Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В. и Иванова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда города Тамбова от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 19 июля 2023 года по административному делу по административному иску Кузьминой Ирины Николаевны об оспаривании отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-527/2023).
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Иванова Д.А, объяснения представителя Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области ФИО10 представителя Министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области ФИО11 представителя административного истца ФИО12, судебная коллегия
установила:
Кузьмина И.Н. являлась собственником девяти земельных участков с кадастровыми номерами N категории "земли сельскохозяйственного назначения", расположенных на территории "адрес" (далее - земельные участки) (т. 1 л.д. 23-54, 150-189).
26 и 31 октября 2022 года она обратилась в комитет по управлению имуществом (впоследствии - Министерство имущественных отношений и государственного заказа) Тамбовской области с заявлениями о переводе земельных участков в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" (т. 1 л.д. 57-59).
23 декабря 2022 года Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее - министерство имущественных отношений) направило Кузьминой И.Н. письменный ответ, в котором указало, что оснований для перевода земельных участков из одной категории в другую не имелось вследствие отсутствия документации по планировке территории и невозможности дать оценку соответствию целевого назначения земельных участков такой документации (далее - оспариваемое решение) (т. 1 л.д. 6).
18 января 2023 года Кузьмина И.Н. подала в Тамбовский районный суд города Тамбова административный иск к министерству имущественных отношений, просила признать оспариваемое решение незаконным, обязать административного ответчика принять решение о переводе земель из одной категории в другую. В обоснование иска указано, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права Кузьминой И.Н, так как испрашиваемый перевод соответствовал утвержденным документам территориального планирования (т. 1 л.д. 4-5, 55).
К участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечён Министр имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области ФИО13, а в качестве заинтересованных лиц - администрация Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (далее - Донской сельсовет), Министерство архитектуры и градостроительства Тамбовской области (далее - министерство градостроительства) (т. 1 л.д. 1-2, 132-134, т. 2 л.д. 19-20а).
16 марта 2023 года Тамбовский районный суд города Тамбова вынес решение о частичном удовлетворении административного иска: признал оспариваемое решение незаконным и обязал министерство имущественных отношений повторно рассмотреть вопрос о переводе земельных участков из одной категории в другую в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу (т. 2 л.д. 39-48). Министерство имущественных отношений обжаловало его в апелляционном порядке. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 19 июля 2023 года решение суда остановлено без изменения (т. 2 л.д. 132-136).
В кассационной жалобе, поданной 10 августа 2023 года, министерство имущественных отношений просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении административного иска. В жалобе указано, что суды неправильно применили нормы материального права, согласно которым для перевода земель из одной категории в другую требовалось наличие утверждённой документации по планировке территории. Такая документация на территорию, на которой находились земельные участки, отсутствовала.
В суде кассационной инстанции представители министерства имущественных отношений ФИО14 и министерства градостроительства ФИО6 поддержали кассационную жалобу. Представитель административного истца ФИО8 возражала против её удовлетворения. Остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились, представителей не направили. О судебном заседании извещались надлежащим образом, ходатайств о его отложении не подавали. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328).
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к выводу о том, что такие основания по данному делу отсутствуют.
Суды установили, что согласно генеральному плану Донского сельсовета земельные участки относились к функциональной зоне "Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры", не входили в особо ценные сельскохозяйственные угодья. Ограничений и запретов на отнесение таких участков к категории, которую хотел установить административный истец, не имелось. Иные варианты размещения планируемых объектов отсутствовали. Документация по планировке территории не составлялась. С учётом данных обстоятельств, а также правовых норм, установленных Земельным кодексом (далее - ЗК) Российской Федерации, Градостроительным кодексом (далее - ГрК) Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель), содержание которых подробно приведено в обжалуемых судебных актах, суды пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для иной правовой оценки спорных правоотношений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 1 и 2 ст. 36).
В ЗК Российской Федерации указано, что данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах: учёта значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подп. 1, 8, 10, 11 ст. 1).
Согласно Закону о переводе земель перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если её проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утверждённым документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (ст. 4).
Таким образом, законодательство предусматривает возможность перевода земельных участков, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, в земли иных категорий с учётом указанных выше основополагающих правовых подходов и принципов и для исключения необоснованного ограничения прав собственников земельных участков на их свободное использование устанавливает закрытый перечень оснований для отказа в таком переводе, к которым относится несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка документации по планировке территории, указанное административным ответчиком в оспариваемом решении.
Вместе с тем, ссылки административного ответчика на наличие такого основания по данному делу не нашли подтверждения. Отсутствие документов по планировке территории не позволяет утверждать, что испрашиваемый перевод им не соответствовал. Согласно ГрК Российской Федерации решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории принимают органы власти (п. 2 ч. 1 ст. 6, п. 2 ст. 7, п. 4 ч. 1 ст. 8, ст. 45). Поскольку документация по планировке территории не утверждалась в установленном порядке, основания полагать, что испрашиваемое изменение категории земель противоречит данной документации, не имеется. Её отсутствие само по себе не может служить препятствием для перевода земельных участков из земель одной категории в другую.
При таких обстоятельствах изложенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии причин для отмены постановленных по делу судебных актов.
Руководствуясь ст. 329, 330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского районного суда города Тамбоваот 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 19 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 октября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.