Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 3 сентября 2023 года кассационную жалобу административного ответчика - федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" на решение Советского районного суда города Самары от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 30 марта 2023 года по административному делу N 2а-2984/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Самарской области в интересах неопределённого круга лиц к федеральному казённому учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области и Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад председательствующего судьи Ляпина Н.А, заключение прокурора четвёртого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю. об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, а кассационной жалобы - без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Самарской области (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнений, просил признать незаконным бездействие федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, административный ответчик) по неисполнению указанных в представлении от 27 мая 2022 года N Прдс-17-28-22/-20360001 требований федерального законодательства; возложить на административного ответчика обязанность произвести капитальный ремонт камер N 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 режимного корпуса N 1, приведя их в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических норм; произвести капитальный ремонт инженерных коммуникаций системы канализации режимного корпуса N 1; выполнить гидроизоляцию наружных стен подвальных помещений изнутри. При недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области возложить на Федеральную службу исполнения наказаний (далее - ФСИН России) обязанность обеспечить финансирование вышеуказанных работ. Также административный истец просил возложить на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области обязанность прекратить эксплуатацию камер N 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 режимного корпуса N 1 до проведения в них капитального ремонта.
Определением Советского районного суда города Самары от 14 ноября 2022 года производство по административному делу в части требований об установлении причины протечек, образования грибка и плесени, отслоения краски и штукатурки, проведения ремонта в камерах N 2, 3, 4, 6, 8 режимного корпуса N 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, а также понуждении прекратить эксплуатацию названных камер, прекращено ввиду добровольного исполнения требований в период рассмотрения дела.
Решением Советского районного суда города Самары от 14 ноября 2022 года признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области по не проведению ремонта камер N 7, 9, 10 режимного корпуса N 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области. На административного ответчика возложена обязанность произвести капитальный ремонт данных камер, привести их в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических норм, произвести капитальный ремонт инженерных коммуникаций системы канализации режимного корпуса N 1, выполнить гидроизоляцию наружных стен подвальных помещений изнутри. На ФСИН России возложена обязанность при недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области выделить необходимые денежные средства. Также ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области запрещена эксплуатация камер N 7, 9, 10 режимного корпуса N 1 до проведения в них капитального ремонта.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 30 марта 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части возложения на ФСИН России обязанности выделить необходимые денежные средства при недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области для проведения ремонта камер N 7, 9, 10 режимного корпуса N 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области. В остальной части решение Советского районного суда города Самары от 14 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 13 сентября 2023 года, административный ответчик просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на зависимость от поступления финансирования на производство соответствующих работ и отсутствие в связи с этим незаконного бездействия.
Информация о принятии жалобы к производству суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20 сентября 2023 года.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в пределах указанных в ней доводов и не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются (часть 2 статьи 329 КАС РФ).
Проверяя законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых решений, руководствуясь следующим.
В силу положений Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, которым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (статья 7, часть 1 статьи 23).
При этом обязанность по выполнению санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, возложена на администрацию мест содержания под стражей (часть 1 статьи 24).
В соответствии с Уставом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, утверждённым приказом ФСИН России от 12 апреля 2011 года N 219, названное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осуждённых в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, и несёт связанные с этой деятельностью обязанности (пункт 1.1).
Целью деятельности учреждения является в том числе создание подозреваемым, обвиняемым и осуждённым условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов. Для достижения указанных целей учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение указанных лиц; выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осуждённых; техническое обслуживание имущества и ремонт объектов, обеспечивающих жизнедеятельность (пункты 2.1, 2.5.2).
При таком правовом регулировании, установив в камерах N 7, 9, 10 режимного корпуса N 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области факт наличия следов протекания, грибковых отложений, отслоения лакокрасочного покрытия и неудовлетворительного состояния водопроводных труб в коридоре, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о необходимости проведения капитального ремонта камер с возложением данной обязанности на учреждение.
Вопреки позиции административного ответчика, недостаточное финансирование и длительность проведения контрактных процедур на закупку товаров не может свидетельствовать об отсутствии незаконного бездействия в части не проведения необходимых ремонтных работ и не является основанием для неисполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области обязанность по надлежащему содержанию имущества не выполняет, что создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Каких-либо иных доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Таким образом, позиция, изложенная в жалобе, не содержит обстоятельств, указывающих на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает выводы судов нижестоящих инстанций о частичном удовлетворении требований прокурора правильными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Самары от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 30 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика - федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 7 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.