Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника федерального казенного учреждения Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области (далее - ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Псковской области) ФИО4 на вступившие в силу постановление руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Псковской области от 04 октября 2022 года, решение судьи Псковского районного суда Псковской области от 04 октября 2022 года и решение судьи Псковского областного суда от 14 ноября 2022 года, вынесенные в отношении ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Псковской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Псковской области от 04 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Псковского районного суда Псковской области от 04 октября 2022 года и решением судьи Псковского областного суда от 14 ноября 2022 года, ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Псковской области привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 55000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Псковской области ФИО4 выражает несогласие с названными актами, ссылаясь на наличие оснований для их отмены в связи с тем, что на день возбуждения дела об административном правонарушении нарушения требований трудового законодательства были устранены.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
Согласно части 1 статьи 212 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В силу части 2 данной статьи государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 212 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В соответствии со статьей 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (часть 1). Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников (часть 2), при этом работодатель обязан обеспечить, в частности, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов; создание и функционирование системы управления охраной труда; систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; санитарно-бытовое обслуживание в соответствии с требованиями охраны труда (часть 3).
Согласно статье 216.3 ТК РФ санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя и включает оборудование работодателем по установленным нормам санитарно-бытовых помещений.
Как следует из материалов дела, 23 января 2022 года со станочником деревообрабатывающих станков осужденным ФИО5 в ФКУ ИК-4 УФСИН по Псковской области произошел несчастный случай при следующих обстоятельствах, установленных по итогам проведенного в период с 7 февраля 2022 года по 18 апреля 2022 года расследования несчастного случая актом N 1 расследовании тяжелого несчастного случая от 18 апреля 2022 года и актом N 1 о несчастном случае на производстве от 18 апреля 2022 года.
В соответствии с графиком работы и разнарядкой на вывод осужденных на работу 23 января 2022 г. в 09 часов 00 минут станочник деревообрабатывающих станков осужденный ФИО5 по согласованию с работодателем был выведен на работу на участок по производству заготовок деревянных палочек для еды ЦТАО ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области по адресу: "адрес"
Около 11 часов 00 минут ФИО5 покинул рабочее место для посещения уборной, расположенной на территории промышленной зоны. На расстоянии около 20 метров от цеха на пути к уборной образовалась наледь, на которой ФИО5 поскользнулся, упал и ударился головой о лед, при этом получил телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, ушиба головного мозга с множественными очагами ушиба вещества мозга, субарахноидальных кровоизлияний; степень тяжести - тяжелая.
Причинами несчастного случая на производстве признаны:
необеспечение работодателем в нарушение статьи 216.3 ТК РФ санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда, поскольку работодателем по установленным нормам не оборудованы санитарно-бытовые помещения, уборная расположена вне помещения цеха;
необеспечение работодателем в нарушение статей 22, 214 ТК РФ контроля за состоянием территорий промышленной зоны, поскольку уборка территории от снежного покрова и наледи своевременно не осуществляется;
работодателем не просчитан риск "Работы станочника деревообрабатывающих станков" и не обеспечено эффективное функционирование системы управления охраны труда в нарушение ст.ст. 22, 214 ТК РФ, раздела II Приказа Минтруда России от 29 октября 2021 года N 776н "Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда", поскольку в Положении о системе управления охраной труда ФКУ ИК-4 УФСИН по Псковской области отсутствуют оценка уровня рисков с указанием установленных уровней по каждому риску и перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.
Данные нарушения послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Псковской области об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Псковской области постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение трудового законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные в жалобе доводы, были предметом рассмотрения судебных инстанций и им дана исчерпывающая правовая оценка применительно к установленным обстоятельствам, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Псковской области к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по малозначительности совершенного правонарушения не усматриваю.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Псковской области от 04 октября 2022 года, решение судьи Псковского районного суда Псковской области от 04 октября 2022 года и решение судьи Псковского областного суда от 14 ноября 2022 года, вынесенные в отношении федерального казенного учреждения Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника федерального казенного учреждения Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.