Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 13 июля 2023 года, вынесенное по административному исковому заявлению Владимирской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени, утилизационного сбора и пени, Заслушав доклад судьи Жудова Н.В, выслушав представителя административного истца ФИО5, поддержавшего кассационную жалобу, представителя Владимирской таможни ФИО6, возражавшую по жалобе, судебная коллегия
установила:
Владимирская таможня обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании таможенных платежей, утилизационного сбора и пени.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Республику Армения ввезен автомобиль "данные изъяты" г/н N растаможенный по ставкам, отличным в сторону уменьшения от общих ставок таможенных пошлин ЕАЭС, выпущен под таможенную процедуру - для внутреннего потребления.
ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи ФИО1 приобрел указанный автомобиль и ДД.ММ.ГГГГ ввез на территорию Российской Федерации.
В отношении таможенных платежей ФИО1 Владимирской таможней ДД.ММ.ГГГГ сформирован расчет таможенных платежей за N N, который направлен в его адрес письмом ДД.ММ.ГГГГ N.
Платежи административным ответчиком не произведены.
Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи.
Поскольку судебный приказ исполнен частично путем принудительного взыскания до его отмены в сумме 415 883, 88 руб. административный истец просил суд взыскать с административного ответчика таможенные платежи в сумме 1 379 679, 22 руб, пени в сумме 1020 807, 26 руб, утилизационной сбор в сумме 5 200 руб, пени в сумме 2 109, 60 руб.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 28.02.2023 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 13 июля 2023 года, с учетом определения от 17.08.2023 г. об исправлении описки, решение суда отменено, административное исковое заявление Владимирской таможни удовлетворено в части.
Постановлено взыскать с ФИО1 таможенные платежи в сумме 1 379 679, 22 руб, пени в сумме 806 885, 87 руб. утилизационный сбор в сумме 5200 руб, пени в сумме 1 842, 19 руб. и госпошлину в доход местного бюджета в размере 20 237, 64 руб.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 июля 2023 года, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как не соответствующего требованиям закона, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев административное дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Республика Армения присоединилась в Договору о ЕАЭС, а также к другим международным договорам, входящим в право ЕАЭС.
Вопросы статуса автомобилей, ввезенных в Республику Армению для личного пользования и размера подлежащих уплате таможенных платежей в переходный период присоединения Республики Армения к праву Евразийского экономического союза, регламентированы Приложениями 3 и 4 к Договору о присоединении, а также решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования".
Вопреки доводам жалобы суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку представленным доказательствам и учел, что в соответствии с пунктами 30, 31 и 35 Условий и переходных положений о применении Республикой Армения Договора о ЕАЭС (приложение N 3 к Договору о присоединении) предусмотрена возможность временного ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения и сохранивших статус иностранных товаров, с территории Республики Армения на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов, с учетом пункта 31 настоящего приложения.
Суд пришел к правильному выводу о том, что транспортное средство выпущено в свободное обращение на территории Республики Армения ДД.ММ.ГГГГ с уплатой ставок, установленных в Республике Армения и отличных от ставок, установленных приложением N 2 к Решению Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 года N 107 или ЕТТ ЕАЭС, что определяет условия ввоза такого транспортного средства, обладающего статусом иностранного товара.
Судом также верно установлено, что транспортное средство статусом товара ЕАЭС не обладает, разница в таможенных платежах не уплачена.
Принимая во внимание, что спорное транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года и в силу пункта 31 Условий и переходных положений имеет статус иностранного товара, в отношении них административным ответчиком, являющимся резидентом Российской Федерации, при их ввозе на территорию Российской Федерации необходимо было осуществить таможенное декларирование такого транспортного средства и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по указанным выше ставкам.
Является правильным вывод суда о том, что освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии со статусом участника Государственной программы может быть представлено иностранным лицам (лицам, не проживающим в странах ЕАЭС), осуществляющим ввоз транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС из стран, не являющихся странами - участницами ЕАЭС.
Кроме того, статус соотечественника получен административным ответчиком после ввоза автомобиля в Россию.
В течение шестимесячного срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ), статьей 286 КАС РФ, после отмены судебного приказа, таможенный орган обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в связи с чем довод жалобы о пропуске таможенным органом срока взыскания таможенных платежей является необоснованным.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено 7 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.