Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО8, судей ФИО5, ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области к МКУП Поназыревского муниципального района Костромской области "Поназыревское ЖКХ" об устранении нарушения санитарного законодательства (номер гражданского дела, присвоенный судом первой инстанции 2-876/2022)
по кассационной жалобе МКУП Поназыревского муниципального района Костромской области "Поназыревское ЖКХ" на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 1 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 29 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО8, объяснения представителя МКУП Поназыревского муниципального района Костромской области "Поназыревское ЖКХ" адвоката ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области обратилось в суд с иском к МКУП Поназыревского муниципального района Костромской области "Поназыревское ЖКХ" об устранении нарушения санитарного законодательства.
В обоснование иска указано, что в рамках социально-гигиенического мониторинга был проведен лабораторный контроль питьевой воды в централизованной системе водоснабжения поселка Поназырево Костромской области. По результатам контроля выявлено, что средние показатели проб питьевой воды не соответствуют гигиеническим нормативам. Водоснабжение в п.Поназырево и Поназыревском муниципальном районе осуществляет ответчик. В ДД.ММ.ГГГГ годах в адрес МКУП "Поназыревское ЖКХ", а также в адрес главы администрации Поназыревского муниципального района Костромской области направлялись уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения. В ответ на уведомление от ДД.ММ.ГГГГ года в адрес территориального отдела от МКУП "Поназыревское ЖКХ" для согласования поступила программа по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями законодательства. Однако данная программа согласована не была ввиду отсутствия в ней конкретных мероприятий, позволяющих дать оценку возможности или невозможности достижения нормируемых показателей качества питьевой воды в п.Поназырево, установленных требованиями законодательства в период реализации данного плана. Ответы на уведомления от ДД.ММ.ГГГГ годов не получены, к исполнению не приняты.
Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 1 декабря 2022 года на МКУП "Поназыревское ЖКХ" возложена обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства, постановлено в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соответствие питьевой воды, поставляемой жителям поселка Поназырево и Поназыревского муниципального района, гигиеническому нормативу по содержанию бора и общей минерализации (сухого остатка).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 29 марта 2023 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции (и с ним согласилась апелляционная инстанция), руководствуясь положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", установив, что при осуществлении гигиенического мониторинга питьевой воды в ДД.ММ.ГГГГ году установлено не соответствие проб питьевой воды гигиеническим нормативам, ответчик является организацией, осуществляющей поставку питьевой воды жителям поселка и района, взимает плату за предоставление данной услуги, однако обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды системы холодного водоснабжения не исполнил, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и возложения на ответчика обязанности по организации водоснабжения надлежащим образом.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В силу частей 5-9, 12 данной статьи в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации.
На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.
Между тем, как установлено судами, в ДД.ММ.ГГГГ годах в адрес ответчика и главы администрации Поназыревского района были направлены уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения.
До настоящего времени какой-либо план мероприятий МКУП "Поназыревское ЖКХ" не согласован с соответствующими органами, питьевая вода не соответствует требованиям санитарного законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что план развития системы водоснабжения утвержден решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, о принятии решения об утверждении плана территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, не свидетельствует. Доказательства утверждения плана в материалах дела отсутствуют, истцом факт такого утверждения отрицался.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что имеются основания для возложения на ответчика обязанности по обеспечению качества питьевой воды установленным требованиям.
Доводы кассационной жалобы о том, что кассатор является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению. Именно на ответчике лежит обязанность обеспечить подачу питьевой воды, соответствующего качества, в то время как органы местного самоуправления обязаны обеспечить необходимые условия. Таким образом, действующее законодательство предполагает совершение необходимых действий в целях достижения положительного результата как организацией, обеспечивающей водоснабжение, так и органами местного самоуправления в пределах полномочий каждого.
Доводы кассационной жалобы, фактически, являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемых постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушения либо неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судами не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шарьинского районного суда Костромской области от 1 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 29 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу МКУП Поназыревского муниципального района Костромской области "Поназыревское ЖКХ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.