Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Сенчуковой Е.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Т.И.А. на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 3 августа 2023 года по гражданскому делу N 2-273/2023 по иску Т.И.А. к Отделению социальной защиты населения по Плесецкому району Государственного казенного учреждения Архангельской области "Архангельский областной центр социальной защиты населения" о предоставлении мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сенчуковой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Т.И.А. обратилась в суд с иском к Отделению социальной защиты населения по Плесецкому району Государственного казенного учреждения Архангельской области "Архангельский областной центр социальной защиты населения" (далее по тексту - ГКУ АО "Архангельский областной ЦСЗН") о предоставлении мер социальной поддержки по уплате взносов на капитальный ремонт.
В обоснование заявленных требований Т.И.А. указала, что 28 октября 2022 г. обратилась в ГКУ АО "Архангельский областной ЦСЗН" с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, начисляемое на жилое помещение по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п.Североонежск, 2 мкрн, д.6, кв.50, в размере 100%. Жилое помещение по указанному адресу принадлежит на праве собственности Т.И.А. и Т.А.А, по ? доли в праве общей долевой собственности каждому. Лицевые счета на оплату взноса на капитальный ремонт между сособственниками разделены соответственно их долям.
ГКУ АО "Архангельский областной ЦСЗН" отказано в предоставлении данной меры социальной поддержки, поскольку Т.И.А. проживает совместно с сыном Т.А.А. Проживание составом семьи исключает в соответствии с требованиями Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 г. N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" право на предоставление истцу меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Выражая несогласие с данным отказом, Т.И.А. указала в иске, что является одиноко проживающей, достигла возраста 80 лет, в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 г. N 262-33-ОЗ.
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 15 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 3 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Т.И.А. отказано.
В кассационной жалобе Т.И.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Указывает, что сын не является членом её семьи, лицевые счета на оплату взносов на капитальный ремонт между ними поделены.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки либо ходатайства об отложении судебного заседания не представили.
Судебное извещение о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции вручено Т.И.А. 2 октября 2023 г, ГКУ АО "Архангельский областной ЦСЗН" - 27 сентября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (абзац первый пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Предоставление мер социальной поддержки в Архангельской области регулируются Законом Архангельской области от 10 ноября 2004 г. N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан".
Согласно п.п. 7, 9 пункта 1 Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 г. N 262-33-ОЗ, предусмотренные данным Законом меры социальной поддержки предоставляются лицам, являющимся одиноко проживающими неработающими собственниками жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, а также лицам, являющимся собственниками жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет и проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп.
Указанным лицам предоставляется компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 100 %, по выбору заявителя по месту жительства или по месту пребывания на территории Архангельской области.
В Законе Архангельской области от 10 ноября 2004 г. N 262-33-ОЗ определено понятие одиноко проживающий неработающий собственник жилого помещения - собственник жилого помещения, являющийся единственным собственником, имеющим место жительства или пребывания в данном жилом помещении и не являющийся занятым в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан утвержден Постановлением Правительства Архангельской области от 10 марта 2010 г. N 61-пп.
Пунктом 7 Порядка предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления гражданину меры социальной поддержки, предусмотренной Областным законом N 262-33-ОЗ.
В соответствии с пунктом 14 Порядка основаниями для отказа в назначении денежных выплат являются, в том числе, отсутствие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Архангельской области у гражданина права на получение денежных выплат; непредставление документов.
Судами установлено, что Т.И.А. и её сын Т.А.А. являются сособственниками, по ? доли каждый, в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В указанном жилом помещении на регистрационном учете состоят Т.И.А. и Т.А.А.
28 октября 2022 г. Т.И.А. обратилась в ГКУ АО "Архангельский областной ЦСЗН" с заявлением о назначении и предоставлении мер социальной поддержки. В заявлении указала, что проживает составом семьи 2 человека, включая сына Т.А.А. К заявлению не были приложены трудовая книжка и пенсионное удостоверение Т.А.А.
Таким образом, документы, которые бы подтверждали, что совместно проживающий с заявителем сын является неработающим гражданином пенсионного возраста и (или) неработающим инвалидом I и (или) II групп, вместе с заявлением предоставлены не были.
Решением ГКУ АО "Архангельский областной ЦСЗН" от 29 ноября 2022 г. отказано в предоставлении Третьяковой И.А. меры социальной поддержки по уплате взноса на капитальный ремонт. Основанием отказа явилось не предоставление заявителем документов, подтверждающих её принадлежность к категории лиц, указанных в Законе Архангельской области от 10 ноября 2004 г. N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан".
Разрешая спор по существу заявленных исковых требований и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 30, 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", положениями Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 г. N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан", установив, что Т.И.А. не является одиноко проживающим пенсионером, достигшим возраста 80 лет, с ней проживает сын, который является сособственником жилого помещения, не относится к категории неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В ходе апелляционного рассмотрения дела судебная коллегия, проверив доводы жалобы, не нашла в действиях суда первой инстанции нарушений процессуального и материального права и согласилась с его выводами.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Т.И.А, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что критерии отнесения граждан к категории лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт определены Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 г. N 262-33-ОЗ.
Вместе с тем, Т.И.А. не соответствует критериям, определенным п.п. 7, 9 пункта 1 Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 г. N 262-33-ОЗ, поскольку не является одиноко проживающим неработающим собственником жилого помещения, достигшим возраста восьмидесяти лет, а также не является лицам, являющимся собственником жилого помещения, достигшим возраста восьмидесяти лет и проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп.
Судами правомерно учтено, что Т.И.А. не является единственным собственником в жилом помещении, в котором ей принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности и в котором она зарегистрирована и фактически проживает. Совместно с ней зарегистрирован и проживает ФИО5, также являющийся сособственником ? доли в праве общей долевой собственности на занимаемое жилое помещении, который не является неработающим пенсионером либо "данные изъяты".
Доводы кассатора относительно того, что она не ведет совместного хозяйства с Т.А.А, который не является членом её семьи, не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований. Для признания истца одиноко проживающим неработающим собственником жилого помещения, в соответствии с положениями Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 г. N 262-33-ОЗ, она должна являться единственным собственником, имеющим место жительства или пребывания в данном жилом помещении. Вместе с тем, Т.И.А. принадлежит на праве собственности лишь ? доля жилого помещения по адресу: "адрес", и совместно с ней место жительства в данном илом помещении имеет Т.А.А, который также состоит на регистрационном учете по указанному адресу. Вместе с тем, в заявлении от 28 октября 2022 г. Т.И.А. лично указала, что проживает составом семьи 2 человека, с учетом которого и принималось решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки.
Разделение лицевых счетов по оплате взносов на капитальный ремонт не изменяют режим и доли совместной собственности, а также право пользования жилым помещением, реальный раздел которого не произведен, порядок пользования также не определен.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные истцом в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для признания права на предоставление мер социальной поддержки по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемом судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления данных мер социальной поддержки регулируются законодательством субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются определенные критерии, которым истец не соответствует.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 3 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Т.И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.