Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Иванова Д.А, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО9 на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 24 июня 2022 года и апелляционное определение Московского городского суда от 25 апреля 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-1180/2022 по административному исковому заявлению ФИО10 к Минюсту России о признании решения незаконным, его отмене, исключении сведений из Реестра.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, выслушав объяснения представителя Минюста России по доверенности Колоскова Е.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Распоряжением Минюста России от 6 мая 2022 года N 587-р ФИО1 включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Считая указанное распоряжение незаконным, ФИО1 обратилась в суд с административным иском об отмене названного распоряжения и возложении обязанности на Минюст России исключить ее из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Требования мотивированы тем, что оспариваемым распоряжением нарушены ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Включение ФИО1 в соответствующий реестр возлагает на нее дополнительное бремя по предоставлению отчетности о деятельности, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, что также может негативно отразиться на репутации профессиональной деятельности. Оспариваемым распоряжением не соблюден баланс публичных и частных интересов. Считает, что принятие такого решения обусловлено политической мотивацией, а термин "иностранный агент" имеет сильную негативную коннотацию, поэтому наделение таким статусом фактически является наклеиванием унизительного ярлыка.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 апреля 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 11 июля 2023 года, заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности. В обоснование доводов кассационной жалобы указывается на недоказанность иностранного финансирования и распространения сведений иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Оспариваемое распоряжение противоречит требованиям Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного разбирательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьей 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
В силу статьи 6 названного Закона юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям,
созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержден Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216 (далее также Порядок N 216).
В соответствии с пунктами 8, 9, 14, 16 Порядка N 216 решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации являются документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации. Уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации. Сведения о лицах, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Минюста Российской Федерации в сети "Интернет" не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр.
К числу лиц, указанных в подпункте "б" пункта 2 Порядка N 216, отнесены физические лица, распространяющем сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующим в создании указанных сообщений и материалов, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.
Как следует из материалов дела и установлено нижестоящими судебными инстанциями, 6 мая 2022 года Минюстом России принято распоряжение N 587-р о включении ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Данное решение согласовано с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Основаниями для включения ФИО1 в соответствующий реестр послужила поступившая информация из Роскомнадзора о том, что административный истец с 2013 по 2016 годы являлась корреспондентом, а затем главным редактором сетевого издания "7х7 - Горизонтальная Россия" (ЭЛ N ФС 77 - 78476 08.06.2020, https://7x7-journal.ru/).
С 2015 по 2017 годы в качестве внештатного корреспондента сотрудничала с интернет-источником, не зарегистрированным в качестве СМИ, "Такие дела" (https://takiedela.ru/, информация о владельце доменного имени не выявлена) и медиапроектами правозащитной организации "Команда 29".
С 2016 года ФИО1 сотрудничает в качестве автора, главного редактора и контент-директора с сайтом проекта "Теплица социальных технологий", нацеленного на развитие сотрудничества между "гражданскими активистами" и IT-специалистами (интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, https://te-st.ru/, владелец доменного имени OOO "SPIRO"). С 2019 года проект является партнером американской некоммерческой организации "TechSoup", которая реализует программу технологической поддержки некоммерческого сектора по всему миру (https://www.techsoup.org/, владелец доменного имени TechSoup Global).
В 2017 году ФИО1 в числе авторов мультимедийного спецпроекта и онлайн-кампании "Новой газеты" против гепатита С "Вместе С" (https://vmeste-c.novayagazeta.ru/), организованных при поддержке крупнейших российских НКО, получила премию Международного центра для журналистов (International Center for Journalists, ICFJ) (https://events.vedomosti.ru/speakers/baranova-natalya-9473).
ФИО1 распространяет материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
сетевое издание "7х7 - Горизонтальная Россия" ФИО12/ ФИО1 - последняя публикация от 17 ноября 2020 года;
интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Теплица социальных технологий" "данные изъяты"/ - последняя публикация от 01 октября 2021 года;
" "данные изъяты" - около 3, 1 тыс. подписчиков;
" "данные изъяты" - около 400 подписчиков, контент не обновляется с 14 февраля 2018 года;
" "данные изъяты" - менее 1 тыс. подписчиков;
"данные изъяты"/ - около 2 тыс. подписчиков, закрытый профиль;
" "данные изъяты" - около 1, 2 подписчиков, закрытый профиль.
Также выявлены факты распространения ФИО1 за период с февраля 2021 по февраль 2022 года сообщений и материалов Гройсман С.Р, внесенной в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
8 апреля 2022 года Росфинмониторинг сообщил Минюсту России об установлении факта получения ФИО1 иностранного финансирования путем получения в октябре 2021 года около 27 000 рублей со счета Fundacja Instytut Reportazu (Польша).
Также на принадлежащей истцу счет, с октября 2021 - март 2022 года поступило около 15, 600 долларов со счета Internews Network (США), с назначением платежа Payment for information serviceunder agreemen.
Судом первой инстанции исследовано письмо Росфинмониторинга, информация, изложенная в письменных возражениях Минюста России, признана соответствующей информации, изложенной в письме Росфинмониторинга.
При таких обстоятельствах, установленных по делу, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято Минюстом России в пределах своей компетенции при соблюдении процедуры согласования с МИД России и при наличии законных к тому оснований в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах, подтверждены доказательствами, которым дана верная правовая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы процедура принятия оспариваемого распоряжения и уведомления о нем, административным ответчиком не нарушена, факты дискриминации и чрезмерного вмешательства государства в частные дела административного истца, наличие политических мотивов оспариваемого распоряжения, не установлено, права административного истца, в том числе, на уважение частной жизни, свободное выражение мнения, равенства, не нарушены.
Отвергая доводы административного истца о недоказанности иностранного финансирования, суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе, функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Указанные полномочия Управления определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 808.
Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Росфинмониторинг осуществляет полномочия по осуществлению сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (пункт 5 Положения).
В подпункте 13 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу предусмотрено, что Росфинмониторинг координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности.
Таким образом, именно Росфинмониторинг, выполняя возложенные на него государственные функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами, вправе соответствующую информацию собирать и предоставлять в распоряжение федеральных органов власти.
Оспариваемые действия Минюста России о включении ФИО1 в реестр основаны, в том числе, на информации, предоставленной указанным выше органом об иностранном финансировании. Оснований считать предоставленную Росфинмониторингом информацию недостоверной, не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций дана неправильная оценка представленным доказательствам в силу статьи 329 КАС РФ не могут являться предметом проверки суда кассационной инстанции, поскольку кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 24 июня 2022 года, апелляционное определение Московского городского суда от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 20 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.