Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рахманина А.И. на решение Центрального районного суда города Калининграда от 14 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 13 июня 2023 г. по гражданскому делу N 2-2182/2022 по иску Рахманина А.И. к Государственному учреждению-Калининградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании обеспечить инвалида средством технической реабилитации.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, судебная коллегия по гражаднским делам Третьего кассаицонного суда бщей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Рахманин А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Калининградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - КРО ФСС РФ) об обязании обеспечить инвалида средством технической реабилитации, а именно бандажом компрессионным на нижнюю конечность в количестве 2 штук.
В обоснование иска указал, что является инвалидом Ш группы. В соответствии с индивидуальными программами реабилитации (далее по тексту - ИПРА) он нуждается в постоянном ношении индивидуального средства реабилитации - бандажа компрессионного на нижнюю конечность 3 класса компрессии в количестве 2 штук. 07.07.2021 г..истец обратился в КРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении компрессионного бандажа в соответствии с ИПРА и 09.07.2021 г..ему выдано направление N, с которым истец обратился в Калининградский филиал ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты РФ, предоставив выписку из больницы и индивидуальные размеры нижних конечностей для подбора необходимого компрессионного изделия. 10.09.2021г. предприятием истцу предложено получить чулки компрессионные, сшитые на заказ по индивидуальным размерам истца, однако, на упаковке предложенного изделия не были указаны размеры, класс компрессии, отсутствовало подтверждение о его изготовлении по индивидуальным размерам истца. 10.09.2021 г..Рахманиным А.И. в КРО ФСС РФ подана жалоба о необеспечении его как инвалида средствами реабилитации и нарушении сроков обеспечении. Согласно ответу от 20.10.2021г. предоставляемое компрессионное изделие соответствует техническому заданию госконтракта N513 от 28.12.2020 г..В связи с прекращением его действия выдано новое направление N N от 19.10.2021 г..В октябре 2021 г..состоялся совместный с представителем КРО ФСС РФ прием изделия, однако предприятием не было предоставлено документов, подтверждающих 3 класс компрессии и его изготовление по индивидуальным размерам Рахманина А.И. 14.12.2021 г..истец, приехав на предприятие, получил ответ ООО "ЛПП Фарм" от 07.12.2021 г..о том, что чулки компрессионные со швом для венозной недостаточности и лимфостаза ЧМК "ЛПП Фарм" по ТУ 9398-003-54506476-2009 соответствуют технической документации, разработанной на предприятии, изделие имеет 3 класс компрессии, указанный на индивидуальной упаковке.
Однако, на индивидуальной упаковке, предложенного истцу изделия, отсутствовало указание класса компрессии, соответствие этого класса компрессии действующему ГОСТ Р 58236-2020, размеры изделия.
Поскольку до настоящего времени истец не получил изделие по программе реабилитации на основании выданного ответчиком направления, то полагает, что его права нарушены.
Решением Центрального районного суда города Калининграда от 14 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 13 июня 2023 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истца ставится вопрос об отмене постановленных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что на основании заявления от 07.07.2021 г. и ИПРА от 14.01.2021 г. Рахманин А.И. поставлен на учет по обеспечению бандажом компрессионным на нижнюю конечность в количестве 2 штук.
В установленный срок 09.07.2021 г. региональное отделение ФСС РФ выдало Рахманину А.И. направление N с его индивидуальными размерами в Калининградский филиал ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" на получение бандажа компрессионного на нижнюю конечность в количестве 2 штук, в соответствии с государственным контрактом N от 28.12.2020 г, действительное до 01.08.2021 г.
13.07.2021 г. направление филиалом получено, и 26.07.2021 г. истцу предложены чулки компрессионные производителя ООО "Центр компресс", от получения которых Рахманин А.И. отказался, указав на отрывной части отрывного талона, что предложенное изделие не подходит по размеру, класс компрессии не соответствует ГОСТ Р 58236-2020, на упаковке не указан размер, требовал представить трикотаж 3 класса компрессии.
Учитывая такие доводы инвалида, филиал принял решение об индивидуальном изготовлении бандажей 3 класса компрессии в соответствии с размерами, предоставленными Рахманиным А.И.
10.09.2021 г. Рахманину А.И. предложены к получению индивидуально изготовленные ООО "ЛПП Фарм" бандажи, от получения которых истец отказался по тем же основаниям.
В тот же день Рахманин А.И. в КРО ФСС РФ подал жалоба по факту неоказания государственной услуги - непредоставлению ему бандажей компрессионных на нижнюю конечность в количестве 2 штук.
По результатам рассмотрения жалобы комиссией Регионального отделения Фонда 17.09.2021 г. принято решение об отказе в ее удовлетворении.
Одновременно исполнителю по государственному контракту N513 от 28.12.2020 г. направлена претензия.
19.10.2021 г. Рахманину А.И. повторно выдано направление N в соответствии с действующим контрактом N от 04.06.2021 г. Направление получено филиалом ФГУП (исполнителем по государственному контракту) 21.10.2021 г.
Однако, от получения изготовленных по индивидуальному размеру истца бандажей компрессионных на нижнюю конечность Рахманин А.И. в присутствии представителей КРО ФСС РФ вновь отказался, указав, что класс компрессии не соответствует 3-му.
Для установления класса компрессии индивидуально изготовленных бандажей филиалом сделан запрос изготовителю - ООО "ЛПП Фарм".
Согласно ответу ООО "ЛПП Фарм" от 17.12.2021 г. изделие "чулки компрессионные со швом для лечения венозной недостаточности и лимфостаза ЧМК "ЛПП Фарм" по ТУ 9398-003-54506476-2009" соответствуют технической документации, разработанной на предприятии, на основании которой Росздравнадзором выдано РУ NФСР 2209/05269 от 16.10.2009 г. Согласно ТУ 9398-003-54506476-2009 "чулок компрессионный со швом ЧМК - "ЛПП Фарм" вида "до бедра" соответствует Ш классу компрессии, указанному на индивидуальной упаковке.
14.12.2021 г. индивидуально изготовленные бандажи, с ответом ООО "ЛПП Фарм", повторно предложены Рахманину А.И, однако, от их получения он отказался, в связи с чем направление возвращено в КРО ФСС РФ с пометкой "отказ от получения" и 17.12.2021 г. заявка Рахманина А.И. на обеспечение бандажами закрыта, о чем ему направлено уведомление.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая, что Региональным отделением Фонда истцу дважды выдавались направления на получение компрессионных бандажей (N N от 09.07.2021 г, N N от 19.10.2021 г.), исполнителем по государственным контрактам (N N от 28.12.2020 г, N N от 04.06.2021г.) истцу предлагались технические изделия реабилитации разных производителей, пришел к выводу, что фактическое непредоставление изделия вызвано отказом Рахманина А.И. от получения, при том, что ответчиком в 2021 г. предприняты все меры для обеспечения Рахманина А.И. средством технической реабилитации.
Также суд пришел к вывоу, что Рахманин А.И. был обоснованно снят КРО ФСС РФ с учета по обеспечению техническим средством (изделием) в 2021 году, поскольку он до конца года дважды отказался от получения предоставленного ему технического средства (изделия), рекомендованного ИПРА (последний раз 14.12.2021г.).
С указанными выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы жалобы истца о том, что от получения технических средств он не отказывался, поскольку он опровергается собранными по делу доказательствами, в том числе и пояснениями самого истца и его представителя, мотивирующих отказ от получения изделия несоответствием его размерам истца и классу комцрессии, при том, что предоставленные Рахманину А.И. 21.10.2021 г. и 14.12.2021 г. чулки компрессионные со швом ЧМК - "ЛПП Фарм" вида "до бедра" изготовлены ООО "ЛПП Фарм" по индивидуальным размерам истца, представленным им в филиал, что подтверждается материалами дела. Кроме того, судом учтено, что вывод о несоответствии размеров изготовленного изделия индивидуальным замерам Рахманин А.И. сделан исключительно на основании визуального осмотра, поскольку от примерки изделия истец отказался.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанций, приведённым нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
К техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности и взаимосвязи, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что обязанность по обеспечению истца техническим средством реабилитации ответчиком исполнена.
Доводы кассационной жалобы, что предложенное истцу средство реабилитации не подходит, судебной коллегией проверены и подлежат отклонению как документально не подтвержденные. Из материалов дела не следует, что предоставленное истцу изделие не соответствует индивидуальным размерам истца, напротив, как верно отметил суд апелляционной инстанции, изготовление чулков компрессионных со швом ЧМК - "ЛПП Фарм" вида "до бедра" по индивидуальным размерам истца, представленным им в филиал, подтверждается материалами дела, в частности, заключенным 31.08.2021 г. между обществом и ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты РФ договором поставки изделий ортопедического назначения N 13/21, заявкой на индивидуальное изготовление чулка компрессионного со швом для лечения венозной недостаточности и лимфостаза 3 класса компрессии (24-40 мм.рт.ст) в количестве 2 штук с представленными Рахманиным А.И. индивидуальными размерами, карточкой предприятия, спецификацией (приложение N1 к договору от 31.08.2021 г.), счетом- фактурой и накладной N21-00961080097.
Доводы кассационной жалобы основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений служить не могут, поскольку не опровергают выводы судов об обеспечении истца ответчиком за счет средств федерального бюджета техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации.
Возложение на ответчика обязанности по приобретению средства реабилитации, в соответствии с требованиями истца, не предусмотренных индивидуальной программой инвалида, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена, с требованиями о компенсации стоимости приобретенного за счет собственных средств чулков компрессионных, истец не обращалась.
Вопреки доводам кассационной жалобы и как верно указано судами, оснований для обеспечения инвалида в 2022 году техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период (за 2021 год) не имеется, поскольку это не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных нижестоящими судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, то основания для ее удовлетворения отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Калининграда от 14 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 13 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Рахманина А.И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.