Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу - заместителя главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу ФИО5 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N38 Санкт-Петербурга от 27.12.2022 N5-591/2022-38, определение судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24.04.2023 N12-545/2023, состоявшиеся в отношении индивидуального предпринимателя Заман Хан Рахмо по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N38 Санкт-Петербурга от 27.12.2022 N5-591/2022-38 индивидуальный предприниматель Заман Х.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде предупреждения, товар, явившийся предметом административного правонарушения, в отношении которого наложен арест протоколом от 16.02.2022, меховые изделия в количестве тридцати семи штук решено вернуть индивидуальному предпринимателю Заман Х.Р.
Определением судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24.04.2023 N12-545/2023 производство по жалобе главного специалиста-эксперта отдела надзора за продукцией в обороте Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу ФИО4 на указанное постановление прекращено, жалоба возвращена без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования и отсутствием ходатайства о его восстановлении.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу - заместитель главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу ФИО5, направившая материалы дела мировому судье на рассмотрение, просит об отмене приведенных судебных решений, настаивая на том, что индивидуальный предприниматель Заман Х. не представил документы, подтверждающие качество, безопасность и прослеживаемость товара, который вновь может поступить в продажу.
Ходатайство заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу - заместителя главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу ФИО5 о приостановлении исполнения постановления в части возврата предмета административного правонарушения рассмотрению по существу не подлежит, поскольку исходя из норм части 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приостановление исполнения постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом, осуществляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания.
Индивидуальный предприниматель Заман Х.Р, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы на указанные выше судебные акты, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, возражений на нее позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи и частью 1 статьи 6.34 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (далее - ТР N), который устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции.
Требования к маркировке продукции предусмотрены пунктами 1 - 3 статьи 9 ТР N, согласно которым маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации, ее наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка должна содержать обязательную информацию о наименовании продукции, страны-изготовителя, изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридическом адресе изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размере изделия; составе сырья; товарном знаке (при наличии); едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийных обязательствах изготовителя (при необходимости); дате изготовления; номере партии продукции (при необходимости) (пункт 1). При этом в зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать указанную в этой норме дополнительную информацию, в том числе это требуется для одежды и изделий из меха (пункт 2). Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю (пункт 3).
Статьей 3 Соглашения о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха", заключенного в г. Гродно 08.09.2015 (ратифицировано Федеральным законом от 26.04.2016 N 105-ФЗ) и вступившего в силу 12.08.2016 (утратило силу с даты вступления в силу Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018, вступившего в силу 29.03.2019, далее - Соглашение), предусмотрено утверждение Советом Евразийской экономической комиссии перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками. С даты вступления в силу решения о его утверждении и (или) изменении запрещается продажа на территориях государств-членов Евразийского экономического союза юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, включенных в перечень, без контрольных знаков либо с нанесенными на них контрольными знаками в нарушение установленного порядка.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2015 N70 утвержден Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, в который включены предметы одежды из меха.
Во исполнение обязательств, принятых Российской Федерацией на основании Соглашения, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 N 787 утверждены Правила реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" (далее - Правила реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров).
В силу пункта 3 указанных правил маркированными контрольными (идентификационными) знаками товарами признаются товары, маркированные пригодными контрольными (идентификационными) знаками, достоверные сведения о которых (включая описание указанных товаров) представлены в информационный ресурс маркировки в соответствии с указанными правилами.
Согласно пункту 9(1) Правил реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров заявления об изготовлении и о выдаче контрольных (идентификационных) знаков, предназначенных для маркировки остатков товаров, находящихся на учете участника оборота товаров по состоянию на дату вступления в силу Соглашения, размещаются в информационном ресурсе маркировки в течение 60 рабочих дней со дня вступления в силу Соглашения.
Пунктом 14 названных правил предусмотрено, что участники оборота товаров после получения контрольных (идентификационных) знаков от эмитента осуществляют маркировку товаров и представляют сведения в информационный ресурс маркировки самостоятельно, в том числе с привлечением иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участниками оборота товаров и действующих от имени участников оборота товаров, в соответствии с названными правилами с учетом положений, перечисленных в подпунктах "а" - "ж" данного пункта.
Товары, достоверные сведения о которых (в том числе сведения об обороте товаров) не переданы в информационный ресурс маркировки, считаются немаркированными (товарами без маркировки) (пункт 4 Правил реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров).
Предложение немаркированных товаров для реализации (продажи) запрещено.
Из материалов дела следует, что 15.02.2022 по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, дом 19 лит.А, пом. 7Н, 8Н, 10Н в ТК "Норд" индивидуальный предприниматель Заман Х.Р. путем предложения неопределенному кругу потребителей осуществлял реализацию тридцати семи изделий из натурального меха при отсутствии контрольного (идентификационного) знака и маркировки в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 9, статьей 12 ТР N.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении индивидуального предпринимателя Заман Х.Р. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения к административной ответственности на основании данной нормы.
Действия индивидуального предпринимателя Заман Х.Р. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
При этом, признав, что в рассматриваемом случае имеется совокупность обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного кодекса мировой судья применил положения части 1 статьи 4.1.1 названного кодекса и назначил индивидуальному предпринимателю Заман Х.Р. административное наказание в виде предупреждения.
Разрешая вопрос об изделиях из меха, мировой судья принял решение о возвращении их собственнику, посчитав, что они не изъяты из свободного оборота.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления мирового судьи.
Индивидуальным предпринимателем Заман Х.Р. представлены к реализации изделия из меха при отсутствии контрольного (идентификационного) знака и маркировки в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 9, статьей 12 ТР N. Реализация (продажа) такого товара запрещена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2014 N 180 утвержден Перечень товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, в который включены предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха.
В силу приведенных выше положений пункта 4 Правил реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров товары, достоверные сведения о которых (в том числе сведения об обороте товаров) не переданы в информационный ресурс маркировки, считаются немаркированными (товарами без маркировки).
Согласно части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении такого лица по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, конфискацией не является.
Частью 3 статьи 29.10 названного кодекса предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
При этом в соответствии с пунктом 2.1 части 3 указанной статьи изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании приведенных норм находящиеся в незаконном обороте товары легкой промышленности - изделия из меха в количестве тридцати семи штук подлежат уничтожению.
Внесенное в постановление мирового судьи изменение не влечет ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, так как в рассматриваемом случае разрешается вопрос об изъятых из оборота вещах, а не назначенном индивидуальному предпринимателю Заман Х.Р. административном наказании.
Приведенные выводы не противоречат правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11.04.2022 N 87-АД22-1-К2.
При таких обстоятельствах в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление мирового судьи судебного участка N38 Санкт-Петербурга от 27.12.2022 N5-591/2022-38, состоявшееся в отношении индивидуального предпринимателя Заман Х.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем указания на изъятие и уничтожение в установленном порядке предметов административного правонарушения - изделий из меха в количестве тридцати семи штук.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (части 2, 4 статьи 30.3 названного Кодекса).
Согласно части 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Установив, что копия постановления мирового судьи судебного участка N38 Санкт-Петербурга от 27.12.2022 N5-591/2022-38 вручена административному органу 10.02.2023, судья районного суда пришел к верному выводу о том, что заявитель, подав жалобу лишь 07.04.2023, пропустил установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок обжалования, не заявив ходатайства о его восстановлении.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда, изложенными в соответствующем определении, не имеется, они сделаны с учетом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленных по делу обстоятельств.
При данных обстоятельствах принято верное решение об отсутствии правовых оснований для принятия жалобы к производству.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу - заместителя главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу ФИО5 удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N38 Санкт-Петербурга от 27.12.2022 N5-591/2022-38, состоявшееся в отношении индивидуального предпринимателя Заман Хан Рахмо по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить путем указания на изъятие и уничтожение в установленном порядке предметов административного правонарушения - изделий из меха в количестве тридцати семи штук: 1) шуба женская мутон т/м Baolun, страна изготовления Греция, стоимость 33 500 р, в количестве 1 штуки, 2) шуба женская бобер т/м Mittyni, страна изготовления Греция, стоимость 65 500 р, в количестве 1 штуки, 3) шуба женская норка т/м Fibersogno, страна изготовления Греция, стоимость 198 000 р, в количестве 1 штуки, 4) шуба женская норка т/м Fibersogno, страна изготовления Греция, стоимость 165000 р, в количестве 2 штуки, 5) шуба женская кролик т/м Yasj, страна изготовления Греция, стоимость 45 000 р, в количестве 1 штуки, 6) шуба женская норка т/м Fibersogno, страна изготовления Греция, стоимость 170 000 р, в количестве 1 штуки, 7) шуба женская норка т/м Н.В.М, страна изготовления Греция, стоимость 98 900 р, в количестве 1 штуки, 8) шуба женская мутон т/м Uizhilan, страна изготовления Турция, стоимость 43 000 р, в количестве 1 штуки, 9) шуба женская норка т/м Showmink, страна изготовления н/у, стоимость н/у, в количестве 1 штуки, 10) шуба женская норка т/м Fibersogno, страна изготовления Греция, стоимость 194 000 р, в количестве 1 штуки, 11) шуба женская норка т/м Fibersogno, страна изготовления Греция, стоимость 199 000 р, в количестве 1 штуки, 12) шуба женская мутон т/м Мелла, страна изготовления Россия, стоимость 35 000 р, в количестве 1 штуки, 13) шуба женская норка т/м Fibersogno, страна изготовления Греция, стоимость 175 000 р, в количестве 1 штуки, 14) шуба женская норка т/м Fibersogno, страна изготовления Греция, стоимость 125 000 р, в количестве 1 штуки, 15) шуба женская мутон
т/м Show Tiger, страна изготовления Nehwbz, стоимость 39 500 р, в количестве 1 штуки, 16) шуба женская мутон т/м Lossctdi, страна изготовления Греция, стоимость 39 600 р, в количестве 3 штуки, 17) шуба женская мутон т/м Jianju, страна изготовления Греция, стоимость 38 500 р, в количестве 1 штуки, 18) шуба женская мутон т/м Favor, страна изготовления Греция, стоимость 38 500 р, в количестве 1 штуки, 19) полушубок женский кролик т/м Ve Vennia страна изготовления Греция, стоимость 30 000 р, в количестве 1 штуки, 20) полушубок женский бобер т/м Toto Fashion страна изготовления Россия, стоимость 65 000 р, в количестве 1 штуки, 21) жилетка меховая лиса т/м Fur Natural страна изготовления Россия, стоимость 45 000 р, в количестве 1 штуки, 22) жилетка меховая лиса т/м Fur Natural страна изготовления Россия, стоимость 45 000 р, в количестве 1 штуки, 23) жилетка меховая лиса т/м God of love страна изготовления Турция, стоимость 27 500 р, в количестве 1 штуки, 24) жилетка меховая лиса т/м Bestar страна изготовления Греция, стоимость 40 000 р, в количестве 1 штуки, 25) жилетка меховая лиса т/м Bilugi страна изготовления Турция, стоимость 29 500 р, в количестве 1 штуки, 26) шуба женская норка т/м Меховщикъ, страна изготовления Россия, стоимость 135 000 р, в количестве 1 штуки, 27) шуба женская норка т/м DR De Rui Fur, страна изготовления Россия, стоимость 55 000 р, в количестве 1 штуки, 28) дубленка женская из овчины т/м Sansar, страна изготовления Турция, стоимость 47 000 р, в количестве 1 штуки, 29) дубленка женская из меха не установлен т/м Oksa, страна изготовления Турция, стоимость 38 000 р, в количестве 1 штуки, 30) дубленка женская из овчины т/м Sansar, страна изготовления Турция, стоимость 38 500 р, в количестве 1 штуки, 31) шуба женская норка т/м Fibersogno, страна изготовления Греция, стоимость 159 000 р, в количестве 1 штуки, 32) шуба женская норка т/м Fibersogno, страна изготовления Греция, стоимость 155 000 р, в количестве 2 штуки, 33) дубленка женская с подкладкой
из овчины т/м Papillon, страна изготовления Турция, стоимость 37 500 р, в количестве 1 штуки, находящийся на ответственном хранении в ООО "Петросервис" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Новое Девяткино, тер. Северной ТЭЦ, уч. 13.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка N38 Санкт-Петербурга от 27.12.2022 N5-591/2022-38 оставить без изменения.
Определение судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24.04.2023 N12-545/2023 оставить без изменения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.