Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А, судей Лысовой Е.В, Анненковой К.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (в настоящее время Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области) о включении в стаж работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально - экономическим статусом периодов работы и нахождения в отпуске по уходу за ребенком, досрочном назначении пенсии по старости, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 17 октября 2022 г, заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Кисловой Е.А,
УСТАНОВИЛА:
ФИО11 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (далее по тексту - ГУ- ОПФР по Тамбовской области) (в настоящее время после реорганизации Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области) о включении в стаж работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально - экономическим статусом периодов работы и нахождения в отпуске по уходу за ребенком, досрочном назначении пенсии по старости.
В обоснование исковых требований истец указала, что с 1 апреля 1988 г. была принята на работу в Объединение общественного питания ФИО2 РПС на должность технолога ООП. С 7 августа 1989 г. ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до исполнения им возраста трех лет. В июне 1992 г. вышла на работу, с 12 июля 1993 г. была уволена с должности технолога ООП.
Решением ГУ - ОПФР по Тамбовской области от 20 апреля 2022 г. N ФИО1 отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Истец обращает внимание на то, что до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Законодательство не содержит запрета на включение периодов нахождения на больничном листе по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы на территории с льготным социально-экономическим статусом.
ФИО11 просила суд отменить решение ГУ - ОПФР по Тамбовской области от 20 апреля 2022 г. N об отказе в назначении пенсии, включить в стаж работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 7 августа 1989 г. по 12 июня 1992 г, период работы в должности технолога ООП Объединения общественного питания ФИО2 райпотребсоюза с 12 июня 1992 г. по 31 декабря 1992 г, назначить пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на один год в связи с работой на территории зоны с льготным социально- экономическим статусом с 18 апреля 2022 г.
Решением ФИО2 районного суда Тамбовской области от 27 июля 2022 г. ФИО1 включены в стаж работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом: период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 7 августа 1989 г. по 12 июня 1992 г.; период работы в должности технолога Объединения общественного питания ФИО2 РПС с 13 июня 1992 г. по 31 декабря 1992 г.
На ГУ - ОПФР по Тамбовской области возложена обязанность назначить ФИО1 досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на один год в связи с работой на территории зоны проживания (работы) с льготным социально - экономическим статусом с 18 апреля 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 17 октября 2022 г, решение ФИО2 районного суда Тамбовской области от 27 июля 2022 г. в части включения ФИО1 в стаж работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально - экономическим статусом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 7 августа 1989 г. по 12 июня 1992 г. и возложении на ГУ - ОПФР по "адрес" обязанности назначить ФИО1 досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на один год в связи с работой на территории зоны проживания (работы) с льготным социально - экономическим статусом с 18 апреля 2022 г. отменено и в этой части принято новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в стаж работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 7 августа 1989 г. по 12 июня 1992 г. и возложении на ГУ - ОПФР по "адрес" обязанности назначить досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на один год в связи с работой на территории зоны проживания (работы) с льготным социально- экономическим статусом с 18 апреля 2022 г. отказано.
В остальной части это же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представителем ответчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" по доверенности ФИО9 представлены возражения на кассационную жалобу, в которых просила апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, также просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО11 с 1 апреля 1988 г. принята на работу в Объединение общественного питания ФИО2 РПС на должность технолога.
Справкой N от 26 января 2022 г, выданной администрацией ФИО2 поссовета ФИО2 "адрес", подтверждается, что Объединение общественного питания ФИО2 РПС находилось в черте р. "адрес" ФИО2 "адрес".
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о включении периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 7 августа 1989 г. по 12 июня 1992 г. в период проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом суд первой инстанции исходил из того, что, находясь в отпуске по уходу за ребенком, истец ФИО11 сохранила рабочее место в Объединении общественного питания ФИО2 "адрес", который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета на включение периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком и принимая новое об отказе в удовлетворении указанных требований, суд апелляционной инстанции указал, что в данный период ФИО11 находилась по месту проживания в с. ФИО2 "адрес", что истцом не отрицается, данный населенный пункт не относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы истца о том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж при назначении пенсии за выслугу лет по аналогии положений Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N166-ФЗ) право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно абзацу 2 подпункта 2 пункта 2 той же статьи пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 г. и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 г. среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 г. плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации N 1244-1
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон Российской Федерации N 1244-1) зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне У4 среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать1 мЗв (0.1 бэр).
Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137 долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью 2 статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В силу примечания к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 33) от 19 апреля 2000 г. N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения, до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31-37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. N 557-р р.п. Сосновка Сосновского района Тамбовской области включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р.
Поскольку, исходя из изложенных норм, правом на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста предоставлено лицам, работающим или проживающим на территории зоны проживания с льготно-экономическим статусом, при этом в ходе рассмотрения дела установлено, что в период ухода за ребенком истец в р.п. Сосновка не работала и не проживала, то суд апелляционной инстанции обосновано отказал во включении ФИО1 в стаж работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально - экономическим статусом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 7 августа 1989 г. по 12 июня 1992 г. Без указанного периода у истца не возникает право на пенсию с 18 апреля 2022 г.
Довод кассационной жалобы о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж отмену апелляционного определения не влечет, поскольку в данном случае юридически значимым является продолжительность постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судом произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права нарушены не были. Исходя из установленных фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 17 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.