Председателю Тербунского
районного Совета депутатов
Лихих А.И.
Правовое управление администрации Липецкой области на основании поручения областной межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности провело правовую экспертизу решения Тербунского районного Совета депутатов от 27.02.2003 года N 182 "О Положении о строительстве, установке и эксплуатации временных объектов (павильонов, киосков и других сооружений) сферы торговли и услуг в Тербунском районе".
В результате проверки было установлено, что отдельные нормы указанного решения не соответствуют действующему законодательству.
Пунктом 8 Положения установлено, что при установке объекта торговли и услуг, в котором предполагается реализация алкогольной продукции, его расположение предусматривается не ближе 200 метров от детских садов, общеобразовательных школ и домов досуга. В соответствии с ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.95 г. N 171-ФЗ прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ. Во исполнение указанного Федерального закона Администрацией Липецкой области было утверждено Положение "О Порядке определения территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (постановление администрации Липецкой области от 26.03.2003 г. N 69), которое устанавливает ограничение на розничную продажу алкогольной продукции на прилегающих территориях к детским, учебным, культовым и лечебно-профилактическим учреждениям в радиусе 100 метров. Таким образом, пункт 8 Положения о строительстве, установке и эксплуатации временных объектов (павильонов, киосков и других сооружений) сферы торговли и услуг в Тербунском районе не полностью отражает закрепленные в вышеуказанном Положении администрации области нормы (пункт 2.1, а также п. 2.2).
Устанавливая порядок оформления документов на установку объекта, в Положении не установлены сроки рассмотрения заявления, а также не прописан механизм отказа на установку объекта, что лишает заявителя возможности оспорить решение.
Пункт 6 раздела V Положения о строительстве, установке и эксплуатации временных объектов (павильонов, киосков и других сооружений) сферы торговли и услуг в Тербунском районе, устанавливающий случаи досрочного прекращения срока действия Паспорта в числе которых: неуплата местных налогов и сборов, установленных платежей, невыполнение договорных обязательств; отсутствие лицензии или разрешения на право торговли, работа без кассового аппарата не соответствует назначению и сфере действия рассматриваемого нормативного акта. Данное Положение в соответствии с пунктом 1 раздела I "определяет порядок строительства, установки и эксплуатации временных объектов (киосков, павильонов и др.) для организации мелкорозничной торговли и оказания услуг населению". А Паспорт в соответствии с п. 15 раздела IV Положения является разрешением на установку и эксплуатацию объекта. Таким образом, данный акт не регулирует вопросы в сфере налоговых, гражданских правоотношений и, следовательно, действие паспорта не может ставиться в зависимость от выполнения владельцем договорных обязательств и требований налогового законодательства. Более того, предусмотренная возможность прекращения действия Паспорта из-за отсутствия разрешения на право торговли также противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 49 ГК РФ, ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Таким образом, получение разрешения на право торговли не требуется, поскольку торговая деятельность и услуги общественного питания не лицензируются. Статьей 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещается органам местного самоуправления необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
В п. 1 раздела VII следует уточнить комитет в который подается заявление о сдаче в аренду торгового объекта.
Пункт 2 раздела VII Положения установил всю полноту ответственности арендодателя за соблюдение правил торговли. Данная норма противоречит ГК РФ (ст. 606), в соответствии с которым по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Ответственности арендодателя за действия арендатора (в данном случае за соблюдение правил торговли) Кодексом не предусмотрено.
На основании изложенного, предлагаем привести решение Тербунского районного Совета депутатов от 27.02.2003 года N 182 "О Положении о строительстве, установке и эксплуатации временных объектов (павильонов, киосков и других сооружений) сферы торговли и услуг в Тербунском районе" в соответствие с действующим законодательством.
О принятых мерах сообщите в правовое управление администрации области.
Начальник правового управления |
Г.А.Пивовар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение правового управления Администрации Липецкой области от 27 апреля 2004 г. N 17/432
Текст заключения официально опубликован не был