Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Тимохина И.В. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 31 августа 2023 года кассационную жалобу заинтересованного лица - МО МВД России "Алатырский" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 5 июня 2023 года по административному делу N 2а-175/2023 по административному исковому заявлению Рынкевича Роберта Васильевича к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержании в изоляторе временного содержания (далее - ИВС).
Заслушав доклад судьи Умбетовой Э.Ж, изложившей содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рынкевич Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИВС МО МВД России "Алатырский" и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в размере 250 000 рублей, в обоснование указав, что с 29 сентября 2021 года по 12 февраля 2022 года он содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Чувашской Республике (далее - ФКУ СИЗО-2), откуда неоднократно этапировался в ИВС МО МВД России "Алатырский" для совершения следственных действий и участия в судебном разбирательстве, где в общей сложности содержался 20 дней.
Считает, что условия содержания в ИВС МО МВД России "Алатырский" не отвечают требованиям действующего законодательства, являются ненадлежащими. Нарушения, на которые ссылался административный истец, подробно приведены в административном исковом заявлении и обжалуемых судебных актах.
В последующем к производству суда был принят аналогичный административный иск Рынкевича Р.В. к тем же административным ответчикам о взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в ИВС МО МВД России "Алатырский" в размере 300 000 рублей. В обоснование заявленных требований Рынкевич Р.В. привел аналогичные доводы, указав, что в период с 29 сентября по 29 декабря 2021 года для производства следственных действий и участия в судебном разбирательстве он содержался в ИВС МО МВД России "Алатырский" более 30 суток в ненадлежащих условиях.
Определением судьи от 18 января 2023 года административные дело N 2а-175/2023 по административному исковому заявлению Рынкевича Р.В, к ИВС МО МВД России "Алатырский", Министерству финансов по Чувашской Республике о взыскании денежной компенсации в размере 250 000 рублей и административное дело N 2а-206/2023 по административному исковому заявлению Рынкевича Р.В. к ИВС МО МВД России "Алатырский", Министерству финансов по Чувашской Республике о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера дела N 2а-175/2023.
Определением судьи от 18 января 2023 года в качестве заинтересованных лиц привлечены МО МВД России "Алатырский", МВД по Чувашской Республике, МВД России, Министерство финансов Российской Федерации.
Протокольным определением суда от 27 января 2023 года произведена замена ненадлежащих административных ответчиков ИВС МО МВД России "Алатырский" и Министерства финансов по Чувашской Республике на надлежащего - МВД России.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 17 февраля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 5 июня 2023 года решение районного суда отменено, по административному делу вынесено новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федераций за счет казны Российской Федерации в пользу Рынкевича Р.В. взыскана компенсация морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ИВС МО МВД России "Алатырский" в период с 29 сентября 2021 года по 30 декабря 2021 года, в размере 15 000 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 8 сентября 2023 года, МО МВД России "Алатырский" просит отменить вышеназванное апелляционное определение, как незаконное и необоснованное.
В обоснование доводов указано, что сумма компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей чрезмерно завышена и не соответствует требованиям разумности и справедливости.
Полагает, что допустимых, достоверных и достаточных доказательства, подтверждающих ухудшение здоровья административного истца в период нахождения в ИВС МО МВД России "Алатырский", а также наличие причинно-следственной связи между незаконным уголовным преследованием и ухудшением состояния его здоровья, суду не представлено. Считает, что сам факт признания нарушения прав административного истца является достаточно справедливым удовлетворением его требований и компенсирует административному истцу причиненные переживания.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15 сентября 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29 сентября 2021 года Рынкевич Р.В. был задержан по статье 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) и водворен в ИВС МО МВД России "Алатырский" в 18 часов в камеру N 8 на основании постановления следователя СО МО МВД России "Алатырский" по подозрению в совершении преступления, а 1 октября 2021 года Рынкевич Р.В. был арестован Алатырским районным судом Чувашской Республики на срок по 9 ноября 2021 года. В период содержания под стражей с 29 сентября по 30 декабря 2021 года в ФКУ СИЗО-2 Рынкевича Р.В. 5 раз этапировали в ИВС МО МВД России "Алатырский" для производства следственных действий и участия в судебном разбирательстве, где он содержался в камерах N 8, 7, 1, 4.
Разрешая заявленные административным истцом требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о том, что факт нарушения неимущественных прав административного истца, факт наличия ненадлежащих условий содержания в ИВС МО МВД России "Алатырский" не установлен; не представлено доказательств причинно-следственной связи между действиями ИВС МО МВД России "Алатырский" и нарушением прав административного истца, причинения ему физических и нравственных страданий.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и частично удовлетворяя требования административного истца, истребовав и изучив в соответствии с положениями статьи 308 КАС РФ дополнительные доказательства, исходил из того, что при содержании административного истца в ИВС МО МВД России "Алатырский" были допущены нарушения условий содержания под стражей, выразившиеся в нарушении права на ежедневную прогулку и права на предоставление суточной нормы питания (пайка) при этапировании из изолятора временного содержания в следственный изолятор и обратно.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что в период содержания административного истца в ИВС МО МВД России "Алатырский" в полные дни его пребывания - 30 сентября, с 27 по 28 октября, 2 ноября, с 23 по 28 ноября, а также 28 и 29 декабря 2021 года, а всего полных 12 дней, не считая дней заезда и выезда, а также не считая дня, в который административному истцу была предоставлена прогулка (26 октября 2021 года) - административным ответчиком было допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении ведомственного контроля за обеспечением соблюдения требований действующего законодательства в области права на ежедневную прогулку установленной продолжительности (пункт 130 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года N 950 (далее -Правила), нарушающее условия содержания административного истца, так как ему не каждый раз в течение дня предоставлялась фактическая возможность осуществлять прогулки, что подтверждено исследованным журналом учета прогулок подозреваемых, обвиняемых.
Кроме того, установив, что 30 декабря 2021 года время нахождения Рынкевича Р.В. в пути при следовании из ИВС МО МВД России "Алатырский" в ФКУ СИЗО-2 по маршруту Алатырь-Чебоксары-Новочебоксарск-Цивильск составило более 6 часов без обеспечения сухим пайком, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пунктов 42, 152 Правил, примечания N 1 приложения N 6 к приказу Минюста России от 17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", пришел к выводу, что доводы административного истца о нарушении его прав в части невыдачи пайка суточной нормы питания при этапировании из ИВС МО МВД России "Алатырский" в ФКУ СИЗО-2 и обратно также нашли свое документальное подтверждение.
Признав указанные нарушения условий содержания административного истца под стражей существенными, суд апелляционной инстанции, разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, учел фактические обстоятельства дела, характер и степень физических и нравственных страданий, имеющих значение для истца, период времени, в течение которого было допущено нарушение прав административного истца, который не был значительным, требования разумности и справедливости, определилего в сумме 15 000 рублей.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, судом учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации (статья 4 названного Закона).
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета (статьи 7 и 9 Федерального закона N 103-ФЗ).
Положениями статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно статье 17 Федерального закона N 103-ФЗ, подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Оснований считать, что определенный ко взысканию размер компенсации 15 000 рублей не соответствует требованиям разумности и справедливости, является чрезмерным и подлежит снижению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы не усматривает.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что понятия разумности и справедливости являются оценочной категорией, четкие критерии определения которых законодательством не предусмотрены.
В каждом конкретном случае суд вправе определить пределы разумности, справедливости и соразмерности компенсации с учетом конкретных обстоятельств дела.
Доводы заинтересованного лица об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку сам факт признания нарушения прав административного истца являлся бы достаточно справедливым удовлетворением его требований и компенсировал ему причиненные переживания, по своей сути, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемого судебного решения в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не может являться.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены апелляционного определения, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления и повлечь его отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
В части, в которой административному истцу отказано в удовлетворении заявленных им административных исковых требований (о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей по мотиву отсутствия в камерах пригодной для питья воды, не оборудования туалетов отдельным помещением и нахождением туалетов под видеонаблюдением, отсутствия в камерах окон, вентиляции воздуха, слабом освещении, содержания в камере с курящими лицами, отсутствия в ИВС медперсонала и не оказания медицинской помощи, отсутствия места для помывок и не обеспечения права на помывку, наличия грибка в помещениях камер, отсутствия ремонта, наличия насекомых, не проведения дезинфекции камер, не выдачи средств для уборки камер, выдачи нестиранных постельных принадлежностей, не оборудования камер радиоприемником, перелимита содержащихся в камере лиц, однообразного и некачественного питания, не согласия с размерами кроватей, отсутствия прогулочных двориков), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики заинтересованным лицом не обжалуется, в связи с чем проверке в кассационном порядке в этой части оно не подлежит в силу положений части 2 статьи 329 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 5 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу МО МВД России "Алатырский" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.