Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Тимохина И.В. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданные 17 августа и 25 сентября 2023 года кассационные жалобы административных ответчиков - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан, УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 27 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 июля 2023 года по административному делу N 2а-91/2023 по административному исковому заявлению Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан (далее - ФКУ ИК-5), УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Умбетовой Э.Ж, выслушав объяснения представителя УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России по доверенности Косова А.С. представителя ФКУ ИК-5 по доверенности Щелкачевой О.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего необходимым оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Казанский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее также прокурор, административный истец), действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что в ходе проверки деятельности ФКУ ИК-5 по соблюдению требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения осужденных материально-бытовыми условиями для отбывания ими наказания установлено нарушение норм, предусмотренных Сводом правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (далее - СП 308.1325800.2017), в соответствии с которыми в исправительной колонии строгого режима умывальные комнаты следует оборудовать одним умывальником на 15 осужденных, уборные следует оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных. При этом установлено отсутствие в отрядах N 1, 4, 7, 8, 10, 14, 15 исправительного учреждения достаточного количества санитарно-технических приборов.
Кроме того, в отряде N 1 не имеется помещения для проведения воспитательной работы с осужденными, что не позволяет проводить качественную воспитательную работу, способствующую перевоспитанию осужденных и недопущению совершения подобных преступлений. В отрядах N 4, 8, 10, 14 не хватает 85 табуретов для осужденных, то есть, не у каждого осужденного имеется табуретка, исходя из нормы 1 осужденный - 1 табуретка.
Несмотря на внесенное 1 июня 2022 года на имя начальника ФКУ ИК-5 представление N 02-08-03 об устранении нарушений требований статей 13, 82, 86, 99, 101, 103 Уголовно-исполнительного кодекса (далее - УИК РФ) в деятельности исправительного учреждения, мер по устранению нарушений предпринято не было.
Прокурор указывает, что начальником ФКУ ИК-5 обязанности по соблюдению требований уголовно-исполнительного законодательства в части надлежащего обеспечения и создания осужденным соответствующих материально-бытовых условий для отбывания ими наказания не выполняются, чем нарушаются гарантированные законом права осужденных.
На основании изложенного, с учетом уточнений административных исковых требований, Казанский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просил суд признать незаконным бездействие ФКУ ИК-5, выразившееся в ненадлежащем обеспечении условий содержания осужденных, возложить на ФКУ ИК-5 обязанность принять меры по установлению дополнительно в отрядах общежитий осужденных 36 унитазов, 40 писсуаров, 32 умывальников согласно справке о проверке от 28 июля 2022 года, оборудовать в отряде N 1 комнату для проведения мероприятий с осужденными, обеспечить осужденных табуретами в количестве 85 штук.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 27 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 июля 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-5, выразившееся в ненадлежащем обеспечении условий содержания осужденных в исправительном учреждении. На ФКУ ИК-5 возложена обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать помещения для осужденных, находящиеся в отрядах N 1, 4, 7, 8, 10, 14, 15, необходимым количеством санитарно-технических приборов (умывальников, писсуаров, унитазов) в соответствии с нормами, установленными СП 308.1325800.2017. В удовлетворении административных исковых требований, заявленных к УФСИН России по Республике Татарстан, к ФСИН России, отказано. В удовлетворении административных исковых требований о возложении обязанности оборудовать в отрядах N 1, 4, 7, 8, 10, 14, 15 ФКУ ИК-5 по одной комнате для проведения воспитательных мероприятий с осужденными, обеспечить осужденных табуретами в количестве 85 штук отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 25 августа 2023 года, УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В обоснование доводов указывают на пропуск прокурором срока обращения в суд с настоящим административным иском, отсутствие у него полномочий на предъявление административного иска, поскольку не представлено доказательств невозможности самостоятельного обращения в суд лиц, содержащихся в исправительном учреждении.
Также полагают необоснованным вывод суда о незаконном бездействии ФКУ ИК-5, поскольку администрацией исправительного учреждения приняты исчерпывающие меры по улучшению условий осужденных - оборудованы комнаты воспитательной работы, проведена работа по укомплектованию табуретами.
Учитывая, что здания ФКУ ИК-5 построены в 1960-1970 годах и их реконструкция не проводилась, то к ним не могут применяться положения СП 308.1325800.2017, вступившие в силу в 2018 году. Действующее законодательство не предусматривает выборочного применения норм указанного Свода правил при оборудовании здания. Прокурором не представлены доказательства возможности переоборудования здания в целях приведения его в соответствие с СП 308.1325800.2017, тогда как действующие коммуникации водоотведения не рассчитаны на увеличение нагрузки, работают в аварийном режиме. Считают, что удовлетворение административных исковых требований повлечет нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 4 октября 2023 года, ФКУ ИК-5, УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России также ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения, дублируя доводы, указанные в ранее поданной кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не препятствует ее рассмотрению. Данная информация в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 1 сентября 2023 года.
В силу части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Однако таких нарушений по данному делу допущено не было, судебные акты сомнений в законности не вызывают. Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судом во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемых актах и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Как следует из материалов административного дела, 1 июня 2022 года Казанской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по результатам проведенной в период с 24 мая 2022 года по 27 мая 2022 года проверки соблюдения администрацией ФКУ ИК-5 требований уголовно-исполнительного законодательства было вынесено представление об устранении нарушений требований статей 13, 82, 86, 99, 101, 103 УИК РФ временно исполняющему обязанности начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан Тихонову Е.В.
28 июля 2022 года Казанским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан была проведена выездная проверка соблюдения администрацией ФКУ ИК-5 требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой вновь установлено, что не во всех секциях жилых отрядов имеется необходимое количество санитарных приборов. Так, в отрядах N 1, 4, 7, 8, 10, 14, 15 ФКУ ИК-5 не имеется достаточного количества санитарно-технических приборов (унитазов, писсуаров и умывальников) для осужденных. Так, в отряде N 1 ФКУ ИК-5 проживает 100 осужденных, однако в санузле отряда имеется всего 7 унитазов и 1 писсуар, 3 умывальника. В отряде N 4 проживает 128 осужденных, в санузле отряда имеется всего 3 унитаза и 3 писсуара, 3 умывальника. В отряде N 7 проживает 124 осужденных, в санузле отряда имеется всего 3 унитаза и 3 писсуара, 4 умывальника. В отряде N 8 проживает 142 осужденных, в санузле отряда имеется всего 3 унитаза и 2 писсуара, 3 умывальника. В отряде N 10 проживает 129 осужденных, в санузле отряда имеется всего 6 унитазов и 4 писсуара, 6 умывальника. В отряде N 14 проживает 115 осужденных, в санузле отряда имеется всего 1 унитаз и 3 писсуара, 3 умывальника. В отряде N 15 проживает 140 осужденных, в санузле отряда имеется всего 3 писсуара, унитазы отсутствуют, 5 умывальников.
Согласно справке начальника ОСУ ФКУ ИК-5 Веряскина П.В. от 22 марта 2023 года, лимит наполнения ФКУ ИК-5 - 1 516 человек, из них 12 человек - колония-поселение. По состоянию на 22 марта 2023 года фактическая численность осужденных в ФКУ ИК-5 составляет 1 454 человека, из них 6 человек в колонии-поселении.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции со ссылкой на фактические обстоятельства пришел к выводу об обоснованности этих требований, исходя из того, что в ФКУ ИК-5 условия содержания осужденных в полной мере не обеспечиваются, в связи с чем признал незаконным бездействие ФКУ ИК-5 и возложил обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать помещения для осужденных, находящиеся в отрядах N 1, 4, 7, 8, 10, 14, 15, необходимым количеством санитарно-технических приборов (умывальников, писсуаров, унитазов) в соответствии с нормами, установленными СП 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно исполнительной системы. Правила проектирования".
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан с указанными выводами согласилась.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации).
Из приложения N 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ N 512) следует, что норма обеспечения умывальниками комнаты для умывания составляет 1 умывальник на 10 осужденных.
При этом Приказ N 512 является ведомственным актом, который регулирует материально-бытовое обеспечение осужденных в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и подлежит исполнению такими учреждениями.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр утвержден и введен в действие в действие с 21 апреля 2018 года Свод правил 308.1325800.2017. "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", согласно таблице 13.1 которого предусмотрено, что в исправительной колонии строгого режима должны быть оборудованы умывальные комнаты одним умывальником на 15 осужденных, а уборные комнаты - одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных.
Требования о количестве сантехнических приборов в общежитиях для проживания осужденных (один умывальник на 10 человек, в уборной в мужских исправительных учреждениях один унитаз на 15 человек) были предусмотрены также пунктом 9.11 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июля 2003 года N 130-дсп, которая была признана утратившей силу приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 217-ДСП.
На основании части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Доводы административных ответчиков о невозможности применения СП 308.1325800.2017, предусматривающих необходимость обеспечения определенным количеством санитарно-технического оборудования только при проектировании строящихся объектов, реконструкции и капитальном ремонте зданий, и не распространении действия на объекты, введенные в эксплуатацию до 2018 года, не могут являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу подпункта 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47).
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года (далее по тексту - Правила) предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 Правил); санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12); от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (пункт 15).
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Указанный СП 308.1325800.2017, предусматривающий оборудование умывальных и уборных комнат определенным количеством санитарно-технического оборудования, распространяя свое действие на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, не содержит запрета на возможность применения его действия применительно к объектам, введенным в действие и эксплуатацию до 2018 года. Иное поставило бы в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, спроектированных и введенных в эксплуатацию до 2018 года, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2018 года, и привело бы к нарушению прав осужденных.
С учетом закрепленных положениями национального и международного законодательства гарантий осужденных на размещение в помещениях, отвечающих санитарным требованиям, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обеспечение помещений общежитий для осужденных достаточным количеством санитарно-технического оборудования являлось и является обязательным.
При этом судами, вопреки доводам кассационной жалобы, правильно распределено бремя доказывания и учтено, что при разрешении административного дела стороной административного ответчика не представлено доказательств отсутствия технической возможности обеспечения осужденных достаточным количеством санитарно-технического оборудования, равно как и не указано на принятие действенных альтернативных мер соблюдения прав осужденных в указанной части.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии административных ответчиков в указанной части, оснований полагать ошибочными выводы судов о законности предъявленных прокурором требований не имеется.
Факт постройки и введения объектов в эксплуатацию в 1960-1970 годах не препятствует исполнению возложенной судом обязанности, учитывая, что выбор конкретного способа обеспечения возложенной судом обязанности осуществляется административным ответчиком самостоятельно. По этому же основанию отклоняется и довод кассационной жалобы о нарушении судом статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно принципа эффективного использования бюджетных средств, поскольку судом не возложена обязанность осуществить именно ремонт помещений общежитий ФКУ ИК-5, на что ошибочно указано в кассационной жалобе.
Доводы о том, что ФКУ ИК-5 не было допущено незаконного бездействия, поскольку оборудованы комнаты воспитательной работы и все отряды укомплектованы табуретами, не могут быть приняты во внимание, поскольку исходя из содержания обжалуемых судебных актов и выводов судов, незаконным признано бездействие администрации исправительного учреждения только по ненадлежащему обеспечению условий содержания осужденных в части недостаточности количества санитарно-технических приборов.
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы, в том числе о пропуске прокурором срока обращения с административным иском в суд, отсутствии у прокурора полномочий на обращение с настоящими требованиями в суд, по существу повторяют позицию административного истца по делу и доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, при этом выводы судов в части мотивов и правовых оснований, которыми они руководствовались, не опровергают, оснований не согласиться с выводами судов у судебной коллегии не имеется. Выводы судов подробно мотивированы, основаны на представленных в материалы дела доказательствах и установленных на их основании фактических обстоятельствах.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, кассационные жалобы не содержат.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
В части, в которой административному истцу отказано в удовлетворении заявленных им административных исковых требований, судебные акты административными ответчиками не обжалуются, в связи с чем проверке в кассационном порядке в этой части они не подлежат в силу положений части 2 статьи 329 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 27 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 июля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан, УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 3 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.