Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 26 августа 2023 года кассационную жалобу Фаизова Дамира Муллакаевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2023 года по административному делу N 3га-777/2022 по административному исковому заявлению Фаизова Д.М. к администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан о признании не действующим решения Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 5 сентября 2018 года N 189 "Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан" в части установления земельному участку с кадастровым номером N территориальной зоны "ЖУ.1".
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения Фаизова Д.М. и его представителя по доверенности Кадырбаева Г.Я, возражения представителя сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Хамбалеевой Г.Р, представителя Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан по доверенности Адельгужина Т.Р. против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Трофимова А.А, полагавшего судебный акт подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 5 сентября 2018 года N 189 (с последующими изменениями) были утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республика Башкортостан (далее - Правила землепользования и застройки сельского поселения).
Данное решение и Правила землепользования и застройки сельского поселения опубликованы на информационных стендах муниципального образования и на официальном сайте информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан https://uchaly.bashkortostan.ru 5 сентября 2018 года.
Фаизов Д.М. (далее - административный истец) обратился в Учалинский районный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 5 сентября 2018 года N 189 "Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан" в части установления земельному участку с кадастровым номером N территориальной зоны "ЖУ.1".
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 октября 2022 года признано не действующим со дня вступления данного решения суда в законную силу решение Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 5 сентября 2018 года N 189 "Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан" в части установления земельному участку с кадастровым номером N территориальной зоны "ЖУ.1".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Фаизова Д.М.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене названного апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование поданной кассационной жалобы ее автор повторно указывает на нарушение процедуры принятия представительным органом местного самоуправления и официального опубликования оспариваемого нормативного правового акта. Также, податель кассационной жалобы полагает, что административный ответчик надлежащим образом не обосновывал необходимость изменения территориальной зоны с Ж.1 на ЖУ.1, что влечет нарушение прав и законных интересов административного истца на использование принадлежащего ему земельного участка в соответствии с видами разрешенного использования. В результате внесенных в Правила землепользования и застройки изменений ранее основной вид разрешенного использования принадлежащего Фаизову Д.М. земельного участка - "строительство домов блокированной застройки" стал относиться к условно - разрешенному виду, тогда как ранее административному истцу был выдан градостроительный план земельного участка на строительство дома блокированной застройки. Приведенные обстоятельства, как считает кассатор, не были учтены судом апелляционной инстанции, что повлекло судебную ошибку.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение участвующих лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений норм процессуального и материального права судом апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела не допущено.
Как следует из материалов дела, Фаизов Д.М. на основании договора купли-продажи земельного участка от 31 мая 2012 года является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения зернохранилища, общей площадью 1 795 кв.м и 47 067 кв.м, соответственно.
Решением Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 20 марта 2017 года N 96 были внесены изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения, а именно изменение территориальной зоны с промышленных предприятий (П-1) на зону земель - жилая (Ж-1) в границах следующих участков: N и N.
5 сентября 2018 года решениями Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан N 186 и N 187 было признано утратившим силу решение Совета от 29 августа 2014 года N 184 "Об утверждении генерального плана сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", признано утратившим силу решение Совета от 16 июля 2014 года N187 "Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", одновременно внесены изменения в генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.
Согласно внесенным изменениям в Правила землепользования и застройки в редакции от 5 сентября 2018 года изменилась территориальная зона, в которой находится земельный участок с кадастровым номером N с территориальной зоны жилая "Ж- 1" (зона для застройки индивидуальными жилыми домами с приквартирными (приусадебными) участками с возможностью содержания скота и птицы), ранее установленной решением Совета сельского поселения от 20 марта 2017 года N 96 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский сельсовет Республики Башкортостан, на территориальную зону "ЖУ.1" - "зона для индивидуального строительства и ведения личного подсобного хозяйства", где из перечня основных видов разрешенного использования вид разрешенного использования - "блокированная застройка" был исключен и перенесен в условно-разрешенные виды в виду того, что данный вид застройки не был предусмотрен Генпланом изначально.
Согласно Приложению 1 "Карта градостроительного зонирования в части границ территориальных зон" Правил землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Республики Башкортостан в редакции от 5 сентября 2018 года земельный участок с кадастровым номером N находится в территориальной зоне "ЖУ.1", зона "усадебной застройки", в описательной части обозначена как "жилая территориальная зона" (таблица 2).
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что решение о подготовке проекта Правил землепользования и застройки не было принято главой администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта одновременно с принятием такого решения не был утвержден. Соответственно опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет", также не произведено.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что в результате утверждения Правил землепользования и застройки в редакции от 5 сентября 2018 года, которые оспариваются административным истцом, произошло изменение основных видов разрешенного использования, вспомогательных видов разрешенного использования и условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером N, в том числе вид разрешенного использования "блокированные дома" стал условно разрешенным. Вместе с тем вопрос об изменении наименования территориальной зоны и видов разрешенного использования земельных участков до проведения публичных слушаний до сведений граждан не доводился, проект таких изменений не публиковался. В заключении о результатах публичных слушаний этот вопрос также не отражен. Изменения территориальных зон осуществлены после опубликования картографического материала и на карте градостроительного зонирования изменение территориальных зон не отражено для всеобщего сведения.
Суд первой инстанции также отметил, что проект Правил землепользования и застройки сельского поселения до проведения публичных слушаний не был опубликован, в том числе на официальном сайте сельского поселения Имангуловский сельсовет https//uchaly.ru.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с предусмотренным законом порядком компетентным органом, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает. Процедуры принятия и официального опубликования нормативного правового акта представительным органом соблюдены.
Судебная коллегия находит выводы судебных инстанций основанными на нормах материального права и правильной оценке представленных сторонами доказательств.
Так, руководствуясь применимыми положениями статей 5.1, пунктов 2, 5-8 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 29 Устава сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, суд апелляционной инстанции верно констатировал, что недостатки, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Правил землепользования и застройки, в частности, отсутствие решения о подготовке данного проекта и его опубликование, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания недействительным оспариваемого нормативного правового акта, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Как следует из материалов дела, процедура подготовки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения проведена в соответствии с постановлением и.о.главы сельского поселения от 16 июля 2018 года N 27-ОД о проведении публичных слушаний 16 августа 2018 года в 16.00 часов. Указанным же решением создана комиссия по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению проекта Правил землепользования и застройки сельского поселения. Согласно содержанию этого постановления, до сведения жителей доведена информация о месте и порядке размещения проекта и информационных материалов к нему, порядок проведения экспозиции проекта, внесения участниками обсуждений предложений и замечаний, дата проведения собрания участников публичных слушаний по проекту, контактные телефоны.
Указанное решение опубликовано в печатном издании в газете "Учалинская газета" 20 июля 2018 года N 56(11688), а также информационное сообщение о проведении публичных слушаний размещено на стенде администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (с. Имангулово, ул. Центральная, д. 47).
Исходя из этого является обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что необходимая и достаточная информация о проведении публичных слушаний по проектам изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения, генерального плана была заблаговременно доведена до жителей Имангуловского сельсовета муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан. Процедура проведения общественных обсуждений и публичных слушаний носила открытый характер.
Также являются правильными выводы суда апелляционной инстанции о соблюдении административными ответчиками порядка проведения самих публичных слушаний, в том числе по вопросу внесения изменения в Правила землепользования и застройки.
Как следует из протокола публичных слушаний, в них принимали участие граждане с. Имангулово. Участники публичного слушания из предложений и замечаний, касающихся внесения изменений в проект Правил землепользования и застройки сельского поселения, генерального плана не выразили.
По итогам публичных слушаний принято решение о признании их состоявшимися, принято решение и направлении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения, генеральный план для рассмотрения.
Представленными в дело доказательствами, оцененными судом апелляционной инстанции с точки зрения их относимости и допустимости, подтверждено, что проект Правил землепользования и застройки был размещен для ознакомления населения на информационном стенде администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, в сельских библиотеках с. Имангулово и д. Кудашево, в сельском клубе д. Расулево и д. Урал, в том числе на официальном сайте сельского поселения Имангуловский сельсовет https//uchaly.ru. Приложения (графическая часть) для ознакомления населения размещены в зале заседания администрации сельского поселения по адресу: Республика Башкортостан, с. Имангулово, ул. Центральная, д. 47.
Судебная коллегия также соглашается с суждениями суда апелляционной инстанции о том, что включение принадлежащего административному истцу земельного участка в территориальную зону ЖУ.1 не создает препятствий для его дальнейшей эксплуатации и не исключает возможности использования участка по его целевому назначению.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка после включения его в территориальную зону ЖУ.1 не свидетельствует о нарушении прав административного истца оспариваемым решением органа местного самоуправления, поскольку вид разрешенного использования земельных участков "блокированная жилая застройка" (код 2.3, таб.2, ст. 61) относится к условно разрешенным видам использования земельного участка.
Таким образом, цель предоставления земельного участка, вид его разрешенного использования на момент принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления, соответствует территориальной зоне ЖУ.1 (зона для застройки индивидуальными жилыми домами с приквартирными (приусадебными) участками с возможностью содержания скота и птицы), что также согласуется с Генеральным планом, в соответствии с которым земельный участок отнесен к функциональной зоне- "жилая зона".
Административный истец не лишен возможности в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Учитывая данные обстоятельства следует согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о том, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали бы изложенные в нем выводы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фаизова Дамира Муллакаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 25 октября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.