Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Липецкого областного Собрания депутатов
от 5 ноября 1996 г. N 731-пс
Областная целевая программа
"Пожарная безопасность Липецкой области
на 1996 год и на период до 2000 года"
См. областную целевую комплексную программу "Пожарная безопасность Липецкой области на 2004-2007 годы", утв. постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 декабря 2003 г. N 430-пс
1. Цель программы
Настоящая Программа разработана во исполнение Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ. Основной целью Программы является создание системы обеспечения пожарной безопасности на территории Липецкой области. Это достигается совокупностью сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами этой системы являются органы областной власти, местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме этого, предусмотренные в Программе мероприятия ставят своей целью решение наиболее острых проблем укрепления подразделений Государственной противопожарной службы УВД Липецкой области за счет целевого выделения ассигнований, способных в короткие сроки сдержать нарастание негативных тенденций по разрушению и без того слабого потенциала пожарной защиты, создать необходимые условия для изменения в деле укрепления пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан от пожаров.
2. Сущность проблемы
Обстановка с обеспечением пожарной безопасности объектов и населенных пунктов Липецкой области остается по-прежнему крайне сложной и с каждым годом ухудшается. Об этом свидетельствует динамика количества пожаров и последствий от них:
Количество пожаров |
Ущерб (млн. руб.) |
Гибель людей (чел.) |
Количество травмированных (чел.) |
|
1991 г. | 2172 | 3,18 | 62 | 50 |
1992 г. | 2305 | 27,68 | 100 | 92 |
1993 г. | 2307 | 277,14 | 114 | 91 |
1994 г. | 2266 | 1363,00 | 132 | 60 |
1995 г. | 2130 | 3319,12 | 127 | 83 |
Итого за 5 лет | 11180 | 4990,12 | 535 | 376 |
В результате пожаров за пять лет огнем уничтожено и повреждено 1558 строений различного назначения, 131 единица автомототехники, 11901 тонна сельскохозяйственных кормов, более 150 тыс. кв. метров жилой площади в ведомственных и принадлежащих гражданам жилых домах.
В относительных показателях обстановку с пожарами в 1995 году можно охарактеризовать следующим образом:
- количество пожаров, приходящихся на 10 тыс. населения, равно 17,04;
- убыток в расчете на одного человека - 2655,3 тыс. рублей;
- средний убыток от одного пожара - 1558,3 тыс. рублей;
- количество погибших людей на 10 тыс. населения - 1,02 человека.
Только в 1995 году 2130 пожарами области нанесен материальный ущерб более 3,3 млрд. рублей, в огне погибло 127 человек, 83 человека получили травмы и ожоги различной степени тяжести. Огнем уничтожено и повреждено 277 строений различного назначения, 20 единиц автотехники, 1760 тонн сельскохозяйственных кормов, более 20 тыс. кв. метров жилой площади в ведомственных и принадлежащих гражданам жилых домах. Кроме того, огнем пройдено более 200 га лесонасаждений, ущерб, причиненный природному богатству области, составил порядка 5 млрд. рублей. Наибольшее количество пожаров (79,4% от их общего количества) по-прежнему происходит в жилом секторе.
Основными причинами происшедших пожаров явились:
- неосторожное обращение с огнем - 20,5%;
- нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов - 42,6%;
- шалость детей с огнем - 4,1%;
- неправильное устройство печей и нарушение правил пожарной безопасности при их эксплуатации - 17,9%;
- поджоги - 5,6%.
Такое положение дел во многом обусловлено резким снижением уровня дисциплины на производстве и в быту, многочисленными фактами бесхозяйственности и безответственности как со стороны руководителей предприятий и организаций всех форм собственности, так и граждан, ухудшением криминогенной обстановки, возрастанием дефицита на все виды противопожарных изделий и материалов, отсутствием качественной и эффективной техники, оборудования и огнетушащих средств.
Подавляющая часть населения области не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, система мер по противопожарной пропаганде и обучению неэффективна. Для большинства граждан пожар представляется маловероятным событием, в результате ими игнорируются элементарные требования пожарной безопасности и 80% пожаров происходит по причинам так называемого "человеческого фактора".
Для наведения порядка органами государственного пожарного надзора УГПС УВД принимались и крайние меры. В прошедшем году приостанавливалась эксплуатация 373 объектов различного назначения, к административной ответственности привлечено 5043 нарушителя требований пожарной безопасности, из которых 3807 человек - руководители и должностные лица.
В текущем году администрациями области и отдельных районов оказывалась определенная помощь пожарной охране по поддержанию ее материально-технической базы, недопущению развала существующих структур. Вместе с тем принимаемые на государственном и областном уровнях меры по поддержанию боеготовности подразделений пожарной охраны, не могут сдержать нарастания негативных тенденций по разрушению и без того слабого потенциала противопожарной защиты объектов на территории области. Возрастает стремление предприятий добиться экономии финансовых средств за счет отказа от содержания пожарной охраны и необходимых затрат на обеспечение противопожарной защиты, что может в ближайшее время еще более обострить проблемы борьбы с пожарами.
За последние два года сокращена пожарная охрана на заводах "Центролит", "Свободный Сокол" и "ЛТЗ", частично - "Силан", НЛМК и некоторых других, что привело к ослаблению контроля за противопожарным состоянием опасных объектов, несвоевременной ликвидации пожаров и аварий не только на этих объектах, но и в населенных пунктах.
Разрыв хозяйственных связей, неплатежеспособность многих предприятий, нерешенность ряда проблемных вопросов отрицательно отразились на деятельности областного и районных советов добровольного пожарного общества, в том числе на их производственной деятельности (ремонт печей отопления, обработка огнезащитным составом сгораемых конструкций, монтаж и обслуживание систем автоматической противопожарной защиты, ремонт систем противопожарного водоснабжения). Ограниченность финансовых средств привела к свертыванию оргмассовой работы и пропаганды мер пожарной безопасности среди населения, учащихся школ и других учебных заведений, добровольных пожарных формирований.
Органы страхования, несмотря на неплохую рентабельность страхования, в том числе огневого, основных фондов предприятий, организаций и учреждений, жилых домов граждан практически не производят отчисления на реализацию противопожарных мероприятий. При определении размеров страховых платежей отсутствует реальная связь с состоянием пожарной безопасности объектов.
Значительные ограничения в финансовом и ресурсном обеспечении подразделений ГПС привели к нарастанию кризисных ситуаций в организации пожарно-профилактической работы и тушении пожаров, ухудшению боеготовности оперативных пожарных подразделений. Потребности в технических средствах тушения пожаров в области удовлетворяются лишь на 20-30%, до 30% существующих объектов пожарной охраны нуждается в капитальном ремонте, более 40% пожарной техники подлежит списанию. В гарнизонах отсутствует требуемая специальная техника, аварийно-спасательное оборудование. Отсутствие автолестниц и коленчатых подъемников с высотой подъема более 30 метров ставит под прямую угрозу жизни людей при пожарах в высотных зданиях. Имеющаяся численность подразделений Государственной противопожарной службы недостаточна для обеспечения эффективной работы по профилактике и тушению пожаров, особенно в сельской местности.
Слабый уровень противопожарной защиты и кризисное положение дел в пожарной охране значительно сказываются на экономике Липецкой области, так как наряду с огромными материальными потерями, сдерживаются темпы производственного и жилищного строительства, развитие городов и населенных пунктов.
3. Ожидаемые конечные результаты программы
При выполнении намеченных в Программе мер и осуществлении своевременных инвестиций предполагается за этот период достичь в борьбе с пожарами результатов, характерных для большинства регионов России, обеспечить относительное сокращение потерь, гибели и травмирования людей на пожарах, создать необходимую материально-техническую базу для функционирования пожарной охраны.
4. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение настоящей Программы осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления. Перечень тех средств, дополнительно необходимых ГПС для поддержания требуемого уровня противопожарной защиты в области (прилагается).
Мероприятия по реализации целевой программы
NN пп |
Что необходимо выполнить | Исполнитель | Срок исполнения |
1. | Ежегодно рассматривать вопросы состояния материально-технического обеспечения Государственной противопожарной службы области, при необходимости входить с ходатайством в МВД России о выделении средств из Федерального бюджета на реконструкцию зданий пожарных депо, закупку пожарной автотехники и специального вооружения |
УВД области, администрация области |
ежегодно |
2. | Совместно с областным штабом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, метрологической службой, другими соответствующими службами отработать вопросы взаимодействия и взаимной информации о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах. Подготовить соответствующие документы |
Управление Государственной противопожарной службы, соответствующие службы |
II полугодие 1996 г. и ежегодно |
3. | В целях обеспечения качественного обучения мерам пожарной безопасности детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, разработать и ввести в план учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" специальную программу по вопросам пожарной безопасности, систематически совершенствовать и корректировать ее в соответствии с изменениями нормативных требований |
Департамент науки и образования. Управление Государственной противопожарной службы |
постоянно |
4. | В части обеспечения пожарной безопасности установить обязательное согласование с Государственной противопожарной службой всех инвестиционных проектов, которые намечены к реализации на территории области по решению органов государственной власти |
Управление экономики |
постоянно |
5. | Совместно с заинтересованными ведомствами проработать вопрос о гарантиях правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, участвующих в боевых действиях по тушению пожаров, по установке телефонов по месту жительства |
Администрации городов и районов, Управление Государственной противопожарной службы |
1998 г. |
6. | Совместно со страховыми организациями обеспечить исполнение статьи 28 Федерального закона "О пожарной безопасности" и пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.96 г. N 789 "О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании" в части организации отчислений от поступивших сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм в соответствии с порядком, устанавливаемым Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Управлению Государственной противопожарной службы УВД области до создания областного фонда пожарной безопасности |
Управление Государственной противопожарной службы, страховые организации области службы |
1996-2000 гг. |
7. | В целях реализации мер пожарной безопасности в порядке, установленном Правительством РФ, создать областной фонд пожарной безопасности |
Управление юстиции, управление финансов, Управление Государственной противопожарной службы |
1997 г. II полугодие |
8. | Во взаимодействии с органами власти осуществить мероприятия по доведению штатной численности Государственной противопожарной службы до нормативной, установленной статьей 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" |
Администрации городов и районов, Управление Государственной противопожарной службы |
1996-2000 гг. |
9. | Предусмотреть выделение средств для приобретения пожарных автомобилей, пожарно-технического вооружения, снаряжения, средств связи |
Администрации области, городов и районов |
1996-2000 гг. |
10. | Рассмотреть вопрос о выделении средств из областного бюджета на 1996-1997 гг. для Управления Государственной противопожарной службы УВД специальным назначением: - для окончания реконструкции здания ПЧ-31 г. Лебедяни; - для проведения реконструкции здания ПЧ-27 с. Хлевное; - на приобретение автомеханической лестницы высотой 50 и более метров для спасания людей и тушения пожаров в высотных зданиях |
Управление финансов, администрации Лебедянского и Хлевенского районов, города Липецка |
1996-1997 гг. |
11. | Предоставить территориальному органу Государственного пожарного надзора области право разработки и утверждения Правил пожарной безопасности на объектах и учреждениях, на которых эти правила отсутствуют, а также вносить коррективы применительно к местным условиям |
Управление Государственной противопожарной службы |
по мере необходимости |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.