Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 29 мая 2023 г. по гражданскому делу N 2-807/2023 по иску Деминой О.Б, к ОCФР по Республике Коми о признании решения незаконным, обязании включить в стаж периоды работы, произвести перерасчет пенсии, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
Демина О.Б. обратилась в суд с иском к ОПФР по Республике Коми, с учетом уточнений, просила признать незаконным решение, обязать включить в страховой стаж период работы, указанный в архивной справке филиала АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" "Павлодарская дистанция электроснабжения" Республика Казахстан от 18 июля 2017 г. N 151, произвести перерасчет размера пенсии по стажу и заработку с 21 ноября 2017 г.
В обоснование требований указала, что при обращении с заявлением о назначении пенсии ею были приложены все необходимые документы. С 21 ноября 2017 г. назначена пенсия по старости. Однако размер пенсии установлен без учета периода работы с 01 января 1990 г. по 01 октября 1996 г. в Павлодарской дистанции энергоснабжения. 13 октября 2021 г. она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, приложив архивную справку, подтверждающую работу в Республике Казахстан. Решением ответчика ей отказано в перерасчете размера пенсии. С данным решением она не согласна, так как период ее работы подтверждается записями в трудовой книжке и архивной справкой.
Определением суда от 27 января 2023 г. в связи с реорганизацией произведена замена ответчика ОПФР по Республике Коми на ОСФР по Республике Коми.
Определением суда от 21 февраля 2023 г. требование по иску Дёминой О.Б. к ОСФР по Республике Коми об обязании произвести перерасчет размера пенсии по заработку выделено в отдельное производство.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 29 мая 2023 г, исковые требования удовлетворены. Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми от 14 января 2022 г. об отказе в перерасчете размера страховой пенсии по старости Деминой О.Б. признано незаконным.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми возложена обязанность включить в страховой стаж Деминой О.Б. период работы с 1.01.1991 г. по 1.10.1996 г. и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Деминой О.Б. по стажу с 21.11.2017 г.
В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Дёмина О.Б. с 21 ноября 2017 г. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Согласно записям трудовой книжки истец в период с 4 июля 1986г. по 1 октября 1996 г. работала в Павлодарской дистанции энергоснабжения.
При назначении истцу пенсии в страховой стаж засчитан период работы в Павлодарской дистанции энергоснабжения с 4 июля 1986 г. по 31 мая 1988 г. и с 2 декабря 1989 г. по 31 декабря 1990 г.
Периоды с 1 июня 1988 г. по 1 декабря 1989 г. и с 1 января по 1 июня 1991 г. засчитаны в страховой стаж истца как период ухода за ребенком. Период работы с 2 июня 1991 г. по 1 октября 1996 г. не засчитан в страховой стаж истца.
13 октября 2021 г. истец обратилась в ОПФР по Республике Коми с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости, представив архивную справку филиала АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" "Павлодарская дистанция электроснабжения" Республика Казахстан от 18 июля 2017 г. N 151 о сумме заработка за период работы с 01 января 1990 г. по 30 сентября 1996 г.
09 ноября 2021 г. ОПФР по Республике Коми направило в филиал АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" "Павлодарская дистанция электроснабжения" Республика Казахстан запрос о переоформлении справки.
Ответ на данный запрос в ОПФР по Республике Коми не поступил.
Решением ОПФР по Республике Коми от 14 января 2022 г. истцу отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с истечением трехмесячного срока со дня приостановления срока рассмотрения заявления, предусмотренного законодательством в целях проведения проверки документов.
На запрос суда АО "Единый накопительный пенсионный фонд" сообщило, что запрос формуляра "О стаже работы" применяются в отношении трудящихся, претендующих на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, то есть после 01 января 2021 г. Сведения в отношении Дёминой О.Б. касаются стажа работы для назначения пенсии в рамках национального законодательства и Соглашения от 13 марта 1992 г. за стаж работы, приобретенный до 01 января 2021 г. В связи с чем, ответы на запросы, не касающиеся пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Соглашением, не входит в их компетенцию.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения заявленных периодов работы в страховой стаж, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 3, частью 3 статьи 4, статьей 11 Федерального закона N 400-ФЗ, пунктами 5 и 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015, пунктами 9, 10 Порядка взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г, пунктом 2 статьи 6, статьей 10 и 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г, пунктом 5 рекомендаций по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р, исходил из того, что период работы истца на территории Республики Казахстан подтвержден записями в трудовой книжке и архивной справкой, в связи с чем, оснований для исключения периода работы истца с 01 января 1991 г. по 01 октября 1996 г. из страхового стажа у ответчика не имелось.
Соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми отметила, что Дёмина О.Б, как гражданин Российской Федерации, имеет право на социальное обеспечение, при назначении истцу пенсии периоды работы и иной деятельности выполняемой ею за пределами Российской Федерации включаются в страховой стаж и устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации и принимая решение, суд первой инстанции правильно посчитал, что периоды работы истца, прибывшей в Российскую Федерацию из государства - участника Соглашения и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. При наличии трудовой книжки, оформленной в установленном законом порядке и содержащей сведения о спорных периодах работы истца и справки работодателя от 18 июля 2017 г, отсутствие дополнительных документов, подтверждающих стаж работы истца в указанные периоды, не может служить основанием для исключения спорного периода при подсчете стажа и ограничивать право истца на получение страховой пенсии по старости, иное противоречит положениям пенсионного законодательства.
Также судебной коллегией суда апелляционной инстанции отклонены доводы ответчика с указанием, что оснований не принимать представленные истцом суду первой инстанции архивную справку и трудовую книжку не имелось, поскольку они представлены в оригинале, имеют соответствующие печати. Ссылка ответчика на отсутствие формуляра "О стаже работы", направленного ЕНПФ, не может опровергать и ставить под сомнение решение суда и представленные истцом документы при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
К тому же на запрос суда АО "Единый накопительный пенсионный фонд" сообщил в своем письме от 25 ноября 2022 г, что представление ответов на запросы, не касающиеся пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Соглашением, не входит в компетенцию ЕНПФ, поскольку запрашиваемые сведения в отношении Дёминой О.Б. касаются стажа работы для назначения и выплаты пенсии в рамках национального законодательства Российской Федерации и Соглашения СНГ за стаж работы, приобретенный до 01 января 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что приведенные выводы следует признать законными и обоснованными, изложенные в кассационной жалобе доводы, не опровергают выводы судебных инстанций.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального Закона N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Соглашение от 13 марта 1992 года распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (статья 5 Соглашения).
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормативные положения, регулирующие порядок и условия зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно трудовой книжке истец в период с 04 июля 1986 г. по 01 октября 1996 г. работала в Павлодарской дистанции энергоснабжения. При этом период работы в Павлодарской дистанции энергоснабжения с 04 июля 1986 г. по 31 мая 1988 г. и с 02 декабря 1989 г. по 31 декабря 1990 г. засчитан ответчиком, периоды с 01 июня 1988 г. по 01 декабря 1989 г. и с 01 января по 01 июня 1991 г. также засчитаны в страховой стаж истца как период ухода за ребенком.
Однако период работы с 02 июня 1991 г. по 01 октября 1996 г. не засчитан ответчиком в страховой стаж истца.
Таким образом, спорные периоды работы подтверждены представленной трудовой книжкой, периоды работы истца на территории Республики Казахстан до 01 января 2002 г. и подлежат включению в страховой стаж вне зависимости от уплаты страховых взносов.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, о том, что в пенсионный орган не представлен формуляр "О стаже работы", направленный ЕНПФ, являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку согласно сведениям, представленным АО "Единый накопительный пенсионный фонд", запрашиваемые сведения в отношении Дёминой О.Б. касаются стажа работы для назначения и выплаты пенсии в рамках национального законодательства Российской Федерации и Соглашения СНГ за стаж работы, приобретенный до 01 января 2021 г, и не относятся к пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Соглашением.
Таким образом, доводы пенсионного органа о том, что при разрешении спора суду следовало руководствоваться Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г, заключенного, в том числе между Россией и Республикой Казахстан, несостоятельны.
Согласно ст. 12 Соглашения назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. вступило в силу 01 января 2021 г.
При данных обстоятельствах к спорным правоотношениям данное Соглашение неприменимо, поскольку заявленные истцом периоды стажа работы имели место до 2021 года, соответственно, судом при разрешении спора обоснованно применено Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении им норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования не нашли, выводов судов не опровергли.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 29 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.