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766- 2007;
- бульвар Гусева, напротив "адрес" (при движении от "адрес"), остановка общественного транспорта "адрес" - расположить остановку в соответствии с требованиями п. 5.3.3.9 ГОСТ Р 52766-2007, обустроить горизонтальной дорожной разметкой 1.17.1, заездным карманом, тротуаром, автопавильоном, освещением в соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2.20 ГОСТ Р 52289-2019, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от бульвара Гусева в сторону "адрес"), остановка общественного транспорта " "адрес"" - горизонтальной дорожной разметкой 1.17.1, заездным карманом, автопавильоном, скамьей, освещением в соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597- 2017, п. 6.2.20 ГОСТ Р 52289- 2019, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от "адрес"), остановка общественного транспорта " "адрес"" - горизонтальной дорожной разметкой 1.17.1, освещением в соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597- 2017, п. 6.2.20 ГОСТ Р 52289-2019, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от Волоколамского проспекта в сторону "адрес"), остановка общественного транспорта " "адрес"" - горизонтальной дорожной разметкой 1.17.1, посадочной площадкой, автопавильоном, скамьей, освещением в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597- 2017, п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019, п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2.20 ГОСТР 52289-2019, п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
"адрес", напротив "адрес" (при движении от Волоколамского проспекта в сторону "адрес"), остановка общественного транспорта "адрес" - расположить остановку в соответствие с требованиями п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766- 2007, обустроить горизонтальной дорожной разметкой 1.17.1, посадочной площадкой в соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2.20 ГОСТ Р 52289- 2019, п. 3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от бульвара Цанова в сторону "адрес"), остановка общественного транспорта "адрес" - расположить остановку в соответствии с требованиями п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007, обустроить заездным карманом, освещением, в соответствие с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от "адрес"), остановка общественного транспорта "адрес" - расположить остановку в соответствии с требованиями п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766- 2007, обустроить заездным карманом, освещением в соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от "адрес"), остановка общественного транспорта " "адрес" - расположить остановку в соответствии с требованиями п. 4.4, 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017, обустроить автопавильоном в соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от "адрес"), остановка общественного транспорта "адрес" - посадочной площадкой, заездным карманом, автопавильоном, скамьей, освещением в соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от "адрес"), остановка общественного транспорта "адрес" - расположить остановку в соответствии с требованиями п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007, обустроить заездным карманом в соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес", напротив "адрес" (при движении от "адрес" в сторону "адрес"), остановка общественного транспорта " "адрес"" - расположить остановку в соответствии с требованиями п. 5.3.3.2, 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766- 2007, обустроить заездным карманом в соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007.
Администрация и департамент обжаловали решение суда в апелляционном порядке. В связи с принятием частичного отказа прокурора от иска в суде апелляционной инстанции апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному иску прокурора в части обустройства остановочных пунктов общественного транспорта " "адрес"", " "адрес"", " "адрес"", " "адрес"", " "адрес"", " "адрес"", " "адрес"" напротив "адрес", " "адрес"" напротив "адрес", " "адрес"", " "адрес"", " "адрес"" заездными карманами и в части обустройства остановочных пунктов общественного транспорта " "адрес"", " "адрес"", " "адрес"" и " "адрес"" тротуарами прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через районный суд 1 июня 2023 года, администрация просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права, недоказанностью установленных судами обстоятельств дела и отказать в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указано, что суды не учли, что дорожная деятельность осуществляется посредством планирования в рамках долгосрочных целевых программ и связана с бюджетным планированием. Требования прокурора являются вмешательством в деятельность органов местного самоуправления. ГОСТ Р 52766-2007, на который сослались суды, неприменим к ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог, поскольку введён в действие после того, как были построены дороги, на которых суд обязал обустроить остановочные пункты. Исполнить решение в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, поскольку для этого требуется проведение ряда конкурентных процедур и учесть сезонный характер дорожных работ. Судами принято во внимание, что в законную силу вступило значительное количество судебных актов по искам прокурора, общая оценка которых превышает сумму, отведённую на деятельность департамента на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы. Решение суда является неисполнимым.
Прокуратура направила письменные возражения, просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на неё, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к выводу о том, что по данному делу такие основания отсутствуют.
Суды установили, что указанные прокурором остановочные пункты общественного транспорта не соответствовали приведённым выше государственным стандартам. Административные ответчики не оспаривали данного факта.
Исходя из обстоятельств административного дела и нормативных предписаний, закреплённых в ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в ст. 3, 13, 15, 18, 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах), в ст. 5 и 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в Уставе города Твери, в Положении о департаменте дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, в указанных выше пунктах государственных стандартов, содержание которых подробно изложено в обжалованных судебных актах, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении административного иска. Правовое регулирование рассматриваемых правоотношений направлено на обеспечение безопасности неопределённого круга лиц, которые пользуются автомобильными дорогами и транспортной инфраструктурой. Исполнение данных нормативных предписаний является обязательным и входит в круг полномочий административных ответчиков.
По смыслу взаимосвязанных положений, установленных в п. 6 и 20 ст. 3, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18, ст. 14 и ч. 2 ст. 34 Закона об автомобильных дорогах, планирование и финансирование дорожной деятельности должны носить превентивный характер и иметь целью своевременное приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Плановый характер дорожной деятельности и отсутствие финансирования не освобождает субъектов такой деятельности от выполнения обязательных требований законодательства.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и второй инстанции, были обосновано и мотивировано отвергнуты. Оснований для переоценки соответствующих выводов судебная коллегия не находит.
Суды правильно установили обстоятельства дела и применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допустили нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену принятого решения.
Руководствуясь ст. 329, 330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Твери от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.