Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета депутатов Долгоруковского района
от 25 декабря 2003 г. N 9-рс
Программа
социально-экономического развития
Долгоруковского района на 2004 год
I. Паспорт программы
Наименование программы: Программа социально-экономического
развития Долгоруковского района на 2004 год
(далее - Программа)
Основание для разработки Федеральный закон "Об общих принципах
Программы: организации местного самоуправления в
Российской Федерации" от 28.08.1995 г. N
154-ФЗ
Областной Закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Липецкой области" от 14.09.1995 г. N
21-ОЗ Устав Долгоруковского района с
изменениями от 21.06.03. N 733
Муниципальный заказчик Администрация Долгоруковского района
Программы:
Разработчик Программы: Отдел экономики и
прогнозирования администрации района
Основная цель Программы: Создание потенциала для динамичного
роста экономики,
обеспечение последовательного повышения
благосостояния населения, преодоление бедности
Основные задачи Формирование благоприятного социального
Программы: климата для поддержания высокого и
стабильного уровня
занятости, профессионализма, здоровья,
обеспечение эффективной защиты
социально-уязвимых категорий населения.
Повышение конкурентоспособности
продукции предприятий района. Обеспечение
благоприятного инвестиционного
и предпринимательского климата путем
формирования инвестопроводящей системы.
Создание условий для
эффективного развития агропромышленного
комплекса. Дальнейшее развитие транспорта,
связи, строительства, торговли,
жилищно-коммунального хозяйства.
Сроки реализации 2004 год
Программы:
Перечень реализуемых областных и районных Программ,
их исполнители
Комплексные программы по
улучшению положения детей на
2002-2005 годы в том числе:
"Дети России"
из них:
- "Дети-инвалиды" Отдел социальной защиты населения
администрации района, МУЗЦРБ
- "Дети-сироты" Отделы народного образования и
социальной защиты
населения администрации района
- "Одаренные дети" Отделы народного образования,
культуры, молодежи и спорта
администрации района
- "Здоровый ребенок" Отдел народного образования
администрации района, МУЗ ЦРБ
- "Профилактика безнадзорности и Отделы народного образования и
правонарушений несовершеннолетних" социальной защиты
населения администрации района,
МУЗ ЦРБ, ГУ Долгоруковский
районный центр занятости населения
- "Дети семей беженцев и Отдел по делам несовершеннолетних,
вынужденных переселенцев" семьи и демографии администрации
района
- "Развитие социального Отдел народного образования
обслуживания семьи и детей" администрации района
- "Развитие индустрии детского МУЗ ЦРБ, отдел по делам
питания" несовершеннолетних, семьи и
демографии администрации района
- "Безопасное материнство" МУЗ ЦРБ
- "Большая семья" МУЗ ЦРБ, отдел по делам
несовершеннолетних, семьи и
демографии
- "Программа по улучшению положения Отдел по делам несовершеннолетних,
женщин в Липецкой области на семьи и демографии, ГУ Долгоруковский
2002-2005 годы" районный центр занятости населения
"Молодежь Долгоруковского района Отдел по делам молодежи и
(2001-2005 годы)" спорта администрации района
"Предупреждение и борьба с
заболеваниями социального
характера (2003-2006) годы" в том
числе:
- "Неотложные меры по борьбе с МУЗ ЦРБ
туберкулезом в Липецкой области"
- "Предупреждение МУЗ ЦРБ, федеральное
распространения в Липецкой государственное учреждение Центр
области заболевания, вызываемого Госсанэпиднадзора в Долгоруковском
вирусом иммунодефицита районе
человека (ВИЧ-инфекции), на
2001-2005 годы" "Анти ВИЧ/СПИД"
- "Сахарный диабет на 1999-2005 МУЗ ЦРБ
годы"
- "Вакцинопрофилактика на МУЗ ЦРБ
2001-2005 годы"
- "О мерах по развитию МУЗ ЦРБ
онкологической помощи населению
Липецкой области на 2002-2006
годы"
- "О мерах по предупреждению МУЗ ЦРБ
распространения инфекций,
передаваемых половым путем"
- "Неотложные меры по МУЗ ЦРБ
совершенствованию
психиатрической и
психотерапевтической помощи
населению"
- "Совершенствование службы МУЗ ЦРБ
медицины катастроф "
- "Профилактика внутрибольничных МУЗ ЦРБ
инфекций на 2001-2005 годы"
- "Профилактика и лечение МУЗ ЦРБ
артериальной гипертонии на
2002-2008 годы"
- "Программа государственных МУЗ ЦРБ
гарантий обеспечения населения
Липецкой области бесплатной
медицинской помощью"
- "О дальнейшем развитии работ по МУЗ ЦРБ, федеральное
социально-гигиеническому государственное учреждение Центр
мониторингу в Липецкой области в Госсанэпиднадзора в Долгоруковском
2000-2004 годах " районе
- "Охрана территории области от МУЗ ЦРБ, федеральное
завоза и распространения особо государственное учреждение
опасных инфекционных заболеваний Центр Госсанэпиднадзора в
людей, животных, растений и Долгоруковском районе
токсических веществ на 2001-2005
годы"
- "Комплексные меры Отдел внутренних дел, МУЗ ЦРБ
противодействия злоупотреблению
наркотиками и их
незаконному обороту на 2001-2005
годы"
- "Развитие образования" Отдел народного образования
- "Развитие единой Отдел народного
образовательной информационной образования
среды"
администрации района
- "Развитие культуры и Отдел культуры администрации района
сохранение культурного наследия"
- "Развитие и сохранение культуры Отдел культуры администрации района
и искусства Долгоруковского района
(1997-2007 годы)"
- "Программа мероприятий по Архивный отдел
развитию архивного дела в Липецкой
области на 2001-2005 годы"
- "Содействие занятости Отдел труда администрации района,
населения Долгоруковского района центр занятости населения,
на 2002-2005 годы"
- "Областная целевая программа Отдел труда администрации района,
улучшения условий и охраны труда Центр занятости населения, МУЗ ЦРБ
на 2004-2006 годы"
- "Старшее поколение" Отдел социальной защиты населения
администрации района
- "Особый риск" Отдел социальной защиты населения
администрации района
- "Программа развития Отдел социальной защиты населения и
системы негосударственного отдел труда администрации района
пенсионного обеспечения
населения в Липецкой области"
- "Программа ипотечного жилищного Отдел экономики и прогнозирования
кредитования Липецкой области" администрации района
- "Государственные жилищные Отдел социальной защиты населения,
сертификаты" отдел экономики и
прогнозирования администрации района
- "О жилищных субсидиях Отдел строительства, архитектуры и
гражданам, выезжающим из районов работе с ЖКХ, отдел экономики и
Крайнего Севера и приравненных к прогнозирования администрации района
ним местностей"
- "Обеспечение жильем Отдел строительства, архитектуры и
беженцев и вынужденных работе с ЖКХ, отдел экономики и
переселенцев" прогнозирования администрации района
- "Обеспечение жильем молодых Отдел строительства, архитектуры и
семей" работе с ЖКХ, отдел экономики и
прогнозирования администрации района
- "Переселение граждан области Отдел строительства, архитектуры и
из ветхого аварийного жилого работе с ЖКХ, отдел экономики и
фонда" прогнозирования администрации района
- "Свой дом" Отдел строительства, архитектуры и
работе с ЖКХ, отдел экономики и
прогнозирования администрации района
- "Программа реформирования Отдел строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства работе с ЖКХ, отдел экономики и
Долгоруковского района" (2002-2010 прогнозирования администрации района
гг.)
- "Программа благоустройства Отдел строительства, архитектуры и
городов и районов области на работе с ЖКХ администрации района
2003-2005 годы"
- "Обеспечение населения Отдел строительства, архитектуры и
Долгоруковского района питьевой работе с ЖКХ, отдел
водой" экологии, ГО и ЧС
администрации района
- "О защите населения Отдел экологии, ГО и ЧС
и территорий Липецкой администрации района
области от чрезвычайных
ситуаций природного и
техногенного характера по 2005
год"
- "Леса на 2002-2010 годы" Отдел экологии, ГО и ЧС администрации
района
- "Водные ресурсы и водные Отдел по производству и переработке
объекты" продукции растениеводства
- "Повышение плодородия почв" администрации района
- "Социальное развитие села до Отделы по производству и переработке
2010 года" продукции растениеводства и
животноводства, отдел экономики и
прогнозирования администрации района
- "Сельское подворье Липецкой Отделы по производству и
области на 2003-2005 годы" переработке продукции животноводства
и экономики и прогнозирования
администрации района
- "Регулирование качества Отдел экологии, ГО и ЧС
окружающей природной среды" администрации района
- "Охрана окружающей природной Отдел экологии, ГО и ЧС
среды Долгоруковского района администрации района
(2002-2010 годы)"
- "Программа поддержки малого Отдел экономики и прогнозирования,
предпринимательства в Липецкой отдел труда, администрации
области на 2001-2004 годы" района, центр занятости
- "Программа развития бытовых Отдел экономики и
услуг населению Липецкой области прогнозирования администрации района
на 2004-2005 годы"
- "Программа энергосбережения Энергоснабжающие организации,
Долгоруковского района (2002-2006 организации-потребители топливных и
годы)" энергетических ресурсов, отдел
экономики
- "Комплексная программа борьбы с Отдел внутренних дел
преступностью в Липецкой области
на 2004-2007 годы"
Система организации контроля за Ежеквартальное рассмотрение на Совете
исполнением программы: администрации района, не реже одного
раза в год - на сессии районного
Совета депутатов
Ожидаемые конечные результаты Увеличение объемов промышленного
реализации программы в 2004 году: производства на 1%, продукции
сельского хозяйства - на 3%,
товарооборота и платных услуг не
менее, чем - на 4%
II. Основное содержание
1. Социально-экономическое положение Долгоруковского района
Район расположен в юго-западной части Липецкой области. Граничит на севере с Измалковским и Елецким, на востоке с Задонским, на юге с Тербунским районами Липецкой области и на западе с Орловской областью.
Территория района в его административных границах составляет 1013 кв. км. Район делится на 14 административно-территориальных единиц, имеет 97 населенных пунктов, в которых насчитывается 8989 хозяйств.
На начало 2003 года численность населения района составила 21,2 тыс. чел.
Железнодорожная сеть представлена магистралью Елец-Касторная. Основная масса населенных пунктов связана с районным центром дорогами с твердым покрытием (75%), наиболее грузонапряженной является Долгоруково - Елец. Длина автодорог составляет свыше 316 км.
Система органов муниципальной власти определяется Уставом Долгоруковского района Липецкой области. Муниципальную власть осуществляют районный Совет депутатов, администрация Долгоруковского района, иные органы муниципальной власти, образуемые в соответствии с Уставом района.
Административный и культурный центр района - с. Долгоруково, с населением 5696 чел. Наиболее крупные села: Стегаловка с населением 1384 чел., Братовщина - 1106 чел.
К числу важнейших и наиболее развитых относится агропромышленный комплекс. Доля сельского хозяйства в совокупном объеме произведенных товаров, работ и услуг порядка 62%. Ведущая отрасль - растениеводство, развитию которого способствуют благоприятные агроклиматические условия и высокое плодородие почв. Площадь сельхозугодий - 87,4 тыс. га или 86% всего земельного фонда, в т.ч. занято под пашней 66%. Посевные площади составляют около 46,1 тыс. га, из них 50% занято зерновыми культурами, 38% - кормовыми.
Доля промышленности в совокупном объеме произведенных товаров, работ и услуг - немногим более 9%. Промышленность представлена в основном пищевой отраслью.
Наличие современных систем связи позволяет в полном объеме обеспечить информационный обмен, в том числе и через сеть Интернет, а также внедрять дополнительные виды обслуживания.
В районе функционируют 28 общеобразовательных школ, 11 дошкольных образовательных учреждений.
Система здравоохранения включает в себя: 3 лечебно-профилактических учреждения на 205 коек.
Район располагает сетью учреждений культуры и имеет 25 клубных учреждений, 2 музея, 20 массовых библиотек.
На территории района расположены 13 памятников истории и культуры, в том числе усадьбы помещика Ведрова (с. Стегаловка), поэтов братьев Жемчужниковых (с. Вязовое), композитора С. Н. Василенко (д. Царевка), парк семьи Быхановых (с. Долгоруково).
Демографическая ситуация
На демографической ситуации района продолжают сказываться последствия общероссийских системных кризисов.
Практически необратимым стало старение населения. На уровень рождаемости значительное влияние оказывает новый тип репродуктивного поведения, при котором главным определяющим фактором стало внутрисемейное регулирование деторождения. Кроме того, на репродуктивном поведении населения сказывается влияние рыночной экономики.
Образование
В районе принимаются необходимые меры по повышению качества образования, обеспечению равного доступа к образованию для различных социальных слоев, сохранению и восстановлению сети школьных и дошкольных образовательных учреждений.
Проводятся мероприятия по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования на базе Долгоруковской средней школы. Все большее распространение получает профильное обучение старшеклассников, профильные классы организованы в 3 школах.
Долгоруковский район принял участие в российском эксперименте по введению единого государственного экзамена.
В текущем году учащиеся общеобразовательных школ успешно выступили на областных олимпиадах и заняли 12 призовых места.
Продолжена реализация программ "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Здоровый ребенок", "Большая семья", "Развитие единой образовательной информационной среды", "Дети-инвалиды" и др.
В период летних каникул успешно проведена оздоровительная кампания, которая охватила 93% школьников, отдохнуло боле 2350 детей. На организацию оздоровительной кампании из бюджета направлено около 1 млн. 600 т. руб.
В летний период порядка 500 учащихся были заняты различными видами трудовой деятельности.
Здравоохранение
Основой для решения стратегической задачи системы здравоохранения, профилактики возникновения заболеваний, снижения уровня заболеваемости и смертности населения стало выполнение в полном объеме областной программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.
Стабильное финансирование учреждений здравоохранения позволило выполнить мероприятия, которые обеспечили в 2003 году снижение заболеваемости туберкулезом, венерическими болезнями, инфекционными заболеваниями. Профилактические мероприятия позволили выявлять заболевания на более ранних стадиях. В полном объеме проведены запланированные профилактические осмотры работников предприятий и организаций, детей и подростков и больных, состоящих на диспансерном учете у врачей.
Улучшилось качество оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения больных, страдающих сахарным диабетом, туберкулезом, онкологическими и психическими заболеваниями, бронхиальной астмой, болезнями сердечно-сосудистой системы. На протяжении ряда лет детская смертность в районе сохраняется ниже областного уровня.
Культура, искусство и кинофикация
В районе принимаются необходимые меры по сохранению и развитию культурного потенциала и культурного наследия, обеспечению доступа к культурным ценностям и доступности услуг культуры для всех слоев населения.
Успешно продолжала функционировать сеть учреждений культуры района, в которой работают 3 заслуженных работника культуры Российской Федерации.
Проводилась работа по выполнению федеральных, областных и районных программ "Культура России (2001-2005 годы)", "Старшее поколение", "Развитие и сохранение культуры Долгоруковского района (1997-2007 годы)", "Молодежь Долгоруковского района (2001-2005 годы)", программ по улучшению положения детей и подростков.
Проведен ряд крупных мероприятий: районный фестиваль народного творчества "Край наш - вдохновенья колыбель", фестиваль юмора, "Юморина-2003", конкурс юных вокалистов среди детей-сирот и детей малообеспеченных семей "Хрустальная нота", праздники сел и деревень.
Огромный интерес вызвали у населения проходившие Дни культуры Долгоруковского района и сел, посвященные 50-летию образования Липецкой области и 75-летию образования Долгоруковского района.
Особое внимание уделяется одаренным детям. Это дает свои результаты. Только за последний учебный год они приняли участие в 10 областных и зональных конкурсах по различным направлениям, призерами стали 6 юных дарований.
Учреждения культуры района заняли 1 место в зональном конкурсе юных баянистов, III место - в областных конкурсах - смотрах сельских библиотек и "Клуб года", II место - по итогам смотра - конкурса концертно-художественных бригад "Урожай - забота общая", I, II, III места - в областном конкурсе юных дарований "Утренняя звезда", III место - в областном конкурсе юных вокалистов "Хрустальная нота". Народный хор центра культуры и досуга стал дипломантом межрегионального фестиваля народного творчества имени А.П. Мистюкова "Ты, Россия, и сердце и песня моя".
Архивными учреждениями принимались меры по сохранению архивного фонда и улучшению использования архивных документов.
Физическая культура, спорт и туризм
В целях оздоровления населения, снижения уровня заболеваемости, формирования здорового образа жизни в рамках районных спортивно-массовых мероприятий проведено более 30 соревнований по 15 видам спорта.
Среди учащихся школ ведущее место занимают физкультурно-спортивные и оздоровительные мероприятия, а также проведение туристических слетов, конкурсов, соревнований на призы клубов "Золотая шайба", "Кожаный мяч", "Белая ладья" и др.
Значительное внимание уделяется спартакиадам. В зимней спартакиаде соревновались 18 команд общеобразовательных средних школ. Проведена финальная игра спартакиады трудящихся района, в которой приняли участие около 80 человек.
Призерами областных соревнований по вольной борьбе стали 5 человек.
Ведется активная работа по привлечению жителей района, в том числе молодежи и школьников, к занятиям спортом и туризмом.
Молодежная политика
Молодежная политика реализуется в соответствии с программой "Молодежь Долгоруковского района (2001-2005 годы)", в рамках которой было проведено более 30 мероприятий различной направленности. Наиболее значимые: День молодежи, КВН, Спартакиада допризывной молодежи.
Для обеспечения молодых семей жильем в рамках областной программы ипотечного жилищного кредитования сформирован банк данных молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Занятость населения
Нормально функционирующий, цивилизованный рынок труда является необходимым условием стабильного экономического развития. Проводимая работа по совершенствованию коллективно-договорного регулирования трудовых отношений позволила сохранить достаточно стабильную ситуацию на рынке труда. Уровень безработицы составит 0,28%.
Активно велась работа по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения, профориентационные услуги в службе занятости получили почти 1150 человек.
Особое внимание уделялось трудоустройству граждан, нуждающихся в социальной защите. В соответствии с Законом Липецкой области от 14.09.2000 г. N 104-ОЗ "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" трудоустроено 11 человек.
Вместе с тем, наряду с позитивными тенденциями достаточно остро стоит проблема женской занятости. Происходит постепенный переток женской рабочей силы в низкооплачиваемые отрасли экономики. Сохраняется значительное количество рабочих мест с уровнем оплаты труда ниже величины прожиточного минимума.
До конца не решены вопросы охраны труда. Медленно обновляющиеся основные фонды и физически и морально устаревшее и изношенное оборудование приводят к травмам на производстве. Причинами травматизма также являются недостатки в организации безопасных условий труда на рабочих местах, нарушения производственной дисциплины самими пострадавшими.
Законность и правопорядок, социальная стабильность
Регулярное рассмотрение текущих и оперативных вопросов на заседаниях комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, проведению мероприятий по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции обеспечило повышение уровня координации и взаимодействия отдела внутренних дел, местного самоуправления, трудовых коллективов и общественности в борьбе с преступностью.
В результате принимаемых мер сокращено количество зарегистрированных преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Значительно уменьшилось количество преступных посягательств, направленных против жизни и здоровья граждан. Активнее проводилась работа по выявлению преступлений экономической направленности. Сократилось число краж металла. На территории района не было допущено террористических и иных экстремистских проявлений, грубых нарушений прав граждан, массовых беспорядков.
Укрепление института местного самоуправления
Первостепенное значение придается правовому и кадровому обеспечению муниципальной службы, повышению эффективности и оперативности действий властных структур всех уровней. В основе этого лежит:
- проведение аттестации всех муниципальных служащих;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки управленческих кадров, повышение их образовательного и профессионального уровня.
Проведена аттестация муниципальных служащих Долгоруковского района. В соответствии с Законом Липецкой области "О муниципальной службе Липецкой области" из 81 муниципального служащего в 2003 году подлежали аттестации 78 человек. Все муниципальные служащие, прошедшие аттестацию, признаны соответствующими занимаемой муниципальной должности.
Продолжается работа по повышению квалификации муниципальных служащих. На базе Липецкого филиала Орловской региональной академии государственной службы за 2002-2003 гг. прошли курсы повышения квалификации 6 муниципальных служащих.
В настоящее время в Липецком филиале ОРАГС обучается 5 человек по специальностям "Финансы и кредит", "Государственное и муниципальное управление".
Проводится постоянный мониторинг резерва кадров, работа по совершенствованию кадрового потенциала. В резерве администрации района состоит 18 человек.
На основе становления территориального общественного самоуправления проводятся мероприятия, позволяющие более оперативно и эффективно решать задачи по реформированию жилищно-коммунального хозяйства района, развитию социальной сферы и социальной защите населения. Меры по повышению ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством и населением позволяют предупредить нарушения законодательства.
Систематически контролируется ход исполнения нормативных правовых актов по наиболее важным проблемам социально-экономического развития района.
Осуществляется контроль за исполнением наказов избирателей, высказанных в адрес кандидата на пост Главы администрации района.
Анализ показывает, что ежегодно исполняется более 80 процентов мероприятий, намеченных к реализации. Наметилась устойчивая тенденция к сокращению числа документов с просроченными сроками исполнения.
Средства массовой информации и информационная политика
В районе имеется несколько информационных каналов, по которым можно систематически оперативно получать необходимую информацию о социально-экономическом развитии и культурной жизни региона.
В 2002-2003 гг. закончен монтаж и настройка оборудования телевизионного ретранслятора в с. Долгоруково. Это позволило местному населению уверенно принимать телепрограммы РТР (ГТРК "Липецк), 1-й канал, НТВ, "Культура".
Уровень жизни населения
С 1 октября на 33% увеличены минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка I разряда. На увеличение заработной платы работникам отраслей бюджетной сферы из бюджета направлено в 2003 году более 3,5 млн. руб.
Рост среднемесячной заработной платы в среднем по району ожидается на 27 процентов.
Повышение размера оплаты труда создает предпосылки для поэтапного приближения минимальной заработной платы к величине прожиточного минимума.
Качество жизни населения во многом зависит от регулярности получения доходов. В бюджетной сфере задолженность по выплате заработной платы отсутствует. В отраслях материального производства в результате принятых мер задолженность по выплате заработной платы сокращается, вместе с тем ее сумма составляет более 10 млн. руб. Особенно велика ее доля в сельском хозяйстве.
Не решена проблема выполнения обязательств работодателями по перечислению средств во внебюджетные фонды по обеспечению гарантий медицинского, социального и пенсионного страхования.
Финансы
Бюджетно-налоговая политика обеспечила стабильный рост доходов бюджета. Исполнение бюджета в текущем году ожидается в сумме свыше 113 млн. руб., что на 37% выше уровня прошлого года.
Собственные доходы бюджета района на 98% формируются за счет налоговых поступлений, из них большую половину составляет налог на доходы с физических лиц.
Основными статьями расходов бюджета являются расходы на финансирование социально-культурной сферы: здравоохранения, образования, культуры и социальной сферы, доля которых в общем объеме расходов сложилась в размере более 70%.
Промышленность
Итоги развития промышленности свидетельствуют о замедлении положительных тенденций, сформировавшихся в предыдущие годы. Объем промышленного производства в 2003 году составит около 88 млн. руб., против 78 млн. руб. в 2002 году.
На предприятиях активно решалась проблема загруженности имеющихся производственных мощностей, модернизации и переоснащения. В ОАО "Долгоруковский молочный завод" за счет внедрения новой линии по производству кисломолочной продукции расширен ее ассортимент.
Вместе с тем, отрицательное влияние на динамику промышленного производства в 2003 году продолжали оказывать:
- высокий моральный и физический износ основных производственных фондов;
- низкая конкурентоспособность производимых товаров;
- недостаточная инновационная активность производства;
- рост цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;
- недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур;
- низкие темпы структурных преобразований;
Сельское хозяйство
В последние годы в агропромышленном комплексе достигнута относительная стабилизация, проявляющаяся в ежегодном наращивании объемов производства, возобновлении роста инвестиций в сельское хозяйство.
Оценка показателей работы сельскохозяйственных предприятий свидетельствует о продолжении развития некоторых положительных тенденций в отраслях растениеводства и животноводства.
В растениеводстве в качестве приоритетных направлений развития отрасли явилось увеличение посевных площадей высокорентабельных сельскохозяйственных культур: пивоваренного ячменя, сахарной свеклы и подсолнечника.
За счет соблюдения технологий, внедрения высокоурожайных сортов, повышения потребительских качеств получено 1.5 тыс. т пивоваренного ячменя.
Более широкое применение интенсивных технологий позволило произвести более 117 тыс. т сахарной свеклы при урожайности свыше396 ц/га, что, соответственно, на 48% и 33% больше уровня 2002 года.
Несмотря на неблагоприятные погодные условия, урожайность зерновых культур составила (в первоначально - оприходованном весе) 30,2 ц/га Производство более 63 тыс. т зерна позволило в полной мере обеспечить потребность района в продовольственном и фуражном зерне.
Доля крестьянско-фермерских хозяйств в общем объеме сельскохозяйственной продукции составляет менее 1%. Они производят в основном зерно и сахарную свеклу. В последние годы наблюдается тенденция расширения площади земельных участков крестьянско-фермерских хозяйств. Закрепленная площадь пашни составляет более 2 тыс. га. В 2003 году в среднем на хозяйство приходилось по 107 га земли, в 2002 году - 101 га.
Основными производителями картофеля и овощей являются личные подсобные хозяйства. Их доля в производстве сельскохозяйственной продукции составляет более 30%. Закупки молока у населения возросли на 7%.
В животноводстве, по-прежнему, наблюдается стабильный рост продуктивности дойного стада. Надой на корову составит около 2550 кг, что на 228 кг или 10% больше, чем в 2002 году. В хозяйствах, участвующих в выполнении мероприятий по развитию молочного скотоводства, получат надой от коровы 3300 кг, что выше среднерайонного на 30%. В этих хозяйствах содержится 1270 голов дойного стада и производится более 49% общего молока по району.
Вместе с тем ситуация в сельскохозяйственном производстве продолжает оставаться неустойчивой. В животноводстве она осложняется продолжающимся сокращением поголовья всех видов скота, уменьшением производства молока, снижением закупочных цен на мясо крупного рогатого скота и свиней, ростом убыточности отрасли.
Высокий износ основных фондов, в том числе сельскохозяйственных машин и механизмов и недостаток средств на их обновление вызывает постоянное снижение производственного потенциала. Коэффициент обновления техники в 2003 году составил около 7% при коэффициенте выбытия более 24%. Резкое сокращение машинно-тракторного парка и его изношенность, которая составляет около 65%, привели к значительному увеличению нагрузки на единицу сельскохозяйственной техники.
Негативное влияние на доходность отрасли по-прежнему оказывает сохранившийся межотраслевой диспаритет цен и доходов.
Существенной проблемой в сельскохозяйственном производстве остается сложное финансовое положение отдельных предприятий, характеризующееся незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, особенно на животноводческую, при высоком уровне затрат на нее, высокой кредиторской задолженностью и отсутствием финансовых средств на погашение долга.
В последние годы долги сельхозпредприятий постоянно превышают годовую выручку от реализации сельскохозяйственной продукции в 3 раза.
Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, списание которых, согласно Указу Президента РФ "О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 16.07.03 N 784, не представляется возможным ввиду неуплаты текущих платежей.
Немаловажной проблемой является наличие рисков потери урожая, связанных с неблагоприятными погодными условиями. В 2003 году посевы озимых культур погибли на площади 2180 га, недобор зерна составил около 6 тыс. тн на сумму 15 млн. руб.
Сдерживающим фактором развития сельскохозяйственного производства остается низкий уровень зарплаты, задолженность по ее выплате, что способствует сохранению на селе системы внеэкономических отношений. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве за 10 месяцев текущего года составила 1952 руб., что на 20% ниже, чем в среднем по району, просроченная задолженность по ее выплате более 2 месячных фондов. В связи со снижением мотивации труда и оттока кадров в другие сферы занятости в сельском хозяйстве наблюдается недостаток квалифицированных кадров и специалистов, ухудшение качества трудового потенциала.
Торговля
Позитивные тенденции, сложившиеся в сфере торговли в предыдущие годы, приобрели устойчивый характер. Оборот розничной торговли составит около 220 тыс. руб. с ростом к 2002 году на 26%, на 64,3% он сформирован крупными и средними предприятиями, на 18% - субъектами малого предпринимательства и на 17,7% - смешанным рынком.
На 1 жителя продано товаров на сумму более 10 тыс. руб., против 7 тыс. руб. в 2002 году.
Объем товарооборота общественного питания составит более 10,9 тыс. руб.
Потребительский рынок района характеризуется как стабильный, сбалансированный, с удовлетворительным уровнем товарной насыщенности. В макроструктуре оборота розничной торговли продолжают преобладать продовольственные товары, их доля составляет 68%.
Развитие торговой сети, по-прежнему, ориентировано на совершенствование стационарной розничной торговли с современным дизайном и торговым оборудованием, прогрессивными формами обслуживания, созданием дополнительных рабочих мест.
Продолжалась работа по замене киосков на современные и благоустроенные торговые павильоны. Укрепление материально-технической базы торговли осуществлялось, в основном, за счет частного капитала.
В районе продолжалась активная работа по приведению рынка в надлежащее санитарное состояние, созданию необходимых условий для продавцов и покупателей.
Однако развитие потребительского рынка в отдаленных селах осуществляется медленно, и сопровождается рядом негативных проявлений. Вследствие низкой рентабельности и убыточности торгового обслуживания сокращается количество стационарных торговых мест в малонаселенных селах района.
Платные услуги
Рынок платных услуг является существенной частью общего потребительского рынка. Объем платных услуг населению в 2003 году достигнет 28 млн. руб., в т.ч. бытовых - 2,3 млн. руб.
Преобладающую долю в общем объеме платных услуг населению на протяжении ряда лет занимают жилищно-коммунальные и бытовые, услуги транспорта и связи. В 2003 году увеличилось потребление населением жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, транспорта.
Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме платных услуг составила более 3%.
Жилищно-коммунальные услуги
Жилищно-коммунальное хозяйство района представляет собой многоотраслевой комплекс предприятия, обеспечивающее жизнедеятельность населения, культурной сферы и сферы материального производства.
По состоянию на 01.01.03 г. жилищный фонд района составил 498,8 тыс. кв. метров.
За счет всех источников финансирования сдано в эксплуатацию 900 кв. м общей площади, 78% индивидуальных застройщиков пользовались льготными долгосрочными кредитами предприятия ОГУП "Свой дом", с помощью которого построено 700 кв. м.
Обеспеченность жилой площадью в расчете на одного жителя района составила 23 кв. метра.
Достигнутые темпы строительства жилья, по-прежнему, не удовлетворяют существующий спрос. Около 145 семей нуждаются в улучшении жилищных условий, из них почти 83 семьи ожидают жилье более 10 лет.
Степень благоустройства жилищного фонда практически осталась на уровне 2002 года.
В результате ежегодного снижения объемов капитального ремонта, связанного с отсутствием финансовых ресурсов, а также передачи жилищного фонда в муниципальную собственность от хозяйствующих субъектов в неудовлетворительном техническом состоянии растет количество ветхого жилья. Свыше 3,5 тыс. кв. м общей площади жилых помещений (0,7% всего жилфонда) размещено в ветхих строениях, где проживает 91 семья.
Услуги транспорта
Транспортная система района представлена железнодорожным и автомобильным транспортом.
Автотранспортным предприятием перевезено 285 тыс. пассажиров.
На пассажирском автомобильном транспорте общего пользования работает 13 единиц подвижного состава. Пассажирские перевозки осуществляются по 18 маршрутам. Доля собственных доходов транспортного предприятия осталась на уровне 2002 г. и сложилась в размере 37%. Из-за сложного финансового положения сегодня с превышением нормативного срока службы эксплуатируется около 40% всего пассажирского подвижного состава автомобильного транспорта.
Услуги связи
Уровень развития средств связи и информатизации является одним из существенных факторов успешного экономического развития района, повышения деловой и интеллектуальной активности населения. Район располагает достаточно развитыми системами связи. Телефонная сеть представлена 3962 номерами.
Общая мощность АТС увеличилась на 118 номеров.
В 2003 году обеспеченность населения телефонами составила порядка 18 телефонных номера на 100 жителей района.
Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны в 2003 году установлено 26 телефонов.
Малый бизнес
Малое предпринимательство является своеобразным механизмом перетока людских, финансовых и материальных ресурсов в сферы повышенного спроса. Значение и роль малого предпринимательства заключается в оптимизации структуры экономики, обеспечении условий для создания среднего класса населения, повышении уровня занятости трудоспособного населения, увеличении доходной части бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы, снижении социальной напряженности и достижении в обществе политической стабильности.
В Долгоруковском районе малый бизнес представляют 23 малых предприятий, 217 предпринимателей без образования юридического лица, 19 крестьянско-фермерских хозяйства. Общее количество занятых в малом секторе экономики составляет свыше 400 чел.
Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в совокупный объем продукции недостаточен и явно не отражает всего потенциала этой сферы.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о развитии его преимущественно в сфере торговли, доля малых предприятий в этой отрасли экономики - 80%.
2. Действующие механизмы влияния
на социально-экономическое положение Долгоруковского района
В 2003 году из бюджета на реализацию 11 комплексных программ, направленных на защиту материнства и детства, укрепления статуса семьи и улучшения демографической ситуации выделено 3 млн. руб. с ростом к 2002 году в 2,4 раза.
За счет средств областного бюджета осуществлялось финансирование программ: "Одаренные дети", "Развитие индустрии детского питания" и "Большая семья". На их выполнение направлено около 0,5 млн. руб., которые использованы на выплату призов одаренным детям, содержание детей из многодетных семей в дошкольных учреждениях и музыкальных школах, питание детей в возрасте до 2-х лет.
Основное внимание при реализации программы "Дети-сироты" уделялось проблемам постинтернатной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению их жильем, оказанию адресной помощи при создании ими семей и рождении детей.
На содержание опекаемых детей и детей из приемных семей направлено из бюджета более 1 млн. руб.
На программу "Профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защита их прав" из бюджета выделено 1 млн. 200 тыс. руб., приобретено оборудование для районного социально-реабилитацинного центра на сумму 84 тыс. руб.
Большое внимание уделяется обеспечению прав и предоставлению льгот многодетным семьям, которых насчитывается 147, в них воспитывается 487 детей. В 2003 году многодетным семьям предоставлена 30% скидка на оплату коммунальных услуг. Всего на оказание помощи многодетным семьям израсходовано около 640 тыс. руб.
Важным элементом улучшения положения женщин стало участие в традиционных ежегодных съездах женщин, на которые вносятся предложения для решения актуальных проблем по защите интересов детства и семьи. В 2003 году жительнице д. Орановка, родившей и воспитавшей достойных граждан, вручен Почетный знак "Слава матери" и премия в сумме 120 минимальных размеров оплаты труда.
Повышается качество образования. В целях реализации федеральной программы "Развитие единой образовательной информационной сети" в 2003 году за счет средств бюджетов всех уровней компьютеризировано 6 основных школ. Проводились мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений образования. К началу учебного года за счет всех источников финансирования отремонтированы все объекты народного образования. Капитально отремонтирована Меньшеколодезская средняя школа в общей сложности на сумму более 500 тыс. руб.
Для учреждений образования закуплено кухонно-технологическое оборудование на 357 т. руб., ученическая мебель - на 76 т. руб., учебники для льготной категории учащихся и учебная литература для пополнения фонда школьных библиотек на сумму 900 т. руб. Продолжена работа по обеспечению школ спортивным инвентарем, на эти цели выделено из бюджета 800 т. руб.
На капитальный ремонт объектов здравоохранения за счет всех источников финансирования направлено более 500 тыс. руб. Приобретено медицинского и технологического оборудования в общей сложности порядка 2,5 млн. руб.
При лечении больных в амбулаторных условиях обеспечены гарантии граждан по бесплатному и льготному получению медикаментов. На эти цели из средств бюджетов всех уровней направлено более 0,5 млн. руб., что выше уровня 2002 года в 1.8 раза.
Для сохранение потенциала в сфере культуры направлено из бюджета на капитальный ремонт районного Дома культуры, Большеколодезского, Веселовского, Вязовицкого, Слепухинского, Пашининского сельских клубов около 4 млн.400 тыс. руб.
Через ставшее традиционным заключение и реализацию районного трехстороннего соглашения, отраслевых соглашений различного уровня, коллективных договоров, активную деятельность трехсторонних комиссий ведется постоянный диалог и согласование интересов социальных партнеров, обеспечивается решение возникающих социально-экономических проблем.
За истекший год на 18 процентов увеличился охват работающих коллективными и трудовыми договорами. В районе на сегодня защищены права более 80% работников.
Участвуя в конкурсах по состоянию условий и охраны труда, благоустройству территорий, "Коллективный договор, все большее количество предприятий улучшают условия труда и быта работников и членов их семей, комплексно решают производственно-экономические и социально-бытовые проблемы.
Росту престижа честного труда, как основы благополучия каждого человека, способствует возрождение различных форм и методов чествования и стимулирования высококвалифицированного и эффективного труда. Регулярно проводятся ставшие традиционными конкурсы профессионального мастерства.
В полном объеме предоставляются льготы в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Для ветеранов всех категорий и инвалидов на пригородном и междугородном пассажирском транспорте общего пользования сохранен бесплатный и льготный проезд. На эти цели из бюджета направлено 800 тыс. руб.
На установку 26 телефонов инвалидам и участникам войны из бюджета выделено 255 т. руб.
В 2003 году приобретено 6 автомобилей для инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания, в 2002 году - 3 машины. Кроме того, для 22 инвалидов и участников войны из бюджета производится ежегодная выплата денежных компенсаций на транспортное обслуживание, ее сумма составила 18 т. руб.
Все инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечены кресло-колясками, для них закуплено 6 кресел-колясок различных модификаций.
На санаторно-курортное лечение инвалидов войны из бюджета направлено 109 т. руб. Кроме того, для инвалидов по общему заболеванию приобретено 4 санаторно-курортные путевки, для детей-инвалидов - 4 путевки, всего на санаторно-курортное лечение из бюджета выделено 497 т. руб.
Продолжается реализация комплексной программы "Старшее поколение". Через общественную акцию "Мы твой дом и тепло сохраним" обеспечивается конкретное решение проблем пожилых людей. Социальные услуги на дому получают около 650 человек, которых обслуживают 120 социальных работников.
Не оставлены без внимания и малоимущие граждане. Успешно продолжается газификация жилья для данной категории. Из бюджета выделено 290 тыс. руб. и газифицировано 23 квартиры малообеспеченных граждан.
На поддержку жителей, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, в 2003 году из бюджета направлено 615 т. руб. адресной помощи с ростом к уровню 2002 года в 2 раза, на выплату ежемесячных детских пособий - 2615 т. руб.
Основой ускоренного роста промышленности является, прежде всего, реализация мер, направленных на дальнейшее повышение эффективности работы, конкурентоспособности предприятий.
В рамках поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из федерального бюджета осуществлялась частичная компенсация стоимости минеральных удобрений, поддержка элитного семеноводства, племенного дела, финансирование программы "Повышение плодородия почв". На эти цели направлено около 5 млн. 400 т. руб. против 2 млн. 900 т. руб. в 2002 году, рост составил 86%. Кроме того было выделено техники по лизингу на сумму более 4 млн. 800 т. руб.
Продолжена государственная поддержка агропромышленного комплекса за счет средств областного бюджета.
Применение системы кредитования с субсидированием из областного бюджета процентных ставок по краткосрочным кредитам на сезонные затраты повысило доступность кредитных ресурсов для товаропроизводителей. В 2003 году их получено в сумме около 160 млн. руб., что больше предыдущего года почти в 6,5 раз.
Осуществлялось товарное кредитование сельхозтоваропроизводителей, на закупку материально-технических ресурсов направлено свыше 13 млн. 900 т. руб.
На проведение работ по коренному улучшению земель из бюджета направлено около 800 т. руб.
В жилищной сфере дальнейшее развитие получили областные программы "Свой дом" и ипотечного жилищного кредитования.
На благоустройство района за счет всех источников финансирования направлено около 13 млн. руб.
Капитально отремонтировано 5,2 км автомобильных дорог и площадь Ленина, общей стоимостью 11,4 млн. руб., Произведен капитальный ремонт жилых домов по улицам Мичурина, Лихачева, Гвардейская, 50 лет Советской власти, Советская, Заводская в общей сумме 550 тыс. рублей. Выполнялось наружное освещение и озеленение улиц.
В результате реализации программы "Обеспечение питьевой водой населения Долгоруковского района" увеличена мощность водозаборных сооружений в райцентре Долгоруково. Построено и капитально отремонтировано 13,2 км водопроводных сетей, введена артскважина в д. Екатериновка, отремонтировано 17 скважин и 4 водонапорные башни. Из бюджета на эти мероприятия выделено около 3 млн.400 тыс. руб.
В целях защиты прав потребителей и поддержания должного санитарно-технического состояния торговых мест утверждены Примерные правила работы рынков и торговых площадок на территории района, определяющие основные требования в сфере их функционирования.
С целью создания благоприятных условий развития торговой сети, обеспечения конкуренции в сельской местности действует Перечень отдаленных или труднодоступных населенных пунктов, на территории которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
В целях обеспечения сельского населения товарами и повышения уровня обслуживания разработана Программа государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2004-2005 годы, оказывается поддержка предприятиям потребительской кооперации. На обновление парка хлебных автофургонов из бюджета выделено около 220 тыс. руб.
В жилищно-коммунальной сфере действовали следующие региональные стандарты:
- уровень оплаты населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 75% от их полной стоимости.
- доля расходов граждан на оплату услуг от совокупного дохода семьи в размере 22%.
Фактический уровень платежей населения за услуги составил 65% с учетом выплат субсидий малообеспеченным и льготным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
В качестве меры по социальной защите малообеспеченных слоев населения в 2003 году изменен порядок предоставления гражданам (семьям) субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг (жилищных субсидий), при этом максимально допустимая доля собственных расходов граждан на указанные выше цели определялась в зависимости от размера среднедушевого дохода семьи:
- до 1750 руб. - 10%;
- от 1750 до 3000 руб. - 15%;
- свыше 3000 руб. - 22%.
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг получили 446 семей на сумму 879 тыс. руб., что выше уровня прошлого года соответственно в 2 и 3 раза.
В ходе выполнения Программы оказания бытовых услуг населению продолжалось техническое перевооружение предприятия бытового обслуживания, повышение качества и внедрение новых видов услуг, увеличение численности занятого сельского населения. На выполнение программных мероприятий бюджета направлено более 60 т. руб.
Администрация района выступает в качестве заказчика услуг на пассажирские перевозки и осуществляет финансовую поддержку исполнителя муниципального заказа. Отношения между органами местного самоуправления и транспортным предприятием устанавливаются на основе договора-контракта. Это позволило стабилизировать пассажирские перевозки.
Перевозки сверх муниципального заказа 'на отдельных маршрутах организуются исходя из платежеспособного спроса населения в режиме маршрутного такси под полным контролем администрации.
В соответствии с Программой поддержки малого предпринимательства на 2001-2004 годы продолжается работа по формированию оптимальных условий для развития малого бизнеса.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства включает специализированные структуры различных направлений: информационного, обучающего, научно-технического, технологического, финансового, имущественного, оказания спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов.
3. Основные направления и приоритетные задачи
экономического и социального развития района на 2004 год
Демографическая политика, поддержка семьи и детей
В целях улучшения демографической ситуации в районе в 2004 году будут осуществляться мероприятия, направленные на повышение уровня благосостояния населения, увеличение реальных доходов граждан, социальную защиту семьи, формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя и более детьми, укрепление института семьи.
Планируется принять участие в разработке долгосрочной программы по улучшению демографической ситуации в Липецкой области на 2005-2015 годы в соответствии с Концепцией демографического развития Российской Федерации и Плана первоочередных мер, направленных на снижение уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости путем охраны и укрепления репродуктивного здоровья, материнства и детства.
Будет продолжена работа по созданию новых механизмов и социальных технологий, адекватных современным условиям работы с семьей, женщинами, детьми, которые бы не только обеспечивали их социальную защиту, но и способствовали созданию предпосылок для активной интеграции в современные социально-экономические условия.
2004 год объявлен ООН годом десятилетия Международного года семьи. В рамках празднования годовщины этого события намечается принять участие в областной научно-практической конференции о положении семьи и акции "Лучшая семья года" по пяти номинациям: золотая семья, семейная династия, семейный бизнес, многодетная семья, семья с одаренными детьми. По результатам мониторинга социально-экономического положения семей будет разработан комплекс мер, направленных на расширение возможностей семей в части обеспечения себя стабильными доходами для улучшения качества жизни.
Продолжится реализация комплексных программ: "Здоровый ребенок", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защита их прав", "Безопасное материнство", "Развитие индустрии детского питания", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Большая семья".
В целях укрепления авторитета семьи, будет принято участие в выявлении лучшей семьи для награждения Почетным знаком Липецкого областного Совета депутатов и администрации области "Лучшая семья года".
Образование
Основными задачами модернизации образования являются обеспечение равного доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения, в том числе развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, и приведение системы образования в соответствие с перспективными потребностями рынка труда.
В целях преодоления такого негативного социального явления, как сиротство, обустройства и облегчения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет продолжена работа по стимулированию передачи указанных категорий детей на воспитание в приемные семьи и детские дома семейного типа.
Получит дальнейшее развитие обеспечение учащихся социально незащищенной категории бесплатными учебниками. Пристальное внимание будет уделяться проблеме детской беспризорности и безнадзорности, предусматривается провести мероприятия, способствующие искоренению этого явления.
В области общего среднего образования будет продолжаться широкомасштабный эксперимент по обновлению его содержания, предполагается продолжить введение профильного обучения в старшей школе. В целях дальнейшего совершенствования учебного процесса планируется компьютеризация учреждений образования для создания единой информационной среды.
Будет продолжено участие в Российских экспериментах по совершенствованию структуры и содержания образования, по введению единого государственного экзамена.
Планируется сосредоточить усилия на повышении качества образования, обеспечении соответствия образовательных услуг требованиям рынка труда.
Продолжится работа по оздоровлению детей в период зимних, весенних и летних каникул.
Здравоохранение
Основной целью политики в области здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи.
Продолжится совершенствование системы обязательного медицинского страхования на основе внедрения стандартизации, направленное на повышение эффективности использования имеющихся и привлечение дополнительных финансовых ресурсов.
Для повышения уровня организации оказания медицинской помощи сельскому населению в 2004 году завершится внедрение компьютерной обработки первичных документов по проведению профосмотров, флюорографического обследования, а также программы "Вакцинопрофилактика".
Продолжится работа по подготовке и укомплектованию медицинскими кадрами учреждений здравоохранения.
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения Липецкой области на 2001-2005 годы и на период до 2010 года продолжится работа, направленная на повышение клинической и экономической эффективности деятельности ЦРБ в условиях бюджетно-страхового финансирования, развитие амбулаторно-поликлинической помощи, увеличение объемов медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах, развитие ресурсосберегающих технологий.
Продолжится совершенствование системы контроля качества и безопасности лекарственных средств и обеспечения медикаментами при лечении в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях больных в соответствии с перечнем жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств.
Будут разработаны программы по медицинской профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних и молодежи и развитию общей врачебной практики.
Предусматривается обеспечить в полном объеме выполнение всех мероприятий, предусмотренных целевыми программами в сфере здравоохранения.
Культура, искусство и кинофикация, архивное дело
Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений муниципальной политики. Главной целью в сфере культуры будет сохранение и развитие культурного наследия, сохранение единого культурного пространства, обеспечение доступа к культурным ценностям и доступности услуг культуры для всех слоев населения.
Намечается уделять особое внимание вопросам восстановления и реставрации памятников истории и культуры, фондов музеев, архива и библиотек.
Планируется сохранять и развивать коллективы художественной самодеятельности, улучшать организацию досуга населения, создавать новые творческие коллективы, выявлять талантливую молодежь.
Будет продолжено проведение конкурсов и фестивалей.
В целях постоянной поддержки талантливых деятелей культуры, искусства и литературы, одаренных детей планируется продолжить выплаты им премий и денежных призов.
Предусматривается закончить капитальный ремонт и реконструкцию районного здания Дома культуры в с. Долгоруково.
Продолжится реализация мероприятий в рамках действующих федеральных и районных программ: "Культура России (2001-2005 годы)", "Развитие и сохранение культуры Долгоруковского района (1997-2007 годы)", программ по улучшению положения детей, подростков и молодежи.
Будет осуществляться переход к программно-целевому финансированию организаций культуры.
Деятельность архивного учреждения района будет направлена на повышение уровня безопасности архивного фонда, его количественного и качественного пополнения документами, а также эффективного использования информационного потенциала.
Физическая культура, спорт и туризм
Основной задачей в области физической культуры, спорта и туризма является укрепление здоровья, формирование у населения приоритетного отношения к физической культуре и спорту. Основные усилия в 2004 году планируется направить на развитие массовых видов физкультуры и спорта, вовлечение дошкольников и школьников в занятия физической культурой и спортом.
Значительным событием в спортивной жизни будет областная Спартакиада трудящихся. Намечается подготовить команду для успешного выступления на областной Спартакиаде с обязательным проведением районного финала с участием всех команд.
Будет продолжена работа по военно-патриотическому воспитанию и физической подготовке молодежи к службе в Российской армии (игры "Орленок", "Зарница" и др.).
Планируется совершенствовать работу с правоохранительными органами в проведении районных мероприятий с целью профилактики правонарушений среди молодежи. Намечается продолжить участие в работе попечительских советов.
Предусматривается активизировать работу по реализации федеральных, областных и районных программ "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 годы)", "Одаренные дети", "Здоровый ребенок", "Молодежь Долгоруковского района (2001-2005 годы)".
Намечается разработать план и приступить к реализации мероприятий по интенсификации развития физкультурно-массовых и спортивных работ.
Будет совершенствоваться система многоступенчатого проведения соревнований среди учащихся школ района с участием сборных команд в областных соревнованиях.
Продолжится работа по проведению соревнований по различным видам спортивно-оздоровительного туризма.
Молодежная политика
В целях формирования условий для гражданского становления, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи продолжится работа в соответствии с районной Программой "Молодежь Долгоруковского района (2001-2005 г.г.)".
Большое внимание будет уделяться решению вопросов, связанных с оздоровлением и занятостью детей, подростков и молодежи, укреплению материально-технической базы учреждений отдыха и оздоровления детей.
Занятость населения и уровень жизни
В сфере занятости населения продолжится реализация районной программы "Содействие занятости населения Долгоруковского района на 2002-2005 годы", предусматривающей осуществление комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в дальнейшем постепенно осуществить переход к эффективной системе занятости населения с достойным уровнем оплаты труда, обеспечить развивающиеся потребности экономики в работниках соответствующей профессиональной квалификации, а также оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда.
Предполагается осуществлять разработку прогноза профессионально-квалификационной структуры работников, совершенствовать анализ, прогноз и мониторинг рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
В первоочередном порядке будут реализовываться дополнительные меры по организации обучения безработных граждан, расширению общественных и других видов работ на территориях с высоким уровнем "молодежной" и "женской" безработицы. Приоритетным направлением перепрофилирования безработных граждан станет обучение основам предпринимательской деятельности.
Будут вводиться новые направления в работе по дальнейшему развитию системы услуг по профессиональной ориентации населения и, особенно, несовершеннолетней молодежи.
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, соблюдения гарантий правовой и социальной защиты работников от профессиональных рисков с 2004 года начнется реализация "Областной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2004-2006 г.г."
Предстоит сохранить достигнутую социальную стабильность в обществе, обеспечить закрепление позитивных тенденций повышения качества жизни населения, смягчение негативных последствий бедности. При этом постоянно будет вестись поиск и будут создаваться новые механизмы и технологии для обеспечения надежной социальной защиты граждан.
Предусматривается наращивать объемы социальных обязательств органов власти района в целях увеличения конечного потребления на душу населения. На постепенное преодоление деформаций в структуре распределения доходов населения будет направлена реализация мероприятий по адресной социальной поддержке, развитию реального сектора экономики, поддержке малого бизнеса.
Важнейшей задачей остается сокращение и ликвидация задолженности по выплате заработной платы в реальном секторе экономики.
Увеличению среднего размера пенсий в реальном исчислении будет способствовать введение новых распределительных и накопительных механизмов финансирования, участие застрахованных лиц в реализации своих пенсионных прав, повышение мотивации уплаты страховых платежей и оптимизации пенсионных обязательств.
Законность и правопорядок, социальная стабильность
В целях обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан, реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения, защиты собственности от преступных посягательств будет завершена разработка районных программ: "Комплексная программа борьбы с преступностью на 2004-2007 годы", "По совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции на 2004-2006 годы". Продолжится работа по выполнению мероприятий в рамках программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2005 годы".
В связи с ростом количества дорожно-транспортных происшествий планируется принять районную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Долгоруковском районе на 2004-2007 гг.", которая будет направлена на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В целях обеспечения пожарной безопасности будет принята программа "Пожарная безопасность на 2004-2007 гг."
Предусматривается дальнейшее усиление работы по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции, краж черных металлов, обеспечению общественного порядка в населенных пунктах.
В целях дальнейшего укрепления социальной и общественно-политической стабильности, повышения уровня жизни и благосостояния населения планируется продолжить работу с региональными отделениями политических партий и общественными объединениями.
В целях дальнейшего обеспечения межконфессиональной стабильности на территории района будет вестись диалог и продолжится взаимодействие с традиционными религиозными объединениями.
Укрепление органов местного самоуправления
Сохранится линия на повышение эффективности работы органов местного самоуправления за счет разграничения сфер деятельности, полномочий и повышения ответственности должностных лиц. В этих целях продолжится работа по совершенствованию правовой базы с учетом изменившихся общих принципов организации местного самоуправления.
В 2004 году начнутся значительные изменения в вопросах организации органов местного самоуправления, взаимодействия органов государственной власти и муниципальных образований, разграничения полномочий, упорядочения имущественных и бюджетных отношений. Это связано, в первую очередь, с необходимостью изменения статуса муниципальных образований, упорядочения границ сельских поселений, разделом муниципального имущества между муниципальными образованиями и их центрами.
Продолжится реализация кадровой политики в строгом соответствии с требованиями законов Липецкой области о муниципальной службе.
С целью качественного отбора планируется проводить постоянный мониторинг кадрового резерва администрации района.
В целях дальнейшей стабилизации и развития экономики района, укрепления финансовой и бюджетной дисциплины намечено повысить эффективность работы органов муниципальной исполнительной власти по исполнению нормативных правовых актов. При этом особое внимание будет уделено укреплению исполнительской дисциплины за счет:
- заслушивания отчетов и сообщений лиц, ответственных за исполнение поручений, с представлением объяснений по каждому факту невыполнения или несвоевременного выполнения поручений;
- привлечения лиц, виновных в ненадлежащем либо неполном исполнении поручений, к дисциплинарной либо административной ответственности.
Средства массовой информации и информационная политика
В целях модернизации существующего технического потенциала, подготовки кадров, оказания помощи редакционному коллективу в решении социальных и бытовых проблем предполагается принять участие в разработке Целевой программы развития в Липецкой области телерадиовещания и сетей распространения сигнала на 2005-2010 годы.
Предполагается реализовать меры, направленные на поддержку СМИ. Планируется осуществлять переподготовку журналистских кадров на базе факультетов журналистики Елецкого и Воронежского государственных университетов и Липецкого филиала Орловской академии государственной службы.
Особое место на газетных страницах районных СМИ займет тема 50-летия образования Липецкой области. Этому событию будет посвящен пресс-тур районной прессы.
Социальная поддержка населения
Основные направления социальной поддержки населения в соответствии с ежегодно принимаемой Комплексной программой будут заключаться в смягчении негативных последствий, бедности, снижении социального неравенства, предотвращении социального иждивенчества и предоставлении различных форм помощи малоимущим семьям на основе принципа их адресности, улучшении положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска, расширении рынка и повышении качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.
Для качественного медицинского и социального обслуживания недвижимых инвалидов планируется открыть в районе специализированное медико-социальное отделение областного учреждения "Центр социального обслуживания семьи и детей, материально-технической и социально-психологической помощи населению". В пункте проката средств технической реабилитации инвалидов будет расширен перечень физиотерапевтических аппаратов и предметов медицинского назначения.
Будет продолжена выездная работа отдела социальной защиты населения администрации района, направленная на решение проблемы оказания социальной помощи пожилым людям в отдаленных населенных пунктах.
Финансы
Главными задачами бюджетной политики района, исходя из Бюджетного послания Президента Российской Федерации на 2004 год, Программы социально-экономического развития Липецкой области, остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики, повышение качества и доступности бюджетных услуг, формирование благоприятного предпринимательского климата, обеспечение социальной стабильности на основе роста доходов работников как муниципального, так и частного сектора экономики.
Формирование бюджета будет происходить с учетом изменений и дополнений, внесенных в налоговое законодательство Российской Федерации. Изменения в источниках формирования доходов бюджета района определяют ключевую задачу на 2004 год. Ее суть - мобилизация собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала.
Будет продолжена работа по дальнейшему снижению накопившейся налоговой задолженности.
Задача обеспечения устойчивости бюджета в условиях проводимой налоговой реформы, направленной на сокращение налогового бремени, требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.
При формировании расходной части бюджета заложены следующие основополагающие принципы:
- решение важнейших задач социальной направленности при рациональности и оптимизации расходов;
- достаточность, обязательность и своевременность финансирования бюджетных учреждений при одновременном соблюдении режима экономии;
- "прозрачность" бюджетного финансирования на основе конкурсного подхода к закупкам товаров, работ и услуг;
- повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств по обязательствам, принимаемым от их имени бюджетными организациями;
- обеспечение адресности предоставляемых населению льгот по федеральным и областным нормативным правовым актам на основе полного учета данной категории граждан;
- сокращение кредиторской задолженности бюджетов перед населением и предприятиями района по своим обязательствам при полном обеспечении текущих выплат и расчетов.
В области социально-культурной сферы расходная часть бюджета должна стать инструментом выравнивания доступа граждан, вне зависимости от места проживания, к основным общественным услугам и социальным гарантиям, дальнейшей оптимизации сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, расширения сферы оказания платных услуг населению.
Приоритетным направлением останется дальнейшее улучшение материальной базы учреждений бюджетной сферы при одновременном обеспечении финансирования текущих расходов каждого учреждения.
В бюджете района будут учтены рост оплаты труда работников бюджетных организаций и увеличение расходов на материальное обеспечение в учреждениях социально-культурной сферы.
Будет продолжена работа по приведению в надлежащее состояние сети действующих учреждений, оснащению их необходимым оборудованием.
В 2004 году будет внедрена автоматизированная система муниципальных закупок, которая станет частью единой системы управления финансами. По оценкам экспертов Министерства экономического развития и торговли РФ ее внедрение позволит экономить до 15% бюджетных средств. Промышленность
Приоритетными задачами в промышленности станут сохранение устойчивых темпов роста производства товаров и услуг, повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода конкурентоспособной продукции на рынок.
Продолжится работа по обеспечению населения более полным ассортиментом высококачественной, экологически чистой продукции, повышению эффективности производства, конкурентоспособности и рентабельности вырабатываемой продукции, увеличению налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Будут решаться задачи по более полной загрузке производственных мощностей, переходу на новые, более прогрессивные технологии выработки продуктов питания, отвечающих спросу населения, в том числе с применением современных упаковочных и расфасовочных материалов, по открытию новых, реконструкции и модернизации действующих производств, техническому оснащению предприятий.
Сельское хозяйство
Основными целями аграрной политики будет сохранение продовольственной безопасности района, развитие конкурентоспособного производства, формирование развитых рынков продовольствия, диверсификация источников занятости и увеличение доходов сельского населения, повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве.
Для достижения указанных целей и закрепления положительных тенденций развития сельского хозяйства продолжится государственная поддержка сельского хозяйства за счет средств федерального и областного бюджетов.
Из федерального бюджета предполагается субсидирование процентной ставки по банковским кредитам на долгосрочной и краткосрочной основе, выделение техники по лизингу, частичная компенсация стоимости минеральных удобрений, субсидирование 50% страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур, поддержка элитного семеноводства, племенного дела, финансирование Программы "Повышение плодородия почв".
В целях снижения рисков потери урожая сельскохозяйственных культур из областного бюджета будет осуществляться компенсация страховых взносов в размере 25%.
Главная задача в животноводстве - закрепить наметившиеся положительные тенденции в развитии отрасли, обеспечить наращивание поголовья животных, повышение их продуктивности и уровня воспроизводства, увеличение объемов и улучшение качества производимой продукции.
Рост производства молока будет осуществляться за счет повышения продуктивности коров в сельхозпредприятиях, участвующих в выполнении мероприятий по развитию молочного скотоводства Липецкой области в 2003-2005 годы и на период до 2010 года, на основе улучшения кормления дойного стада, повышения генетического потенциала животных, внедрения интенсивных технологий доения и содержания животных, увеличения поголовья. Надой на корову в этих хозяйствах в 2004 году составит 3600 кг. Совершенствование продуктивных качеств животных будет осуществляться в направлении создания двух типов молочного скота: красно-пестрого и черно-пестрого путем межпородного скрещивания с голштинской породой, которая обладает высоким генетическим потенциалом молочной продуктивности.
Стабилизация и восстановление отрасли свиноводства будет осуществляться на основе более полного использования мощностей действующих комплексов и крупных свинотоварных ферм путем создания гарантированной полноценной кормовой базы и организации современной технологии кормления, в том числе содержания в свинарниках модульного типа. Получит развитие племенная база свиноводства, широкое использование гибридизации, которая позволит сократить сроки выращивания и откорма свиней, снизить затраты кормов, повысить качество свинины.
Наращивание производства свинины будет осуществляться также за счет увеличения откорма свиней в личных подсобных хозяйствах.
В растениеводстве увеличение производства продукции будет основываться на реализации мер, предусматривающих совершенствование структуры посевных площадей и повышение урожайности за счет внедрения новых технологий.
Для устойчивого наращивания объемов производства продовольственного зерна предусматривается ежегодно увеличивать в структуре посевов долю озимых зерновых культур. В связи с возросшим спросом будет увеличено производство пивоваренного ячменя до 18 тыс. т.
Для ликвидации несбалансированности кормовых рационов животных по содержанию белка, что является одной из главных задач кормопроизводства, намечается расширение посевов многолетних трав до 15% площади пашни. Создание необходимой базы кормопроизводства будет осуществляться за счет увеличения производства высокобелковых и высокоэнергетических кормов (горох, многолетние бобовые травы), повышения удельного веса концентрированных кормов, кормовых корнеплодов и отходов перерабатывающей промышленности (жома, барды, патоки), улучшения качества кормов на основе соблюдения технологии их заготовки и хранения.
Крупный рогатый скот будет переводиться на сенажно-концентрированный тип кормления.
В целях развития личных подсобных хозяйств продолжится реализация мероприятий Программы "Сельское подворье Липецкой области на 2003-2005 годы".
Инвестиционная деятельность
Ключевой задачей инвестиционной политики станет целенаправленное адресное использование бюджетных средств, создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных капиталов.
Жилищная политика будет ориентирована на развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения квартир более широким слоям населения. При этом значительное место в государственной поддержке, по-прежнему, займут программы "Свой дом" и ипотечного жилищного кредитования.
Продолжится реализация государственных федеральных целевых программ: "Государственные жилищные сертификаты", "Жилищные субсидии для граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и других.
Важнейшим направлением останется дальнейшее укрепление и развитие материально-технической базы отраслей социальной сферы.
За счет средств бюджета предусматривается завершить капитальный ремонт Тимирязевской средней школы и районного Дома культуры.
Основным критерием эффективности программы благоустройства района будет улучшение их внешнего облика, обеспечение безопасности дорожного движения, комфорта, условий проживания населения. На эти цели кроме бюджетных источников предусматривается привлечение средств предприятий и организаций всех форм собственности в виде 2% добровольных отчислений от годового фонда оплаты труда.
Торговля
Основной задачей в сфере торговли является выравнивание территорий сельской местности по уровню торгового обслуживания жителей района.
В целях улучшения торгового обслуживания, повышения культуры и качества жизни населения района, развития и внедрения новых прогрессивных форм обслуживания основное внимание будет уделяться реализации мероприятий Программы государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области до 2005 года, направленных на:
- развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения;
- организацию эффективных схем торгового обслуживания жителей удаленных сельских поселений;
- создание экономических и организационных условий для устойчивого развития торгового обслуживания сельского населения;
- создание конкурентной среды для работы предприятий и организаций различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей;
- содействие развитию новых предприятий торгового обслуживания населения в сельской местности на основе привлечения инвестиций;
- насыщение потребительского рынка товарами, в том числе местных производителей;
- повышение благосостояния и занятости сельского населения.
За счет частных инвестиций продолжится работа по реконструкции и расширению предприятий розничной торговли в районе.
В целях упорядочения торговли на рынке, защиты прав потребителей предусматривается усилить меры по обеспечению прав граждан на безопасность и качество товаров. Продолжит работу межведомственная комиссия по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота алкогольной продукции, а также деятельность контролирующих органов по исполнению Закона Липецкой области "Об административных правонарушениях в сфере изготовления, хранения с целью сбыта либо сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки на территории Липецкой области".
Жилищно-коммунальные услуги
Основной задачей жилищно-коммунального хозяйства является улучшение качества предоставляемых населению жилищных и коммунальных услуг, сохранение поддержки и обеспечение доступности этих услуг для населения.
Для реализации поставленных задач в 2004 году предусматривается сохранить:
- 75-процентный уровень платежей граждан за предоставляемые жилищные и коммунальные услуги от затрат на их производство (вместо 90% - по федеральному стандарту);
- максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг на уровне федерального стандарта в размере 22% с дифференциацией по уровню среднедушевого дохода семьи:
- до величины ниже прожиточного минимума - 10%;
- от 1 до 1,5 величины прожиточного минимума - 15%;
- свыше 1,5 величины прожиточного минимума - 22%.
При этом для граждан, имеющих среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг будет уменьшаться с учетом соответствующего поправочного коэффициента.
Будет проведена работа по совершенствованию методики исчисления совокупного дохода семьи, упрощена процедура оформления жилищно-коммунальных субсидий.
Планируется осуществить комплекс мероприятий по переходу к адресной помощи малообеспеченным и льготным категориям граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг. Особое внимание в отрасли будет уделено ценообразованию и тарифному регулированию, энерго- и ресурсосбережению.
В предстоящий период будет определен стандарт эксплуатации жилья.
Бытовые услуги
В целях повышения уровня и качества обслуживания населения, обеспечения устойчивого развития предприятия отрасли и расширения перечня оказываемых видов услуг, создания современной материально-технической базы продолжится реализация Программы развития бытовых услуг населению области на 2003-2005 годы.
Из областного и местных бюджетов на развитие сферы бытовых услуг будет направлено 116 т. руб. для технического перевооружения отрасли.
Планируется увеличить численность занятых в сфере бытового обслуживания, расширить перечень оказываемых видов услуг, повысить их качество и уровень обслуживания населения.
Услуги транспорта
Приоритетной задачей в транспортном комплексе является наиболее полное удовлетворение потребностей экономики района и населения в услугах транспорта и обеспечения его устойчивого функционирования.
Для реализации поставленных задач предусматривается:
- создание финансово-экономических условий, способствующих стабилизации работы и повышению эффективности деятельности транспортного предприятия на основе использования механизмов финансовой поддержки и самообеспеченности;
- выполнение обязательств по возмещению затрат перевозчику, связанному с предоставлением льгот отдельным категориям граждан;
- повышение качества транспортных услуг;
- повышение безопасности транспортного процесса, снижение аварийности и негативного воздействия на окружающую среду.
Услуги связи
Основными задачами в сфере развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и рынка услуг связи будет создание и развитие новых телекоммуникационных и информационных услуг, обеспечиваемых современными сетями (услуги сети Интернет, электронная почта);
Планируется обеспечить ввод монтированной емкости телефонных станций на 30 номеров. Пользователей сети Интернет в 2004 году будет около 80 абонентов.
Предстоит заменить координатную станцию на электронную АТС, реконструировать все телефонные линии по с.Долгоруково, протянуть междугородний волоконно-оптический кабель Долгоруково - Задонск.
Малый бизнес
Развитие малого предпринимательства в основном зависит от социально-экономической ситуации в регионе, инвестиционного и налогового климата, развития правовой базы и ряда иных факторов, которые при проведении адекватной муниципальной политики могут быть изменены в позитивном направлении.
Все мероприятия по развитию малого бизнеса будут реализовываться в рамках выполнения областной Программы поддержки малого предпринимательства и будут направлены на формирование рациональной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, создание конкурентоспособных производств, преодоление административных барьеров.
С целью активизации механизмов микрофинансирования будет продолжена пропаганда идей кредитной потребительской кооперации, изучение опыта других регионов.
Будет продолжена реализация проектов в приоритетных направлениях, получивших в результате конкурсных отборов поддержку за счет средств областного бюджета.
Повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства будет заключаться в распространении передового опыта по развитию системы поддержки, повышении эффективности существующей системы, создании сети филиалов объектов инфраструктуры в районе.
С целью создания эффективного инструмента привлечения представителей предпринимательской среды, общественных организаций, объектов инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства к законотворческой деятельности, обсуждению и оперативному решению наиболее острых вопросов предпринимательской деятельности продолжит свою работу координационный совет по проблемам малого бизнеса под руководством Главы администрации района.
Анализу состояния предпринимательской среды в районе, сбору и обобщению наиболее проблемных вопросов будет способствовать проведение ежегодных зональных совещаний с участием руководителей основных структурных подразделений администрации области, органов местного самоуправления, контролирующих органов. В ходе этих совещаний предприниматели будут иметь возможность получить ответы на свои вопросы. Наиболее проблематичные будут выноситься на обсуждение за "круглые столы" с контролирующими органами.
Планируется участие в традиционных областных конференциях "Малый бизнес" и областных конкурсах "Лидер малого бизнеса", способствующих распространению передового опыта предпринимательства.
<< Назад |
||
Содержание Решение Долгоруковского районного Совета депутатов Липецкой области от 25 декабря 2003 г. N 9-рс "О программе социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.