Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Анненковой К.К, судей Ивановой Т.С, Курлаевой Л.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пышкина Сергея Валентиновича к Министерству социальной защиты и семейной политики "адрес" о признании приказа незаконным в части, возложении обязанности оказать государственную социальную помощь на основании социального контракта, взыскании убытков и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе истца Пышкина Сергея Валентиновича
на решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С, объяснения истца Пышкина Сергея Валентиновича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пышкин С.В. обратился с иском к Министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании приказа незаконным в части, возложении обязанности оказать государственную социальную помощь на основании социального контракта, взыскании убытков и компенсации морального вреда.
Просил признать незаконным и отменить пункт 1.20 приказа Управления социальной защиты и семейной политики "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ф, обязать ответчика заключить социальный контракт, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб. 00 коп, взыскать убытки в сумме 443 руб. 00 коп. за каждый день за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, а также судебные расходы на проезд.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Центр социальных услуг населения "адрес", подав заявление и необходимый комплект документов для заключения социального контракта на основании постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку оказался в трудной жизненной ситуации - являлся и является безработным, состоял на учете в службе центра занятости, имел среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
На основании приказа Управления социальной защиты и семейной политики "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ф ему отказано в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта после проведенной ответчиком проверки представленных истцом документов, в качестве обоснования указано, что заявитель может повысить свои доходы до величины прожиточного минимума, установленной в области.
С принятым решением ответчика не согласен, поскольку находится в трудной ситуации по не зависящим от него причинам, экономическая ситуация в стране подтолкнула работодателя к сокращению его должности. Обращаясь к ответчику, он просил оказать помощь для открытия своего дела. По мнению истца, целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является выход малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, на более высокий уровень жизни, за счет собственных активных действий, для получения постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение таких граждан (семей). Истец полагает, что отказ ответчика незаконен, поскольку по таким основаниям отказа как "невозможность гражданина по не зависящим от него причинам, используя все имеющиеся в его распоряжении возможности и средства, повысить свои доходы, установленные в области" можно отказать любому гражданину.
Решением Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично:
- приказ Управления социальной защиты и семейной политики "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ф в части отказа истцу в оказании государственной социальной помощи признан незаконным;
- на Министерство социальной защиты и семейной политики "адрес" возложена обязанность в установленном порядке оказать истцу государственную социальную помощи на основании социального контракта по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ;
- с Министерства социальной защиты и семейной политики "адрес" в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в размере 2000 руб. 00 коп, судебные расходы на проезд в сумме 2395 руб. 00 коп.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
Дополнительным решением Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к ТОГБУСОН "Центр социальных услуг для населения "адрес" и "адрес"" о признании приказа незаконным в части, возложении обязанности оказать государственную социальную помощь на основании социального контракта, о взыскании убытков и компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части удовлетворенных исковых требований и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты и семейной политики "адрес" о признании приказа незаконным в части, возложении обязанности оказать государственную социальную помощь на основании социального контракта, о взыскании убытков и компенсации морального вреда, судебных расходов.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда первой инстанции в той части, в которой его исковые требования оставлены без удовлетворения решением суда первой инстанции и полностью отменить апелляционное определение, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец указывает в кассационной жалобе, что судом апелляционной инстанции принято незаконное определение об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению истца, приведенному в кассационной жалобе, отказ в социальной помощи противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной социальной помощи".
В заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ явились:
- истец ФИО1, поддержавший доводы кассационной жалобы.
От ответчика Министерства социальной защиты и семейной политики "адрес" поступили письменные возражения на кассационную жалобу истца.
О дате, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ответчик извещен письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
В соответствии со ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Согласно ст. 379.7 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе:
- оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
- отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
- отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
- оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
- изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
- оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 указанного Кодекса, или прекратить производство по кассационным жалобе, представлению, если после принятия кассационных жалобы, представления к производству суда от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационных жалобы, представления и отказ принят судом в соответствии со ст. 39 указанного Кодекса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность решения суда первой инстанции и определения суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы истца.
К указанному выводу судебная коллегия приходит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в ТОГБУСОН "Центр социальных услуг для населения "адрес" и "адрес"" об оказании ему государственной социальной помощи на основании социального контракта с целью осуществления предпринимательской деятельности.
Межведомственная комиссия ответчика провела обследование материальнобытового положения заявителя, по результатам которого оформила акт от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовав отказать истцу в оказании государственной социальной помощи, поскольку он имеет возможность повысить свой доход до величины прожиточного минимума путем официального трудоустройства (является трудоспособным гражданином, с реальной возможностью трудоустройства; имущественное положение истца также учтено).
Приказом управления социальной защиты и семейной политики "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ф истцу отказано в оказании государственной социальной помощи, поскольку заявитель имеет возможность повысить свой доход до величины прожиточного минимума.
Отклоняя доводы кассационной жалобы истца и приходя к выводу о законности решения суда первой инстанции в той части, в которой истцу отказано в удовлетворении исковых требований и к выводу о законности и обоснованности определения суда апелляционной инстанции, судебная коллегия исходит из следующего. Разрешая спор, суд апелляционной инстанции правильно применил подлежащие применению при разрешении данного спора нормы материального права.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта. Согласно Методическим рекомендациям целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является повышение качества жизни малоимущих граждан за счет собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение заявителя (семьи заявителя) (п. 3 раздела 1 Методический рекомендаций).
В соответствии со ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной социальной помощи в "адрес"" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в "адрес".
Согласно ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной социальной помощи в "адрес"" государственная социальная помощь назначается органом исполнительной власти "адрес" в сфере социальной защиты (п.1). Государственная социальная помощь назначается не чаще одного раза в год при соблюдении следующих условий: 1) получатель постоянно или преимущественно проживает на территории "адрес"; 2) доход получателя, рассчитанный в соответствии с Федеральным законом от апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", не превышает величину прожиточного минимума, установленную в "адрес"; 3) получатель не имеет возможности по независящим от него причинам, используя все имеющиеся в его распоряжении возможности и средства, повысить свои доходы до величины прожиточного минимума, установленной в "адрес" (п. 2). Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в статье 3 настоящего Закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (п. 3). Размеры, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, а также форма социального контракта устанавливаются постановлением администрации "адрес" (п. 4).
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на условиях социального контракта, малоимущей семье и малоимущему одиноко проживающему гражданину, размеров государственной социальной помощи утвержден Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции на момент возникновения сорных правоотношений).
В соответствии с п. 1.2. Порядка получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в "адрес".
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в областное государственное нестационарное учреждение, подведомственное управлению социальной защиты и семейной политики области, (далее - учреждение, управление) по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр независимо от места регистрации на территории области заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) либо заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона N 178-ФЗ (п. 2.1 Порядка).
По межведомственному запросу запрашиваются следующие документы (сведения, содержащиеся в них), если заявитель не представил их по собственной инициативе: сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; сведения о размере всех видов получаемой пенсии и иных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации и другими федеральными органами; сведения о социальных выплатах; сведения о размере выплат по обязательному социальному страхованию, иных социальных выплат, выплачиваемых Фондом социального страхования
Российской Федерации; сведения о регистрации в качестве безработного, размерах пособия по безработице и иных выплат, выплачиваемых службой по труду и занятости населения области; сведения о суммах взысканных алиментов по исполнительным производствам; сведения о членах семьи, находящихся в местах лишения свободы; сведения о доходах от предпринимательской деятельности, об отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя каждого трудоспособного члена семьи; сведения о недвижимом имуществе заявителя и членов его семьи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости; сведения о катастрофе природного или техногенного характера, пожаре (дата, место и масштаб чрезвычайной ситуации), произошедших на территории "адрес"; сведения о сумме полученной помощи из средств резервного фонда администрации области, местных бюджетов, Пенсионного фонда Российской Федерации и иных внебюджетных фондов на цели, указанные в заявлении; документы об образовании или о квалификации, документы, связанные с прохождением обучения. Сведения о выплатах, осуществляемых управлением, учреждением, учитываются в доходе заявителя на основании сведений, внесенных в ведомственную информационную систему (п. 2.3 Порядка).
Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении гражданину государственной социальной помощи принимается управлением на основании предложения комиссии по вопросам оказания государственной социальной помощи (п. 2.7 Порядка).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта выплачивается в порядке и сроки, предусмотренные в социальном контракте, который заключается не позднее 10 рабочих дней после подписания приказа управления (п. 2.10 Порядка).
К социальному контракту, на основании которого гражданам оказывается государственная социальная помощь, прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая следующие мероприятия:
по поиску работы. В рамках указанного мероприятия в приоритетном порядке оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в семьях с детьми. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год с даты окончания срока действия социального контракта;
по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Под индивидуальной предпринимательской деятельностью понимается коммерческая деятельность, в том числе деятельность в рамках ведения крестьянско-фермерского хозяйства гражданина, с которым заключен социальный контракт, в статусе индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого). Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином может быть заключен после окончания срока действующего социального контракта;
по ведению личного подсобного хозяйства. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином может быть заключен после окончания срока действующего социального контракта;
по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона N 178-ФЗ, в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования. В рамках указанного мероприятия в приоритетном порядке оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в семьях с детьми (п. 2.11 Порядка).
В соответствии с п. 2.9.2 приказа управления социальной защиты и семейной политики "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "оказание государственной социальной помощи" в предоставлении государственной услуги отказывается при наличии следующих оснований:
предоставление гражданином (его семьей), обратившимся с заявлением
об оказании ему государственной социальной помощи, неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;
гражданин (его семья), обратившийся с заявлением об оказании государственной социальной помощи, не проживает на территории "адрес";
гражданин (его семья) не относится к категории "малоимущий одиноко проживающий гражданин", "малоимущая семья";
заявитель по зависящим от него причинам имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в "адрес";
заявитель имеет возможность, используя все имеющиеся в его распоряжении возможности и средства, повысить свой уровень жизни и выйти из категории "малоимущий";
заявитель не принимает самостоятельных мер по повышению уровня жизни, улучшению материально-бытового положения, по выходу из категории "малоимущие" после получения в течение двух лет подряд государственной социальной помощи;
не подтверждение факта нуждаемости заявителя в оказании государственной социальной помощи.
Отказывая истцу в предоставлении государственной социальной помощи, ответчик, ссылаясь на пункт 3 части 2 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной социальной помощи в "адрес"" указал, что заявитель имеет возможность повысить свои доходы до величины прожиточного минимума, установленной в области.
С учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.
К числу таких причин могут быть отнесены: тяжелое заболевание гражданина или членов его семьи, за которыми он осуществляет уход, наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи, длительное нахождение на стационарном лечении или на амбулаторном лечении, невозможность трудоустройства, в том числе и по причине болезни, несмотря на принимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами, ребенком-инвалидом, безработица, чрезвычайные ситуации и происшествия и др. Оценка причин, препятствующих получению малоимущей семьей или малоимущим одиноко проживающим гражданином доходов, превышающих величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, и, соответственно, обстоятельств нуждаемости в получении государственной социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин (независящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи), по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.
Комиссией управления социальной защиты и семейной политики области по принятию решения об оказании государственной социальной помощи были тщательно проверены и оценены причины, препятствующие истцу получение доходов, превышающих величину прожиточного минимума, установленной в "адрес".
Согласно акту материально-бытового положения заявителя (истца) его среднедушевой доход составляет 11 289 руб. 06 коп, что ниже величины прожиточного минимума, не работает, проживает в доме площадью 58, 9 кв.м, принадлежащем родственнику, со всеми удобствами, предметы первой необходимости имеются, в том числе мебель и обстановка, в собственности истца имеется автомобиль Volkswagen Passat, 2007 года выпуска. Комиссией ответчика, по результатам полного исследования имущественного положения истца и его возможностей к реальному трудоустройству рекомендовано отказать в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, так как заявитель имеет возможность повысить свои доходы до величины прожиточного минимума путем реального официального трудоустройства, чего не делает.
Установленные судом первой и апелляционной инстанций обстоятельства (истец относится к категории одиноко проживающих граждан, постоянно проживает на территории "адрес", доход истца на момент подачи заявления не превышал величину прожиточного минимума, установленную в "адрес", с целью трудоустройства стоял на учете в службе центра занятости, однако не был трудоустроен, подал все необходимые документы, до настоящего времени не трудоустроен, самостоятельно осуществляет поиск подходящей работы), как правильно указал в апелляционном определении суд апелляционной инстанции, не опровергают выводы комиссии ответчика о том, что истец имеет возможность повысить свои доходы до величины прожиточного минимума, установленной в области, трудоустроившись.
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что судом первой инстанции не принято во внимание, что истец является трудоспособным гражданином и не имеет никаких ограничений к трудовой деятельности.
Истец, действительно, состоял на учете в центре занятости для поиска работы, но работой не был обеспечен.
Вместе с тем, как правильно установилсуд апелляционной инстанции, как следует из сообщения Управления труда и занятости населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ истец признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ с назначением и выплатой пособия по безработице в размере с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 12 792 руб, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5000 руб. 00 коп. в месяц. ДД.ММ.ГГГГ истец снят с регистрационного учета по причине длительной (более месяца) неявки в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.
Суд апелляционной инстанции, приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований при таких фактических обстоятельствах, обоснованно указал в определении, что институт предоставления гражданам мер социальной поддержки направлен на стимулирование и поддержку лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что предполагает встречное обязательство этих лиц по принятию ими своевременных и разумных мер в целях их социальной адаптации. Иной подход, исключающий встречное обязательство, как меры социальной ответственности, приведет к нарастанию социального иждивенчества среди граждан, что недопустимо.
Судом апелляционной инстанции установлено, что уже после рассмотрения настоящего спора судом первой инстанции, истец зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (ДД.ММ.ГГГГ), имел доход за период с мая по июль 2023 года в размере 9500 руб. 00 коп, ДД.ММ.ГГГГ заключил договор аренды нежилого помещения. Суд апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы истца, с учетом приведенных выше обстоятельств, пришел к правильному выводу о том, что истец имел реальную возможность повысить свои доходы до величины прожиточного минимума, установленной в области, в связи с чем, ему обоснованно отказано ответчиком при таких обстоятельствах в оказании государственной социальной помощи.
Суд апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы истца, пришел к правильному выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований и об отсутствии как правовых, так и фактических оснований (по установленным по данному гражданскому делу обстоятельствам, имеющим юридическое значение) для признания незаконным решения ответчика об отказе в оказании государственной социальной помощи и оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, убытков и судебных расходов.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, имеющих юридическое значение.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца, при разрешении спора судом апелляционной инстанций дано верное толкование нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства по делу. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, в апелляционном определении содержатся исчерпывающие выводы, следующие из установленных по данному гражданскому делу фактических обстоятельств.
Судом апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на правильное рассмотрение дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных постановлений по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены апелляционного определения полностью и для отмены в части (по доводам кассационной жалобы истца) решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.