Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Анненковой К.К, судей Курлаевой Л.И, Ивановой Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области об обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж, по кассационной жалобе ФИО5 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 03 июля 2023 года, по кассационной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на решение Симоновского районного суда города Москвы от 12 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N по "адрес" и "адрес", в котором просит обязать ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчиком отказано истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Решением Симоновского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен, обязано Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (ИНН N) включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы ФИО5 (СНИЛС N) периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по. ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 03 июля 2023 года решение Симоновского районного суда г. Москвы от 12 декабря 2022 года отменено в части обязания Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В данной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО5, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, кассатор просит отменить апелляционное определение в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж- дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды моей работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, кассатор просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование своей позиции, указывает, что обстоятельства, имеющие значение для дела судебными инстанциями установлены не были. Считает, что суды необоснованно приняли решение о включении в подсчет специального стажа периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - врач клинической лабораторной диагностики ФКУЗ "Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказания.
В суде кассационной инстанции представитель истца по ФИО8 доводы кассационной жалобы поддержала, возражала против удовлетворения жалобы, поданной ответчиком.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора (N, N), кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, оснований для отложения судебного разбирательства не усматривает.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 отказано в назначении пенсии в связи с тем, что стаж на соответствующих видах работ составил менее требуемых пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 30 лет.
Ответчиком установлен стаж истца на соответствующих видах работ 27 лет 3 месяца 10 дней.
В стаж истца на соответствующих видах работ не были включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по. ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ? врач клинической лаборатории диагностики в филиале ООО "Газпром Трансгаз Москва "Центр диагностики и реабилитации", так как сведения о работе сданы без кода льготы и ставки.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в решении об отказе в назначении страховой пенсии по старости не отражен.
Как следует из трудовой книжки, ДД.ММ.ГГГГ истец принята в ООО "Газпром Трансгаз Москва" Филиал "Центр диагностики и реабилитации" в клинико- диагностическую лабораторию лечебно-диагностических подразделений Центра диагностики и реабилитации на должность заведующего отделением-врача клинической: лабораторной диагностики высшей категории, ДД.ММ.ГГГГ уволена по инициативе работник; ДД.ММ.ГГГГ принята в ФКУ здравоохранения - главный клинический медицинский центр социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний в клинико-диагностическую лабораторию на должность врача клинической лаборатории диагностики, согласно записи от ДД.ММ.ГГГГ, работает по настоящее время.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО5 работала в филиале ООО "Газпром трансгаз Москва" "Центр диагностики и реабилитации" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принята на работу на должность заведующего отделением- врача клинической лабораторной диагностики высшей категории Клинико-диагностической лаборатории Лечебно-диагностических подразделений Центра диагностики и реабилитации филиала ООО "Газпром трансгаз Москва" "Центр диагностики и реабилитации" с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N/к от ДД.ММ.ГГГГ), уволена ДД.ММ.ГГГГ (приказ N/к от ДД.ММ.ГГГГ). В течение периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на полную ставку. Отпуска по Коллективному договору с сохранением среднего заработка не предоставлялись. Отпуск без сохранения заработной платы предоставлялся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ N/отп от ДД.ММ.ГГГГ).
За период работы повышала квалификацию ДД.ММ.ГГГГ (согласно табелю учета рабочего времени). Общий стаж работы ФИО5 в филиале на дату ДД.ММ.ГГГГ составляет 08 месяцев 11 дней.
Филиал ООО "Газпром трансгаз Москва" "Центр диагностики и реабилитации" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии и Положения о филиале.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положениями ст.6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного, страхования", суд первой инстанции пришел к выводу об обязании ответчика включить в стаж работы истца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в филиале ООО "Газпром трансгаз Москва" "Центр диагностики и реабилитации", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФКУЗ "Главный клинический центр медицинской и Социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний", и исходил из того, что отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведений за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, непредставление индивидуальных сведений персонифицированного учета застрахованного лица не может служить основанием для отказа во включении указанных периодов в специальный стаж истца.
При включении периода работы в подсчет специального стажа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФКУЗ "Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний", суд исходил из сведений, изложенных в письме ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О факте льготной работы Селивановой С.В.", в котором указано, что истец работает в ФКУ НИИИТ ФСИН России с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N-лс) в должности врача клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории на 1, 0 ставку; отпуска без сохранения заработной платы, учебные и отпуска по уходу за ребенком не предоставлялись; на курсы повышения квалификации не направлялась; совмещения профессий не медицинского профиля не было. Также отмечено, что п.8 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований), и врачи-специалисты всех наименований, осуществляющих лечебную деятельность в них.
Проверяя законность решения суда, судебная коллегия, признав обоснованными выводы суда в части включения в специальный стаж истца периодов работы в ФКУЗ "Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний", не согласилась с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требования истца об обязании ответчика включить в стаж работы истца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в филиале ООО "Газпром трансгаз Москва" "Центр диагностики и реабилитации".
Отменяя решение суда в указанной части и принимая новое об отказе истцу в удовлетворении требований о включении в стаж работы истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в филиале ООО "Газпром трансгаз Москва" "Центр диагностики и реабилитации" суда апелляционной инстанции, исходил из того, что такие виды учреждений как акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, осуществляющие медицинскую деятельность, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, который подлежит применению к спорным периодам трудовой деятельности истца, не поименованы.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой инстанции в неотмененной части и апелляционной инстанции верными, оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов по доводам кассационных жалоб сторон не усматривает.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066, Правила N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее - Перечень N 1397).
Из приведенных выше нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Из статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что хозяйственные общества, в том числе в форме общества с ограниченной ответственностью, отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Частью 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего
учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая ФИО5 в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы в обществе с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" "Центр диагностики и реабилитации", суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что разделом "Наименование должностей" Списка N 781 предусмотрена должность врача в учреждениях здравоохранения, при этом, в разделе "Наименование учреждений" общества с ограниченной ответственностью не поименованы, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца в указанной части у суда первой инстанции не имелось.
Устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-О).
В спорные периоды истец работал в обществе с ограниченной ответственностью, основной целью деятельностью которого является извлечение прибыли. Данные организации не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья. Доводы об обратном, основаны на неверном толковании норм права.
Медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), вследствие чего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности само по себе не свидетельствует о тождественности занимаемых истцом в названном Обществе должностей должностям в учреждениях здравоохранения.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, суд первой инстанции, а впоследствии и суд апелляционной инстанции при разрешении требований о включении в специальный стаж истца периодов работы на должности врача клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории ФКУЗ "Главный клинический центр медициной и социальной реабилитации ФСИН", применительно к вышеприведенному законодательству, обоснованно принял во внимание данные проверки территориальным органом пенсионного фонда факт льготной работы Селивановой С.В. по материалам наблюдательного дела ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России.
Доводы кассационных жалоб сторон не могут являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, выражают субъективное отношение к правильности разрешения спора, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела; о нарушении либо неправильном применении норм материального права или норм процессуального права, в связи с чем на основании части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ в части оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационные жалобы ФИО5, отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.