Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Петровой Ю.Ю.
судей Черлановой Е.С, Яроцкой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-89/2023 по иску Казак Н.А. и Казака Г.Л. к АО "ТНС энерго Карелия", АО "Прионежская сетевая компания" о защите прав потребителей и обязании совершить определенные действия
по кассационной жалобе Казак Н.А, Казака Г.Л. на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Ю.Ю, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2023 г. исковые требования Казак Н.А. и Казака Г.Л. к АО "ТНС энерго Карелия", АО "Прионежская сетевая компания" о защите прав потребителей и обязании совершить определенные действия оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 июня 2023 г. решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2023 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Казак Н.А. и Казака Г.Л. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Казак Н.А. и Казак Г.Л. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
АО "ТНС энерго Карелия", АО "Прионежская сетевая компания", Карельский филиал ПАО "Россети Северо-Запад" о времени и месте рассмотрения дела извещены направлением судебных повесток, полученных 3 октября 2023 г, 4 октября 2023 г. и 3 октября 2023 г. соответственно, в судебное заседание представители не явились.
Казак Н.А, Казак Г.Л, Гуйдо М.Ю, Гуйдо Ю.В, Кулигин А.В, извещенные о времени и месте судебного заседания в порядке ст.1651 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, извещения возвращены за истечением срока хранения.
Руководствуясь положениями ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении дела допущены судами.
Из материалов дела следует и судами установлено, что Казак Н.А. является собственником трансформаторной подстанции ТП-138Г.
Актом N3529С/2009 от 19 июня 2009 г. установлена граница эксплуатационной ответственности сторон на контактных соединениях проводов на опоре N3 отпайки на ТП-138Г ВЛ-бкВ JI-46-67, максимальная мощность присоединяемых устройств абонента Казак Н.А. составляет 20 кВт, согласно приложенной к акту схеме, подписанному Казак Н.А, через сети указанного лица осуществлено присоединение электроустановок Гуйдо М.Ю. с выделенной мощностью 10 кВт.
Согласно схеме электроснабжения индивидуального жилого дома Казак Н.А. от 19 февраля 2010 г. граница эксплуатационной ответственности сторон соответствует схеме, приложенной к акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности от 15 ноября 2007 г, отражено подключение к сетям Казак Н.А. жилых домов Гуйдо М.Ю. (заявленная мощность 10 кВт) и Кулигиной И.В. (заявленная мощность 9, 5 кВт). Данная схема подписана абонентом.
18 октября 2022 г. Казак Н.А. обратилась в сетевую организацию АО "ПСК", к сетям которой присоединена трансформаторная подстанция ТП-138Г, с заявлением о прекращении договорных отношений по подключению данной трансформаторной подстанции к сетям организации ТП-138Г и ее отключении, с указанием на ее готовность к переговорам по аренде трансформаторной подстанции или ее выкупе по рыночным ценам.
Письмом от 18 января 2023 г. ответчик АО "ПСК" уведомил истца о негативных последствиях отключения трансформаторной подстанции ТП-138Г, так как от нее подключены другие потребители и сообщил о готовности рассмотрения предложения по передаче электросетевого имущества в собственность территориальной сетевой организации посредством заключения договора купли-продажи.
Обращаясь с иском в суд, Казак указывали, что у них в совместной собственности находится трансформаторная подстанция, с использованием мощностей которой ответчиком присоединены иные абоненты, в октябре 2022 г. в адрес АО "ТНС энерго Карелия" Казак Н.А. направила заявление о расторжении договора энергоснабжения жилого дома, об отключении трансформаторной подстанции от высоковольтной линии электропередач. Ответчиком было направлено уведомление о расторжении договора относительно электроснабжения принадлежащего истцам жилого дома, вместе с тем, истцы были уведомлены об обязанности нести расходы по потерям электроэнергии в сетях, был выставлен счет 1 декабря 2022 г. на 696, 18 руб. Полагая указанные действия незаконными, истцы указывали на приобретение подстанции исключительно для собственных нужд, незаконное подключение к подстанции иных абонентов с переложением на истцов, являющихся пенсионерами негативных последствий по необходимости несения потерь в сетях, ответственности за источник повышенной опасности, за силовой кабель, который проходит по земельному участку, принадлежащему иному собственнику, препятствующему в проведении ремонтных работ. При этом, истцы отмечали, что использовали электроэнергию исключительно в личных целях, для эксплуатации жилого дома, то есть являются потребителями услуг, равно, как и иные абоненты, в то время, как на них возложены несвойственные функции по оплате потери в сетях, при том обстоятельстве, что истцы отключили дом от электроэнергии, и услуги не получают.
Рассматривая спор, суд первой инстанции указал, что с заявкой об изменении схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств граждан, использующих электроэнергию для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, опосредованно присоединенных через ТП-138Г, истцы не обращались, мероприятия по изменению схемы внешнего электроснабжения абонентов Гуйдо Ю.В. и Кулигиной И.В. ими не выполнялись.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N35-ФЗ "Об электроэнерегетике", пришел к выводу о том, что отключение (вывод из эксплуатации) объекта электрического хозяйства (трансформаторной подстанции ТП-138Г) приведет к ограничению в электроснабжении абонентов, подключенных к электросетям сетевой организации опосредованно через указанную трансформаторную подстанцию, и учитывая, что вывод из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, не отнесенных к объектам диспетчеризации, возможен только после завершения мероприятий по изменению схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств лиц к электрическим сетям сетевой организации, не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований истцов о понуждении АО "ПСК" отключить ТП-138Г от линии высоковольтной электропередачи на опоре N3 ВЛ-бкВ JI-46-67.
Отказывая в удовлетворении иска в части признания незаконным требования АО "ТНС энерго Карелия" об оплате потерь электроэнергии, суд указал, что поскольку после принятия постановления Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. N19-П Правительством РФ внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, которые предусматривают условия и порядок возмещения затрат на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, учитывая приведенные выше нормативные положения и установленные по делу обстоятельства, у истцов существует обязанность по оплате стоимости электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику.
При этом, суд первой инстанции пришел к выводу о праве истцов на получение компенсации фактических расходов по оплате потерь электроэнергии в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, оставил решение без изменения, отклонив доводы жалобы истцов о том, что опосредованное присоединение к принадлежащим им электрическим сетям осуществлено помимо их воли, указав на наличие подписи истца Казак Н.А. в акте разграничения балансовой принадлежности от 19 июня 2009 г, предусматривающем увеличение мощности, а также в схемах, предусматривающих опосредованное присоединение абонентов Гуйдо М.Ю. и Кулигиной И.В, расценив указанное как волеизъявление истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами судов, полагая, что они постановлены с нарушением норм материального права.
Согласно постановления Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества "Верхневолгоэлектромонтаж-НН" пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на его основании в системе действующего правового регулирования разрешается вопрос о возможности оплаты собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, утратившему в связи с введением в действие Постановления Правительства Российской Федерации "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" статус территориальной сетевой организации, деятельности по обеспечению перетока электрической энергии ее потребителям на розничном рынке электрической энергии, чьи энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства указанного собственника (владельца).
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Вместе с тем, следует отметить, что истцы статусом территориальной сетевой организации не обладали, деятельности по обеспечению перетока электрической энергии ее потребителям на розничном рынке электрической энергии не осуществляли, сами являлись потребителями услуг, имущество которых было использовано ответчиками для подключения иных абонентов и оказания услуг последним.
Согласно постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861"Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", начиная с 1 января 2020 г..фактические расходы собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в его объектах электросетевого хозяйства в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, которые присоединены к таким объектам электросетевого хозяйства на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного такими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, в период, в котором указанный собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства оказывал с их использованием услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации (далее - объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии), подлежат компенсации территориальной сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены такие объекты электросетевого хозяйства, по заявлению указанного собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства.
Согласно постановления Правительства РФ от 26.12.2019 N 1857, в случае если объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии, присоединены к электрическим сетям двух и более территориальных сетевых организаций, расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в таких объектах электросетевого хозяйства, подлежат компенсации каждой территориальной сетевой организацией пропорционально отпущенному объему электрической энергии в объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии.
Согласно п.6(1) постановления Правительства РФ от 26.12.2019 N 1857 собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства, который имеет намерение получить компенсацию расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии, направляет в территориальную сетевую организацию, к электрическим сетям которой присоединены такие объекты электросетевого хозяйства, письменное заявление в произвольной форме способом, позволяющим подтвердить факт и дату его получения территориальной сетевой организацией.
С целью подтверждения фактического оказания таким собственником или иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации при заключении им договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии, по запросу территориальной сетевой организации исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляет ей заверенную копию решения исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении индивидуальной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии за указанный в запросе период регулирования. Исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязан в течение 4 рабочих дней со дня получения такого запроса направить письменный ответ с приложением запрашиваемых сведений.
Согласно постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" "сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Таким образом, сетевые организации (собственники сетей), к которым суды приравняли истцов, осуществляют использование сетей для оказания услуг по передаче электрической энергии и осуществления в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Как указано в п.6 он применяется только к указанным собственникам сетей и иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, в случае оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Принимая во внимание указанные положения, нельзя прийти к выводу об обоснованности указания судов на обязанность истцов нести расходы на компенсацию потерь в сетях, принимая во внимание то обстоятельство, что истцы являлись потребителями услуги по электроснабжению, технологическое присоединение иных лиц не осуществляли, доходы от использования принадлежащего им имущества не получали, в настоящее время, договор энергоснабжения дома истцов расторгнут.
При этом, ответчиками не разрешен вопрос энергоснабжения иных, присоединенных к сетям истцов лиц, принимая во внимание готовность истцов на передачу трансформаторной подстанции ответчику, в то время, как вывод судов об обязанности истцов обращения с заявкой на изменение схемы подключения иных абонентов с предоставлением доказательств выполнения мероприятий по изменению схемы внешнего электроснабжения указанных лиц сделан без обоснования обозначенной обязанности у истцов, являющихся также потребителями электроэнергии.
Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права не позволяют признать судебные постановления законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 июня 2023 г.
отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.