Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Чистякова Сергея Александровича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 22 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 7 июня 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-466/2023 по административному исковому заявлению Чистякова Сергея Александровича к Управлению ФССП России по Костромской области, отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Костроме и Костромскому району УФССП России по Костромской области, судебным приставам-исполнителям данного отделения Путягиной Е.А, Веселовой А.М. о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Чистяков С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением признании незаконным бездействия, выразившегося в составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), 2 февраля 2021 года в нарушение установленных законом сроков.
Несвоевременное составление протокола об административном правонарушении привело к искусственному увеличению срока неуплаты алиментов, а также к тому, что предполагаемое правонарушение не было пресечено по вине должностного лица. Срок неуплаты алиментов должен исчисляться не до 2 февраля 2021 года, когда был составлен протокол, а до 12-14 января 2021 года, когда он должен был быть составлен. Указанное свидетельствует об отсутствии в течение двух месяцев подряд неуплаты алиментов.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 28 июня 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 10 октября 2022 года вышеуказанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 22 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 7 июня 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 23 августа 2023 года, административным истцом ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу ст. 12 Федерального закона 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершать иные действия, предусмотренные Законом об исполнительном производстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель, в том числе, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе, с момента составления протокола об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 5.35.1 КоАП РФ, вправе составлять судебные приставы (пункт 77 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).
Одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении (то есть соответственно к составлению протокола об административном правонарушении) является непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
При выявлении совершения административного правонарушения должностное лицо немедленно составляет протокол об административном правонарушении. Однако если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (статья 28.5 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, на принудительном исполнении в ОСП по ВАПД по г. Костроме и Костромскому району УФССП России по Костромской области находится исполнительное производство N 13430/19/44033-ИП, возбужденное 19 августа 2019 года на основании судебного приказа N 2-1429/2019 от 19 июля 2019 года, выданного мировым судьёй судебного участка N7 Свердловского судебного района г. Костромы, предмет исполнения: взыскание с должника Чистякова С.А. в пользу Чистяковой И.Ю. алиментов на содержание детей ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р, в размере 1/3 части всех доходов должника.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 29 ноября 2019 года исполнительное производство окончено на основании пункта 8 части 1 статьи 47 Закона исполнительном производстве (направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом).
12 января 2021 года судебным приставом-исполнителем с взыскателя Чистяковой И.Ю. получены объяснения, из которых следует, что должник алименты не платит с июля 2020 года, материальную помощь не оказывает, просила привлечь должника к административной ответственности за неуплату алиментов от двух и более месяцев.
28 января 2021 года постановлением заместителя начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава ОСП по ВАПД по г. Костроме и Костромскому району УФССП России по Костромской области постановление об окончании исполнительного производства от 29 ноября 2019 года отменено, исполнительное производство возобновлено.
Чистяков С.А. подвергнут приводу к судебному приставу-исполнителю и в этот же день судебным приставом-исполнителем Лебедевой Н.А. с него получено объяснение относительно обстоятельств уплаты алиментов.
2 февраля 2021 года, судебным приставом-исполнителем Веселовой А.М. отношении Чистякова С.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ (неуплата родителем без уважительных причин алиментов в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что составление протокола об административном правонарушении в отношении Чистякова С.А. 2 февраля 2021 года не повлияло на квалификацию его действий по КоАП РФ. Кроме того, исходя из установленных судебным приставом обстоятельств, у сотрудника имелись основания составления указанного протокола об административном правонарушении, поскольку данные о наличии события административного правонарушения появились у судебного пристава-исполнителя 2 февраля 2021 года, после взятых объяснения с Чистякова С.А, который сообщил об отсутствии уважительных причинах неуплаты алиментов.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, которые основаны на действующем законодательстве.
По мнению судебной коллегии, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя, а было вызвано необходимостью совершения действий, направленных на получение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Кроме того, следует отметить, что негативные правовые последствия в виде привлечения к административной, а затем уголовной ответственности за неуплату алиментов на содержание детей возможно избежать, своевременно исполняя возложенную законом и судебным актом обязанность по уплате алиментов.
Таким образом, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 22 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 7 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Чистякова Сергея Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 6 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.