Заслушав и обсудив информацию сторон о ходе выполнения областного трехстороннего соглашения, комиссия отмечает, что в ходе реализации соглашения администрацией области, органами местного самоуправления, работодателями и профсоюзами достигнута стабильность роста объемов производства и прибыли в основных отраслях экономики, положительные результаты решения социально-трудовых проблем.
Итоги развития экономики области свидетельствуют о закреплении положительных тенденций, сформировавшихся в последние годы. Сохранена тенденция роста инвестиций в основной капитал, которая составила 132% к уровню 2003 года. Рост объема промышленного производства составил 103%, производства продукции сельского хозяйства - 100,8%, розничной торговли - 114%, платных услуг населению - 110%, перевозок грузов предприятиями транспорта - 106%.
За счет всех источников финансирования объем работ строительного подряда составил 127% к уровню 2003 года.
Ускоренными темпами развивалось производство пищевой промышленности (112%) и промышленности стройматериалов - 116%. Доля прибыльных организаций возросла с 61 до 65%, сумма прибыли возросла в 2 раза. Это дало возможность увеличить доходы бюджета области и расходы на финансирование социально-культурной сферы, доля которых в общем объеме расходов составляет около 50%, на реализацию областных комплексных программ, направленных на защиту материнства и детства, укрепление статуса семьи и улучшения демографической ситуации и т.д.
В жилищной сфере дальнейшее развитие получили областные программы "Свой дом" и ипотечного жилищного кредитования. Введено 420 тыс. кв. м общей площади жилья с ростом на 21% к уровню 2003 года.
Уровень оплаты населения за жилищно-коммунальные услуги сохранен в размере 75% от их полной стоимости.
Развитие экономики обеспечило высокий уровень занятости и рост средней заработной платы, опережающей уровень инфляции.
Среднемесячная номинальная заработная плата выросла на 26% и составила 5574 руб.
Задолженность по выплате заработной платы сокращена с 217 до 37 млн. рублей. Количество предприятий-должников сократилось с 225 до 52, а работников, не получивших своевременно зарплату с 36 до 9 тыс. человек.
Положительные результаты экономического развития области в сочетании с реализацией социальных программ содействовали повышению уровня жизни населения, решению важнейшей задачи - уменьшения бедности.
В два раза увеличились объемы адресной помощи малообеспеченным гражданам. Из областного бюджета на субсидии, льготы и дотации по оплате жилищно-коммунальных услуг затрачено 405 млн. рублей, на обеспечение льготных категорий граждан бесплатными медикаментами - 109 млн. рублей, компенсацию бесплатного проезда на транспорте льготных категорий населения - 87 млн. рублей, детские пособия - 116 млн. рублей и т.д.
Доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы составила 50% областного бюджета - 9 млрд. рублей. В т.ч. на развитие здравоохранения направлено 3,6 млрд. рублей (128% к 2003 г.), на финансирование образования затрачено 3,6 млрд. рублей.
За 2004 г. в области открыто более 300 новых предприятий торговли и общественного питания, 70 объектов службы быта.
Отремонтировано более 200 км дорог, 25 км тротуаров, 55 км сетей уличного освещения.
Возобновлена работа липецкого аэропорта. Для пассажирских предприятий приобретено 52 автобуса и 20 троллейбусов.
В результате принятых мер, доля малоимущего населения сократилась с 29,9% по итогам I квартала 2004 г. до 14,6% по итогам IV квартала.
Комплексному решению экономических и социальных задач способствовало дальнейшее развитие системы социального партнерства. Во всех городах и районах области действуют трехсторонние территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В г. Ельце, Воловском, Грязинском, Добровском, Добринском, Измалковском, Чаплыгинском, Лебедянском, Лев-Толстовском и Долгоруковском, районах заключены и реализуются территориальные трехсторонние соглашения. На 12,6% к уровню прошлого года увеличилось количество коллективных договоров, зарегистрированных в органах по труду, которыми защищены и дополнены права и льготы более 76% занятых в экономике области.
Продолжена работа по выявлению и пропаганде опыта работы лучших предприятий и работников через проведение областного и территориальных конкурсов "Коллективный договор, эффективность производства - основа защиты социально-трудовых прав граждан", областного смотра-конкурса улучшения условий и охраны труда.
В 18 городах и районах восстановлены Доски Трудовой славы.
В области сохранена обстановка социального мира и партнерского согласия. Не допущено развитие трудовых споров до уровня забастовок, остановок производства.
Вместе с тем, в реализации областного трехстороннего соглашения имеются неиспользованные резервы.
Снизился объем производства в электроэнергетике, химической и нефтехимической промышленности.
В 13 городах и районах остается нерешенной проблема погашения задолженности по выплате заработной платы.
В различных отраслях экономики и социальной сферы между городами и районами сохраняется значительная дифференциация по уровню оплаты труда. Значительная часть работающих получает зарплату меньше прожиточного минимума, это привело к тому, что среди бедного населения области 38% составляют работающие граждане.
Дальнейшего совершенствования требует система защиты и других прав работников. Не изжиты многочисленные нарушения по нормированию труда, оплате сверхурочных и ночных работ, нередко не обеспечиваются должные условия труда и производственного быта.
Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений постановляет:
1. Информацию сторон о ходе выполнения областного трехстороннего соглашения принять к сведению.
2. Рекомендовать сторонам областного трехстороннего соглашения с учетом высказанных замечаний продолжить работу по выполнению положений и обязательств соглашения, дальнейшему комплексному решению производственно-экономических и социальных проблем и повышению уровня жизни и благосостояния жителей области.
3. Предложить трехсторонним комиссиям городов и районов области в 2005 году:
- взять под особый контроль проблему погашения задолженности по заработной плате и повышению ее минимального уровня до прожиточного минимума;
- принять меры совместно с органами по налогам и сборам, социального и медицинского страхования, пенсионного фонда по погашению задолженности по платежам подведомственных организаций всех форм собственности в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
4. Рекомендовать сторонам социального партнерства приступить к разработке проекта нового областного трехстороннего соглашения на 2006-2008 гг. между администрацией области, Федерацией профсоюзов области, объединениями работодателей.
5. Предложить управлению труда и занятости населения администрации области совместно с Федерацией профсоюзов области, отраслевыми структурными подразделениями администрации области, областными комитетами отраслевых профсоюзов начать разработку новых отраслевых систем оплаты труда для организаций бюджетной сферы области.
Координатор областной трехсторонней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений,
зам. Главы администрации Липецкой области |
Н.Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Липецкой областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 4 февраля 2005 г. N 1 "О ходе выполнения областного трехстороннего соглашения в 2004 году"
Текст постановления опубликован в газете "Ведомости администрации Липецкой области" от 30 марта 2005 г. N 3