Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Иванова Д.А. и Репиной Е.В.
с участием прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО79
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы административных истцов Авилова Р.А, Бершанского С.Н, Буланова С.Н, Бурова П.А, Буровой Е.В, Виноходова К.Е, Воротягина И.А, Воротягиной И.Г. и Воротягина С.А, Вяземского Г.И, Гудкова Е.В, Даниловой И.Р, Дергунова Е.Ю, Ефименко Г.В, Ефименко О.Н, Зель В.В, Иловайского А.И, Климовича А.С, Кононовой Ж.Г, Кузнецова А.Н, Кудиновой Л.В, Кузнецовой О.В, Кузьмина И.С, Леоновича А.М, Логинова А.Е, Мабурова К.Х, Малкиной М.А, Неверовской М.А, Ордынского Г.М, Орловой Т.А, Паленова В.Н, Паленовой Л.В, Пустоваловой М.А, Савельевой Е.С, Самородова С.Г, Самойловой Е.В, Селютина Е.В, Солодиловой О.П, Соломоновой Е.А, Сумина А.В, Супруна В.Д, Таращевой Н.А, Тишина В.А, Ткачева А.А, Ткачевой В.А, Тороповой О.С, Трифонова А.А, Трифоновой Л.В, Тукачевой А.Б, Урекиной М.Й, Устинова Р.В, Филонова П.В, Хатиной А.А, Шестакова М.А, Шилова А.В, Шишовой О.Н.
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2023 года по административному делу по административному иску указанных выше административных истцов, а также Гудковой О.О. Мартыновой Ю.В. и Трифонова Н.А. о признании не действующим постановления Правительства Тверской области от 8 июня 2022 года N 322-пп "Об особо охраняемой природной территории регионального значения - государственном природном заказнике "Бор Клетинский" в части включения в границы особо охраняемой природной территории земельных участков административных истцов (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 3а-75/2022).
Заслушав доклад судьи Иванова Д.А, объяснения административных истов Воротягина И.А, Ефименко Г.В, Иловайского А.И, Кононовой Ж.Г, Супруна В.Д, Шилова А.В, представителей административных истцов ФИО21, ФИО13, ФИО22, ФИО23 и ФИО14, представителей Правительства Тверской области ФИО15 и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО16, а также заключение прокурора ФИО24, судебная коллегия
установила:
в соответствии с решениями Кимрского районного Совета народных депутатов от 17 июня 1981 года N 106, от 25 августа 1992 года N 42 и 17 ноября 1992 года N 58, а также решения Тверского областного Совета народных депутатов от 1 апреля 1993 года N 224 на правом берегу реки Волги (далее - Угличское водохранилище) в Кимрском районе Калининской (ныне - Тверской) области на расстоянии 0, 5 километра от посёлка Южного в районе деревень Клетино, Нутромо и Прислон был образован памятник природы "Клетинский бор" площадью 741 гектар (т. 1 л.д. 101-110, т. 2 л.д. 7-25, т. 3 л.д. 157-165, т. 4 л.д. 189, т. 10 л.д. 99-103, т. 13 л.д. 238-244).
7 мая 2010 года Администрация Тверской области вынесла распоряжение о включении земельных участков, находившихся вблизи "адрес", из которых образованы земельные участки административных истцов по данному делу, в земли населённых пунктов (дело N 3а-142-2018 т. 1 л.д. 41-43).
3 октября 2018 года Центральный районный суд города Твери вынес решение об удовлетворении административного иска Тверского межрайонного природоохранного прокурора: признал незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии (далее - Минприроды) Тверской области и обязал их в течение года со дня вступления решения суда в законную силу установить и описать в текстовой и графической форме границы памятника природы "Клетинский бор" площадью 741 гектар, направить сведения о них в орган кадастрового учёта (т. 1 л.д. 145-152).
Решением Тверского областного суда от 26 декабря 2018 года распоряжение Администрация Тверской области от 7 мая 2010 года признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, то есть с 18 апреля 2019 года. Из выводов суда следует, что указанное распоряжение было принято до установления границ памятника природы "Клетинский бор" и не исключало возможности наложения границ земельных участков, включённых в земли населённых пунктов, на границы особо охраняемой природной территории (дело N 3а-142-2018 т. 3 л.д. 301-312, т. 4 л.д. 290-298).
В 2019 году ООО "Изыскания Плюс" на основании государственного контракта с Минприроды Тверской области произвело комплексное экологического обследование охраняемых природных территорий Тверской области, в том числе памятника природы "Клетинский бор" (т. 2 л.д. 26-43, т. 3 л.д. 1-113).
30 апреля 2021 года Правительство Тверской области приняло постановление N 276-пп "Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы "Бор Клетинский" (далее - постановление N 276-пп), площадью которого составила 480, 19 гектара (т. 1 л.д. 12-21, 66-85).
16 марта 2022 года заместитель Генерального прокурора Российской Федерации направил Губернатору Тверской области письмо, в котором в целях соблюдения природоохранного законодательства просил активизировать работы по исполнению решения суда от 3 октября 2018 года (т. 2 л.д. 49-50).
2 мая 2022 года Ефименко Г.В. подал в Тверской областной суд административный иск к Правительству Тверской области, просил признать недействующим постановление N 276-пп, полагая, что в результате его вынесения в границы памятника природы "Клетинский бор" был необоснованно включен принадлежавший ему земельный участок (т. 1 л.д. 4-17, 40).
Минприроды Тверской области подготовило проект постановления о внесении изменений в постановление 276-пп и нового положения о памятнике природы "Клетинский бор", согласно которому его площадь увеличивалась до 741, 3 гектара (т. 2 л.д. 96-128).
22 марта 2022 года комиссия при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (далее - комиссия по вопросам особо охраняемых природных территорий) рассмотрела и одобрила проект нового положения о памятнике природы "Клетинский бор" (т. 4 л.д. 134-166, т. 13 л.д. 64-96).
22 апреля 2022 года проект постановления согласован с Минприроды России (т. 8 л.д. 5, т. 9 л.д. 65-80).
29 апреля 2022 года Министерство экономического развития Тверской области дало положительное заключение по результатам оценки регулирующего воздействия постановления о внесении изменений в постановление 276-пп (т. 2 л.д. 208-211, т. 3 л.д. 209-210).
25 мая 2022 года ООО "Изыскания Плюс" повторно подготовило материалы комплексного экологического обследования памятника природы "Клетинский бор", в которых предлагалось реорганизовать его в природный заказник площадью 741, 2899 гектара, дано текстовое и графическое описание границ (т. 4 л.д. 2-83).
2 июня 2022 года комиссия по вопросам особо охраняемых природных территорий одобрила проект положения об особо охраняемой природной территории "Клетинский бор" с учётом повторного комплексного экологического обследования (т. 10 л.д. 136-139).
6 июня 2022 года Министр природных ресурсов и экологии Тверской области вынес приказ об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта постановления правительства (т. 4 л.д. 169-181, т. 13 л.д. 99-112).
7 июля 2022 года проект постановления принят на заседании Правительства Тверской области (т. 12 л.д. 107).
8 июня 2022 года Правительство Тверской области вынесло постановление N 322-пп "Об особо охраняемой природной территории регионального значения - государственном природном заказнике "Бор Клетинский", площадь которого оставила 741, 3 гектара (далее - оспариваемое постановление). Данным постановлением категория особо охраняемой природной территории "Клетинский бор" изменена с памятника природы на природный заказник. Его границам дано текстовое и графическое описание. 9 июня 2022 года оспариваемое постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru (т. 2 л.д. 54-79, 161-186, т. 13 л.д. 38-63, т. 15 л.д. 31-41).
29 июня 2022 года сведения о границах природного заказника внесены в Единый государственный реестр недвижимости (т. 9 л.д. 215-254).
8 июля 2022 года Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации согласовало оспариваемое постановление (т. 8 л.д. 6, т. 9 л.д. 49-64).
16 июня и 8 августа 2022 года Ефименко Г.В. подал заявления об уточнении административного иска, просил признать оспариваемое постановление не действующим в части включения в границы природного заказника принадлежавших ему "данные изъяты" земельных участков. Впоследствии с аналогичными исками, только в отношении своих земельных участков, обратились остальные административные истцы. В обоснование исковых требований указано, что процедуру согласования и оценку регулирующего воздействия проходил проект постановления о внесении изменений в постановление 276-пп, а не проект оспариваемого постановления. На тот момент соответствующие материалы комплексного экологического обследования отсутствовали. Фактически оно не проводилось. Те материалы, которые были представлены позже, не соответствовали предъявляемым требованиям, являлись недостоверными. Имелись основания полагать, что в действительности заседание комиссии по вопросам особо охраняемых природных территорий от 2 сентября 2022 года не проводилось. Изначально в границы особо охраняемой природной территории "Клетинский бор" были включены земли лесного фонда. Оспариваемым постановлением к ней необоснованно отнесены земли сельскохозяйственного назначения и земли населённых пунктов, на которых находились земельные участки административных истцов, в результате чего они лишены возможности в полной мере осуществлять полномочия собственников вследствие ограничений и запретов, установленных для природного заказника (т. 2 л.д. 82-93, т. 6 л.д. 1-7, т. 7 л.д. 14-17, 18-34, т. 10 л.д. 76-79, 81-82, т. 11 л.д. 47-66, т. 12 л.д. 77-81, т. 13 л.д. 5-18, т. 15 л.д. 7-30).
В ходе судебного разбирательства административные дела объединены в одно производство (т. 4 л.д. 200-201, т. 7 л.д. 57-59).
14 декабря 2022 года Тверской областной суд вынес решение об удовлетворении административного иска: признал оспариваемое постановление не действующим со дня принятия (т. 17 л.д. 53-73). Прокурор Тверской области, Правительство Тверской области и Минприроды Тверской области, привлечённое к участию в деле в качестве заинтересованного лица, подали апелляционные жалобы. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2023 года решение суда отменено. Суд апелляционной инстанции принял новое решение: об отказе в удовлетворении административного иска (т. 21 л.д. 1-28).
В кассационных жалобах административные истцы просят отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции или направить административное дело на новое рассмотрение. В обоснование жалоб повторяются доводы, приведённые в суде первой инстанции, указывается на то, что суд апелляционной инстанции не дал надлежащей оценки представленным доказательствам, не проверил надлежащим образом процедуру принятия и опубликования оспариваемого постановления.
Правительство Тверской области и Минприроды Тверской области направили письменные возражения.
В суде кассационной инстанции административные истцы Воротягин И.А, Ефименко Г.В, Иловайский А.И, Кононова Ж.Г, Супрун В.Д, Шилов А.В, представители административных истцов ФИО21, ФИО13, ФИО22, ФИО23 и ФИО14 поддержали кассационные жалобы. Представители Правительства Тверской области ФИО15 и Минприроды Тверской области ФИО16, а также прокурор ФИО24 возражали против их удовлетворения. Остальные лица, участвующие в деле, о заседании суда извещались надлежащим образом, в суд не явились, представителей не направили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328).
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах и возражениях на них, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к выводу о том, такие основания по данному делу отсутствуют.
В Конституции Российской Федерации указано, что граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 1 и 2 ст. 36). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42). Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принципе приоритета сохранения особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения земель особо охраняемых природных территорий ограничивается или запрещается (подп. 2 п. 1 ст. 1).
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (п. 1, подп. 1 п. 2, п. 4 ст. 94).
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заказников, памятников природы. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния. Допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населённых пунктов, включённых в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населённых пунктов. Использование включённых в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учётом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков не допускается. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев (п. 1-3 и 9 ст. 95).
Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается: значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания; наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность; наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность. С учётом особенностей режима особо охраняемых природных территорий допускается образование государственных природных заказников. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (подп. "а", "б", "г" п. 1, подп. "г" п. 2, подп. "а" п. 6, п. 12). Населённые пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (п. 1 ст. 3.1).
Государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть регионального значения. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов) (п. 1-3, подп. "а" п. 4 ст. 22). Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 23).
В Законе Тверской области от 8 декабря 2010 года N 108-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области" указано, что с учётом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в Тверской области могут создаваться особо охраняемые природные территорий регионального значения в виде государственных природных заказников (п. 2 ч. 1 ст. 2). К полномочиям исполнительных органов государственной власти Тверской области в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий относится принятие решений о создании, реорганизации, установлении границ, утверждении описания границ и упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения, утверждение положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, обеспечение проведения комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории регионального значения (подп. 4, 5, 8.1 п. 1 ст. 4).
Особо охраняемые природные территории регионального значения и их охранные зоны, созданные (признанные таковыми) соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", сохраняются в границах, определённых соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона. При наличии сведений о площади и местоположении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных (признанных таковыми) до дня вступления в силу Федерального закона, утверждение описания границ особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании решения комиссии по вопросам особо охраняемых природных территорий. В случае отсутствия сведений о площади и (или) каком-либо местоположении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных (признанных таковыми) до дня вступления в силу Федерального закона, установление границ особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании материалов комплексного экологического обследования особо охраняемых природных территорий регионального значения, решения комиссии по вопросам особо охраняемых природных территорий (п. 1 и 2 ст. 5.1).
Реорганизацией особо охраняемых природных территорий регионального значения является изменение их границ, значения, категории, режима их особой охраны. Основаниями изменения границ особо охраняемой природной территории регионального значения является необходимость расширения границ особо охраняемой природной территории регионального значения с целью охраны природных комплексов и (или) их компонентов. Решение о реорганизации особо охраняемых природных территорий регионального значения принимается Правительством Тверской области на основании материалов комплексного экологического обследования особо охраняемых природных территорий регионального значения, обосновывающих необходимость реорганизации особо охраняемых природных территорий, и решения комиссии по вопросам особо охраняемых природных территорий (ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 6 ст. 7). Под комплексным экологическим обследованием особо охраняемых природных территорий понимается сбор, анализ и обобщение информации о природных и природно-антропогенных объектах, их природоохранном, научном, культурном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость реорганизации охраняемых природных территорий, а также установления границ особо охраняемых природных территорий, в случае отсутствия сведений о площади и (или) какого-либо описания местоположения границ особо охраняемых природных территорий регионального значения (абз. 3 ст. 1.1).
Согласно Порядку создания, реорганизации, утверждения описания границ и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, утверждённому постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2018 года N 408-пп, реорганизация особо охраняемых природных территорий может быть осуществлена путём изменения их границ, значения, категории, режима их особой охраны утверждения или изменения положения об особо охраняемых природных территорий (п. 30). К предложениям о реорганизации особо охраняемой природной территории прилагаются материалы комплексного экологического обследования (подп. 2 п. 31). Комиссия по вопросам особо охраняемых природных территорий рассматривает представленные материалы в соответствии с категорией реорганизуемой особо охраняемой природной территории, целью создания, режимом особой охраны, учитывая следующие критерии: значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания; наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность; наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность (подп. 1, 2, 4 п. 7, п. 32).
Решение о реорганизации особо охраняемой природной территории принимается нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании решения комиссии по вопросам особо охраняемых природных территорий о возможности реорганизации особо охраняемой природной территории. Проект постановления Правительства Тверской области об утверждении или изменении положения об особо охраняемой природной территории разрабатывается Минприроды Тверской области в течение 30 рабочих дней со дня подписания решения комиссии по вопросам особо охраняемых природных территорий (п. 33). Решения о реорганизации особо охраняемых природных территорий подлежат согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (подп. 1 п. 34);
Удовлетворяя административной иск, суд первой инстанции указал, что Правительство Тверской области допустило существенные нарушения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, которые выразились в том, что на заседании комиссии по вопросам особо охраняемых природных территорий от 22 марта 2022 года материалы комплексного экологического обследования не рассматривались. На данном заседании, а также заседании от 2 июня 2022 года присутствовало менее половины членов комиссии. В качестве основания для принятия оспариваемого постановления указано решение комиссии по вопросам особо охраняемых природных территорий от 22 марта 2022 года. Материалы комплексного экологического обследования никем не подписаны, не содержали информации о лицах, участвовавших в его проведении. В них отсутствовали сведения о камеральных и полевых этапах работ, описание специальных методик, проведения работ на всех этапах, используемого измерительного оборудования, специального программного обеспечения, целей проведения того или иного этапа работ, ожидаемого результата, данные о площади земель сельскохозяйственного назначения, площади и составе лесов, об их использовании и видах использования, об объектах промышленности, о видах экосистем, анализа факторов, влияющих или способных повлиять на экосистемы, которые были оговорены в государственном контракте. В разделе 7 приведено обоснование границ особо охраняемой природной территории памятника природы, а не государственного заказника. В тексте материалов указано, что целесообразно выделение буферной зоны с менее строгими правилами охраны по границе, однако правовой режим охраны на всей территории заказника предложен одинаковый. Данные нарушения не позволили надлежащим образом определить местоположение границ особо охраняемой природной территории и обеспечить соблюдение режима особой охраны расположенных на ней природных объектов.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого постановления допущено не было. Площадь и местоположение границ природного заказника, утверждённые оспариваемым постановлением, не противоречили сведениям об исторических границах данной особо охраняемой природной территории и результатам комплексного экологического обследования. Согласно первоначальному описанию памятника природы "Клетинский бор" к нему относилась живописная зона на Волжском берегу, пионерские лагеря и другие объекты. Законодательство не устанавливало обязательных требований к форме и содержанию комплексного экологического обследования. Вместе с тем, материалы такого обследования, проведённого в отношении особо охраняемой природной территории "Клетинский бор", содержали необходимые реквизиты, подтверждали её ценность и необходимость охраны в соответствующих границах. Из них следовало, что в границы природного заказника подлежали включению земли, находившиеся на территории Титовского сельского поселения на правом берегу Угличского водохранилища на левом берегу Борковского ручья в непосредственной близости от города Кимры, деревень Клетино, Нутромо и Прислон, на которых выявлены ценные в природоохранном отношении природные комплексы и объекты, ценные в культурном, эстетическом отношении природно-антропогенные комплексы, природные комплексы, подлежащие восстановлению. Данная территория имела высокое рекреационное, культурное и природоохранное значение для Тверской области, города Кимры и прилегающих населённых пунктов, способствовала поддержанию экологического баланса территории.
Проверив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для иной правовой оценки спорных правоотношений. Указанные выше выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам административного дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, сделаны на основе доказательств, проверка и оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст. 84 КАС Российской Федерации. Установленная законодательством процедура принятия и опубликования оспариваемого постановления соблюдена. Указанные административными истцами и судом первой инстанции обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для признания его недействующим. Причины полагать, что земельные участки административных истцов включены в границы реорганизованной особо охраняемой природной территории необоснованно или в нарушение требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, отсутствуют. Напротив, отнесение ценных природных комплексов и объектов к особо охраняемой территории соответствует приведённым выше принципам природоохранного законодательства и его направленности на защиту общенационального достояния.
При таких условиях изложенные в кассационных жалобах доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалованного судебного акта.
Руководствуясь ст. 329, 330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы административных истцов - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 октября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.