Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 31 июля 2023 года кассационную жалобу Поспехова Ивана Александровича на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 1 июня 2023 года по административному делу N 2а-1158/2023 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к Поспехову И.А. о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафа.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела, выслушав, содержание кассационной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл по доверенности Алламурадовой Э.Р. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее - УФНС России по Республике Марий Эл, административный истец) обратилось в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением, в котором просило взыскать с Поспехова И.А. (далее - административный ответчик) пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за налоговый период 2019 года в размере 1 рубль 14 копеек, транспортный налог с физических лиц за налоговый период 2020 года в размере 6555 рублей и пени в размере 21 рубль 30 копеек, пени по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период 2019 года в размере 17 рублей 64 копейки, штрафы за налоговые правонарушения в размере 7500 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что административному ответчику исчислены транспортный налог за 2020 год, налог на имущество за 2019 год; направлены уведомления от 1 сентября 2021 года N 29916132, от 3 августа 2020 года N 20654339 об уплате налоговой задолженности. Однако в установленные сроки налоги Поспеховым И.А. не были уплачены.
В связи с чем, руководствуясь положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган начислил пени по неоплаченным налогам и направил административному ответчику требование от 21 декабря 2020 года N 55739 об уплате налогов и пени в установленные сроки.
Налогоплательщик требование налогового органа не выполнил, в виду этого налоговым органом Поспехову И.А. начислены штрафы за налоговые правонарушения по правилам части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации на общую сумму 7500 рублей.
12 августа 2022 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу, пеням и штрафам, который определением мирового судьи от 31 августа 2022 года в связи с поступившими возражениями должника отменен. Однако, задолженность в полном объеме не погашена.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 февраля 2023 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 1 июня 2023 года без изменения, административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы удовлетворены в приведенной в судебном акте формулировке.
В кассационной жалобе административный ответчик Поспехов И.А. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель повторяет правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просит в удовлетворении административного иска отказать. Повторно указывает на нарушение УФНС по Республике Марий Эл процессуального срока обращения с административным исковым заявлением в суд.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение участвующего лица, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что транспортный налог и штрафы за расчетные периоды Поспеховым И.А. не уплачены, пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов начислены обоснованно, установленный порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности и срок обращения в суд с заявленными требованиями УФНС России по Республике Марий Эл соблюдены, в связи с чем пришел к выводу о взыскании с Поспехова И.А. задолженности по транспортному налогу за 2020 год, пени за 2019 и 2020 год, а также штрафов.
Судебная коллегия находит выводы судов обеих инстанций правильными, основанными на применимых нормах налогового законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а доводы кассационной жалобы Поспехова И.А. - подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Так, обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправлении, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пунктам 1-2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных этим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежавшая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Так, как следует из материалов административного дела, налоговый орган исчислил налогоплательщику Поспехову И.А. транспортный налог за 2020 год в размере 6555 рублей. В его адрес было направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года N 29916132 со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2021 года. Налоговое уведомление получено Поспеховым И.А. 22 сентября 2021 года, однако обязанность по уплате налога административным ответчиком исполнена не была.
В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик сумму налога не уплатил, налоговым органом в порядке положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму неисполненного обязательства исчислена сумма пени на недоимку по транспортному налогу за налоговый период 2020 года в размере 21 рубль 30 копеек (за период со 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года).
В адрес Поспехова И.А. было направлено требование от 15 декабря 2021 года N 81827 о необходимости в срок до 18 января 2022 года уплатить транспортный налог за 2020 год в размере 6555 рублей и пени в размере 21 рубль 30 копеек. Требование получено Поспеховым И.А. 16 декабря 2021 года.
В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик Поспехов И.А. не уплатил транспортный налог в сумме 6555 рублей за 2019 год, налоговым органом в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму неисполненного обязательства начислены пени на недоимку по транспортному налогу за налоговый период 2019 года в размере 17 рублей 64 копейки (за период с 2 декабря 2020 года по 20 декабря 2020 года). Транспортный налог за 2019 год уплачен 18 октября 2021 года. О необходимости уплаты пени в адрес Поспехова И.А. направлено требование от 21 декабря 2020 года N 55739 со сроком уплаты до 22 января 2021 года, которое было им получено 23 декабря 2020 года.
Налоговый орган исчислил налогоплательщику Поспехову И.А. налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в размере 422 рубля и направил в его адрес налоговое уведомление от 3 августа 2020 года N 20654339, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога в сроки, указанные в уведомлении.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических ли подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налог на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 422 рубля уплачен 18 октября 2021 года.
В связи с тем, что в установленные сроки налог на имущество физических лиц в бюджет не поступил, налоговым органом на сумму недоимки в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за налоговый период 2019 года в размере 1 рубль 14 копеек (за период с 2 декабря 2020 года по 20 декабря 2020 года).
Налоговый орган выставил и направил в адрес Поспехова И.А. требование об уплате сумм налогов и пени от 21 декабря 2020 года N 55739, в котором сообщалось о наличии задолженности по пени, а также предлагалось в сроки, указанные в требовании (до 22 января 2021 года), погасить сумму задолженности, которое было получено ответчиком через личный кабинет налогоплательщика 23 декабря 2020 года, однако, налогоплательщик требование не исполнил.
Кроме того, во исполнение требований статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации Поспехов И.А, с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока, 11 и 12 января 2021 года представил в УФНС России по Республике Марий Эл налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2019 года, за 4 квартал 2019 года, за 1 квартал 2020 года, за 2 квартал 2020 года, за 3 квартал 2020 года. Также в нарушение требований статьи 346.21, 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 409 налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год представлена Поспеховым И.А. в налоговый орган 11 января 2021 года.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка на основании представленных налоговых деклараций.
По результатам налоговой проверки УФНС России по Республике Марий Эл вынесены решения от 19 ноября 2021 года N 3650, 3711, 3652, 3653, 3710, 3647 о привлечении Поспехова И.А. к налоговой ответственности в виде штрафа за каждое налоговое правонарушение, а всего на сумму 7500 рублей. Данные решения налогового органа не обжалованы налогоплательщиком, вступили в законную силу.
Требованиями от 24 января 2022 года N 5730, N 5731, N 5728, N 5674, N 5729, N 5673 налоговый орган сообщил налогоплательщику Поспехову И.А. о неисполнении обязанности по своевременной уплате штрафов за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций, а также о необходимости погасить задолженность в срок до 4 марта 2022 года. Указанные требования налогоплательщиком своевременно были получены, однако не были исполнены.
Руководствуясь приведённым правовым регулированием и установлением факта неисполнения административным ответчиком требований налогового органа своевременно и в полном объеме, суды сделали правильный вывод об обоснованности заявленных налоговым органом требований.
Повторяя доводы апелляционной жалобы, административный ответчик указывает на нарушения административным истцом срока обращения в суд с исковым заявлением по указанным в нем требованиям. Указанный довод был оценен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен с приведением мотивов его отклонения с чем судебная коллегия не может не согласится.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
В виду того, что сумма взыскания налогов, пени, штрафов не превышает суммы 10 000 рублей, а также то, что вышеназванный судебный приказ N 2а- 2588/2022 был отменен 31 августа 2022 года, обращение как к мировому судье о выдаче судебного приказа, так и в дальнейшем в суд с административным исковым заявлением, было осуществлено налоговом органом в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами обеих инстанций правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы судов мотивированы, соответствуют предмету заявленного административного иска, установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Каких-либо новых аргументов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемых по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше фактов решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 1 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Поспехова Ивана Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 октября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.