Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Бибеевой С.Е. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" и "адрес" об оспаривании решения, обязании назначить страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" и "адрес" (далее также - ОСФР по "адрес" и "адрес") на решение Симоновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО10, выслушав объяснения истца ФИО1, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N по "адрес" и "адрес" (далее также - ГУ-ГУ ПФР N по "адрес" и "адрес") об оспаривании решения ответчика об отказе в назначении пенсионного обеспечения; возложении обязанности назначить ей страховую пенсию по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ст. 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", у ответчика не имелось оснований для отказа в назначении ей пенсии, а факт её проживания на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, и эвакуации с этой территории подтверждены необходимыми доказательствами.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика ГУ-ГУ ПФР N по "адрес" и "адрес" в порядке правопреемства по ст. 44 ГПК РФ на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по "адрес" и "адрес" (далее также - ОСФР по "адрес" и "адрес").
Решением Симоновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 удовлетворены, постановлено:
признать незаконным решение ОСФР по "адрес" и "адрес" в лице Филиала N от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО1
Обязать ОСФР по "адрес" и "адрес" в лице Филиала N назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе представитель ответчика ОСФР по "адрес" и "адрес" - ФИО8 просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные. В обоснование несогласия с судебными постановлениями указывает, что Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, "адрес" (как зона отчуждения) не поименована. Следовательно, у истца отсутствует право на пенсию по старости, предусмотренную по Закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика, сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30; положения указанной нормы, действующие на ДД.ММ.ГГГГ предусматривали право женщин на страховую пенсию по старости по достижении возраста 55 лет.
Согласно ст. 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 настоящего Закона, пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет (ч. 2). Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет) (ч. 3).
В соответствии со ст. 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", регулирующей пенсионное обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, установлено, что гражданам, указанным в п. 6 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, эвакуированным из зоны отчуждения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения.
В примечании к ст. 35 данного Закона указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
При этом в силу ст. 8 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до ДД.ММ.ГГГГ - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.
В силу ст. 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно Распоряжению Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N-р "Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения", Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, "адрес" не поименован, учитывая, что указанные нормативные акты устанавливают перечни населенных пунктов на территории Российской Федерации.
При этом, согласно общедоступным географическим данным "адрес" расположен на расстоянии не более 30 км от Чернобыльской АЭС, данный вывод подтверждаются также Постановлением кабинета министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации выполнения постановлений Верховной Рады Украинской ССР о порядке введения в действие законов Украинской ССР "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивной загрязненности вследствие Чернобыльской катастрофы", согласно которому "адрес" отнесен к зоне отчуждения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка Казахской ССР, с ДД.ММ.ГГГГ проживающая в городе Москве, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ-ГУ ПФР N по "адрес" и "адрес" с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением ст. 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", представив паспорт гражданина РФ, свидетельство о перемене имени, справку, подтверждающую факт проживания в зоне радиоактивного загрязнения, удостоверение серии АИ N от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсионного обеспечения ФИО1 отказано в связи с отсутствием права, поскольку право на пенсионное обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяется ст.ст. 29-37 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, которыми утверждены Перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; заявителем представлено удостоверение серии АИ N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она является гражданином, эвакуированным из зоны отчуждения ("адрес"), однако в указанных "адрес" не поименована.
Так, согласно удостоверению серии АИ N, выданному ДД.ММ.ГГГГ Замоскворецким МУСЗН "адрес" ФИО9 (фамилия изменена на ФИО1 согласно свидетельству о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ), она эвакуирована из зоны отчуждения из "адрес", где проживала в период с 1984 г. по ДД.ММ.ГГГГ.
"адрес" совета народных депутатов ФИО1 выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ N в том, что она по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фактически проживала и была прописана в "адрес", общ. 1, "адрес" и согласно установленному порядку эвакуирована ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1, исходя из того, что при установленных фактических обстоятельствах отсутствие в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, "адрес", не может явиться основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку факт того, что истец на ДД.ММ.ГГГГ проживала и ДД.ММ.ГГГГ была эвакуирована из зоны отчуждения (именовавшейся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной) подтвержден справкой от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной "адрес" совета народных депутатов, и удостоверением серии АИ N, выданным ДД.ММ.ГГГГ Замоскворецким МУСЗН "адрес", в связи с чем истец относится к лицам, указанным в п. 6 ч.1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", - эвакуированных из зоны отчуждения, на которых распространяются положения ст. 32 этого закона о пенсионном обеспечении граждан, и, учитывая, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец проживала и ДД.ММ.ГГГГ была эвакуирована из зоны отчуждения, то имеет право на уменьшение возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на 10 лет согласно положениям ч. 2 ст. 28.1, ст. 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Разрешая вопрос об обязании ответчика назначить пенсионное обеспечение, суд первой инстанции исходил из положений ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ о сроках назначения пенсии, учел, что возраста 45 лет ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла ДД.ММ.ГГГГ, при этом с заявлением о назначении пенсии обратилась ДД.ММ.ГГГГ, по данным сведений о стаже продолжительность страхового стажа истца составляет 23 года 1 месяц 28 дней (периоды работы и иной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а величина суммарного ИПК составит 138, 570, что больше требуемой величины 23, ДД.ММ.ГГГГ год, на основании чего пришел к выводу об обязании ответчика назначить истцу пенсионное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав на несостоятельность доводов стороны ответчика о том, что "адрес" в Перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, действующие на территории Российской Федерации, включен не был, являлся предметом судебной проверки и ему дана надлежащая правовая оценка с правильным толкованием и применением положений ст.ст. 13, 28.1, 32, 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симоновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" и "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.