Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу Терентьева Алексея Владимировича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области от 7 июня 2023 года, решение судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 18 июля 2023 года, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области Терентьева Алексея Владимировича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области от 7 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 18 июля 2023 года, глава администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области Терентьев Алексей Владимирович (далее - Терентьев А.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Терентьев А.В. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статье 12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 3 данного закона содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 данного закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов и в силу части 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Аналогичные положения содержит пункт 5 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, утвержденного решением Совета депутатов Барышского района Ульяновской области от 19 февраля 2007 года N 1/4.
Согласно статье 26 Устава Глава Барышского района обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Госстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст предусмотрено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более, площадью 0, 06 кв. м, равной или более (таблица 5.3 ГОСТ Р 50597-2017).
Как следует из материалов дела, что с 28 марта 2023 года по 18 апреля 2023 года на основании решения заместителя прокурора Барышского района Ульяновской области от 28 марта 2023 года N 88 проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено, что на участках автомобильной дороги по ул. Советская г. Барыш Ульяновской области, проходящих около домов N 56, 64, 78 имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, препятствующие безопасному дорожному движению; около дома N 56 сформированы дефекты дорожного покрытия в виде выбоин глубиной 9 см, шириной 170 см, длиной 73 см.; около дома N 64 сформированы дефекты дорожного покрытия в виде выбоин глубиной 9 см, шириной 150 см, длиной 160 см.; около дома N 78 сформированы дефекты дорожного покрытия в виде выбоин глубиной 12 см, шириной 2, 5 м, длиной 8, 5 м.; от дома N 2А до дома N 14А по ул. Советская г. Барыш Ульяновской области на момент проверки не проведено грейдирование дорожного полотна; около дома N 78 по ул. Советская г. Барыш Ульяновской области имеются валы из грунта, препятствующие безопасному движению транспортных средств, чем нарушены требования статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 257-ФЗ, пункт 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
По результатам проверки составлен акт от 18 апреля 2023 года.
Автомобильная дорога по ул. Советская г. Барыш Ульяновской области относится к муниципальной собственности муниципального образования "Барышское городское поселение" Ульяновской области.
Отрезок муниципальной автомобильной дороги по ул. Советская в г. Барыш Ульяновской области, расположенный в районе дома N 2А и дома N 78 имеет как грунтовое, так и асфальтовое покрытие и относится к дорогам 4-5 категорий.
В соответствии с решениями Совета депутатов МО "Барышский район" Ульяновской области шестого созыва от 15 мая 2018 года N 12/57 и Совета депутатов МО "Барышский район" Ульяновской области седьмого созыва от 15 мая 2023 года N 11/36 должность Главы администрации МО "Барышский район" Ульяновской области занимает Терентьев А.В.
10 мая 2023 года заместителем прокурора Барышского района Ульяновской области вынесено постановление о возбуждении в отношении Главы администрации МО "Барышский район" Ульяновской области занимает Терентьева А.В. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенное нарушение правил содержания указанной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии послужило основанием для привлечения должностного лица - Главы администрации МО "Барышский район" Ульяновской области Терентьева А.В. постановлением мирового судьи к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с выводами которого согласился судья городского суда.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Терентьева А.В. от 10 мая 2023 года (л.д. 1-5); актом проверки от 18 апреля 2023 с фотоиллюстрациями к нему (л.д. 6-18); копией решения о проведении проверки от 28 марта 2023 года N 88 (л.д. 69); копией Устава Администрации МО "Барышский район" Ульяновской области (л.д. 72-80); копией решения о назначении Терентьева А.В. на должность Главы администрации от 15 мая 2018 N 12/57 (л.д. 71); показаниями старшего государственного инспектора ГИБДД Поськина А.С. в мировом суде в качестве свидетеля (л.д. 90), которым судебными инстанциями дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором в порядке, установленном статьями 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия должностного лица - Терентьева А.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами нижестоящих судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок привлечения Терентьева А.В. к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Обязанности, возложенные на Главу администрации МО "Барышский район" Ульяновской области Терентьева А.В. как лицо, ответственное за содержание автомобильных дорог местного значения, положениями приведенных выше норм, не выполнены.
Терентьев А.В, имея возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, вывод судебных инстанций о наличии в бездействии Главы администрации МО "Барышский район" Ульяновской области Терентьева А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
При проведении прокуратурой совместной с ГИБДД проверки процессуальных нарушений не допущено.
Доводы о необоснованном привлечении Терентьева А.В. как главы администрации МО "Барышский район" к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку субъектом вменяемого правонарушения он не является, в круг его непосредственных полномочий не входит обязанность по решению вопросов в сфере обеспечения содержания дорожного хозяйства, подлежат отклонению.
Согласно Устава МО "Барышский район", Администрация МО "Барышский район" Ульяновской области выполняет полномочия Администрации МО "Барышское городское поселение" Барышского района Ульяновской области по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов Барышского городского поселения при осуществлении дорожной деятельности (подпункт 39 пункт 4.2. статьи 39).
Доводы жалобы об утверждении в январе 2023 года муниципальной программы "Ремонт и модернизация дорожного хозяйства МО "Барышский район" и заключении в последующем муниципального контракта от 11 мая 2023 года, предусматривающего выполнение в июне 2023 года работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Советская г. Барыш Ульяновской области, а также о том, что ранее выполнение данных работ было нецелесообразно по ряду объективных причин, подлежат отклонению, поскольку не опровергают факт наличия дефектов дорожного покрытия в виде выбоин, препятствующих безопасному дорожному движению, и иных выявленных нарушений на момент проверки 18 апреля 2023 года.
Контроль за содержанием автомобильных дорог города Барыш Ульяновской области осуществляется ненадлежащим образом, меры по своевременному устранению помех в дорожном движении для обеспечения безопасности дорожного движения являются недостаточными.
Право Терентьева А.В. на защиту при производстве по делу не нарушено.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Терентьева А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено с учетом положений статьи 3.1 и части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 12.34 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области от 7 июня 2023 года, решение судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 18 июля 2023 года, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области Терентьева Алексея Владимировича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Терентьева Алексея Владимировича - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.