Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 18 сентября 2023 года кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ Росимущества в Республике Башкортостан) на решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 июля 2023 года по административному делу N 2а-119/2023 по административному исковому заявлению прокурора Чекмагушевского района Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей административного ответчика ТУ Росимущества в Республике Башкортостан - Валиева А.Г. и Фазуллиной Л.Ф, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Чекмагушевского района Республики Башкортостан, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о возложении на ТУ Росимущества в Республике Башкортостан и Администрацию обязанностей по определению общей потребности в объектах гражданской обороны на территории муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, а также по поддержанию данных объектов в состоянии постоянной готовности к использованию.
Решением Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 июля 2023 года, заявленные требования удовлетворены в части возложения на административных ответчиков обязанности по поддержанию объектов гражданской обороны на территории муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан в состоянии постоянной готовности к использованию.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Республике Башкортостан просит об отмене судебных актов в части возложения обязанности по поддерживанию объектов гражданской обороны на территории муниципального района в состоянии постоянной готовности к использованию, указывая на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Основной аргумент жалобы сводится к тому, что возложенная судами обязанность не относится к компетенции территориального органа Росимущества, в связи с чем принятые судебные акты нельзя признать законными и они подлежат отмене.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (статья 1 вышеприведенного закона).
Во исполнение вышеприведенного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, который определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Пунктом 15 названного постановления предусмотрено, что управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, обоснованно исходили из того, что обязанность по надлежащему содержанию указанных в судебных актах объектов гражданской обороны возлагается на ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, как орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества, в связи с чем пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований к данному административному ответчику.
Ссылка административного ответчика в кассационной жалобе на статью 8 Федерального закона N 28-ФЗ, предусматривающую полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны, не освобождает территориальное управление от осуществления полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432).
Принятие ТУ Росимущества в Республике Башкортостан 28 марта 2023 года распоряжений N 02-57-р "Об утверждении перечня защитных сооружений гражданской обороны, которые подлежат оформлению в муниципальную собственность" и 02-58-р "Об утверждении перечня защитных сооружений гражданской обороны, которые подлежат оформлению в собственность Республики Башкортостан", которые переданы в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан для исполнения 27 апреля 2023 года (после вынесения решения суда первой инстанции), еще не свидетельствует о завершении процедуры по передаче данных сооружений в муниципальную и государственную собственность, в связи с чем не ставит под сомнение выводы судебных инстанций и отмену судебных актов не влекут.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 3 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.