Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 8 февраля 2023 года, вынесенное по административному делу Скопинского районного суда Рязанской области N 2а-694/2022 по административному исковому заявлению Митрюкова Алексея Николаевича к ФСИН России, ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 62 ФСИН России", Медицинской части N 3 ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 62 ФСИН России" о признании бездействия незаконным и присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Митрюков А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-62 ФСИН России и ФСИН России о признании бездействия незаконным и присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в размере, эквивалентном 2000 евро.
В обоснование административного иска, с учетом дополнения административного иска Митрюков А.Н. ссылался на то, что с 12 января 2022 года он отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области. Первичный медицинский осмотр и прием у "данные изъяты" в филиале медчасти N 3 ФКУЗ МСЧ-62 ФСИН России был 18 января 2022 года, спустя 6 дней после прибытия в ИК. В период с января по марта 2022 года он неоднократно предъявлял медицинскому персоналу учреждения жалобы на здоровье, наличие у него хронических заболеваний: "данные изъяты" и "данные изъяты". В его медицинской карте амбулаторного больного стоят отметки о наличии "данные изъяты" Однако необходимое медицинское обследование и лечение он своевременно не получил, длительное время испытывал боль.
Решением Скопинского районного суда Рязанской области от 5 октября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 8 февраля 2023 года, решение Скопинского районного суда Рязанской области отменено с принятием нового решения, которым административные исковые требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия МЧ N 3 ФКУЗ МСЧ-62 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-62, ФСИН России, выразившееся в ненадлежащем обеспечении условий содержания и лечения в исправительном учреждении Митрюкова А.Н. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Митрюкова А.Н. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 50 000 рублей. В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 16 августа 2023 года, представителем административного ответчика ФСИН России по доверенности ФИО1 ставится вопрос об отмене апелляционного определения по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены апелляционного определения.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу части 3 статьи 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 5 этой же статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
На основании ч. 6 ст. 12 Уголовного-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно ч.1 и ч.5 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Медицинская помощь осужденным к лишению свободы оказывается медицинской организацией УИС в соответствии с Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2018 г, регистрационный N 49980) с изменениями, внесенными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 6 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2020 г, регистрационный N 57494).
Согласно 8 вышеуказанного Порядка, лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе (далее - ШИЗО), дисциплинарном изоляторе (далее - ДИЗО), в помещении, функционирующем в режиме СИЗО (далее - ПФРСИ), в помещении камерного типа (далее - ПКТ), едином помещении камерного типа (далее - ЕПКТ), в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания (далее - медицинские кабинеты), при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта).
"данные изъяты"
В соответствии со статьей 79 УИК РФ прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В период пребывания в карантинном отделении осужденные находятся в обычных условиях отбывания наказания. Во время нахождения в карантине осужденные проходят углубленный врачебный осмотр с целью выявления имеющихся заболеваний, оценки состояния здоровья.
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Согласно ч.6 ст.99 УИК РФ больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.
Приказом Минюста России от 17.09.2018 N 189 (зарегистрирован в Минюсте России 19.09.2018 N 52188) установлены повышенные нормы питания, рационов питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья (ч. 6 ст. 12 УИК РФ).
Обращаясь в суд с административным иском, Митрюков А.Н. ссылался на то, что в период с января по март 2022 года он неоднократно предъявлял медицинскому персоналу учреждения жалобы на здоровье, наличие у него документально подтвержденных хронических заболеваний: "данные изъяты" и "данные изъяты". Однако необходимое медицинское обследование и лечение он своевременно не получил, длительное время испытывал боль.
Отказывая в удовлетворении заявленных Митрюковым А.Н. требований, суд первой инстанции не установилфактов ненадлежащего содержания осужденного в местах лишения свободы, придя к выводу, что медицинская помощь и лечение административного истца осуществлялась на основании имевшихся сведений о его состоянии здоровья.
Отменяя решение суда и частично удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции установил, что медицинская документация, подтверждающая состояние здоровья Митрюкова А.Н, в том числе наличие "данные изъяты" и "данные изъяты", поступила к административным ответчикам одновременно с осужденным, в январе 2022 года. Так, из исследованных судом апелляционной инстанции медицинских документов следует, что диагноз "данные изъяты" установлен административному истцу в 2013 году, а "данные изъяты" в ноябре 2021 года.
Сразу при поступлении в исправительное учреждение Митрюков А.Н. предъявлял жалобы на состояние здоровья, ссылаясь на наличие у него хронических заболеваний. Однако на протяжении нескольких месяцев (с января по март 2022 года) осужденному не проведены необходимые обследования и не назначено лечение. При этом факт наличия у административного истца "данные изъяты" и "данные изъяты" подтвержден проведенными медицинскими обследованиями соответственно в марте и апреле 2022 года. После чего назначено необходимое лечение.
Выявленные судом апелляционной инстанции нарушения свидетельствуют о нарушении права осужденного на охрану здоровья и являются основанием для присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Частично удовлетворяя административные исковые требования, суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеприведенные положения УИК РФ, исходил из того, что необеспечение административного истца необходимой медицинской помощью следует признать нарушением условий содержания Митрюкова А.Н. в исправительном учреждении.
Исходя из характера нарушений и продолжительности содержания Митрюкова А.Н. в ненадлежащих условиях, суд посчитал соответствующей требованиям разумности и справедливости компенсацию в размере 50 000 руб, которую и взыскал в пользу административного истца.
Оснований не согласиться с соответствующим выводом суда апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется. Мотивы, по которым суд пришел к указанному выше выводу, подробно со ссылками на установленные обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит апелляционное определение законным и обоснованным. В кассационной жалобе обоснованность выводов суда апелляционной инстанции не опровергнута.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении настоящего спора судом правильно применены нормы материального права, определены юридически значимые обстоятельства по делу и дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом также не допущено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 8 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 5 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.