N 88А-26432/2023
УИД 73RS0004-01-2022-001942-92
2 ноября 2023 года город Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Карякина Е.А, рассмотрев поданную 3 октября 2023 года кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (далее - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области) на определение Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 февраля 2023 года об отсрочке исполнения решения Заволжского районного суда города Ульяновска от 6 апреля 2022 года по административному делу N 2а-795/2022 по административному исковому заявлению Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области о приостановлении эксплуатации помещений штрафного изолятора, о возложении обязанности привести уровень искусственной освещенности в соответствие с требованиями законодательства, произвести ремонт помещений штрафного изолятора и обеспечить запас вещевого довольствия осужденных, и апелляционное определение Ульяновского областного суда от 6 июня 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 6 апреля 2022 года на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего финансирования устранить ненадлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений штрафного изолятора, помещений камерного типа для осужденных, выражающееся в осыпании настенного и потолочного покрытия, наличии следов протечек, плесени, дефектов напольного покрытия, скопления конденсата, сырости в оконных проемах, недостаточности уровня искусственной освещенности, для чего произвести необходимый ремонт помещений штрафного изолятора, помещений камерного типа, для осужденных, обеспечить запас вещевого довольствия осужденных.
Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Ульяновского областного суда от 9 августа 2022 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегией по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2022 года, решение суда первой инстанции изменено, на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить запас вещевого обеспечения для осужденных, отбывающих наказание в учреждении согласно приказу Минюста России от 3 ноября 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", а именно: головных уборов летних (размеры 58, 59, 60) в количестве 800 шт, головных уборов зимних (размеры 60, 62) в количестве 300 шт, курток утепленных (все размеры), в количестве 200 шт, костюмов (все размеры) в количестве 500 шт, свитеров трикотажных (всех размеров) в количестве 950 шт, белья нательного теплого (всех размеров) в количестве 800 шт, маек (всех размеров) в количестве 800 шт, ботинок комбинированных (всех размеров) в количестве 950 шт, сапог мужских комбинированных зимних (всех размеров) в количестве 350 шт, полуботинок летних (всех размеров) в количестве 850 шт, литьевых пантолет (всех размеров) в количестве 350 шт, матрацев - в количестве 200 шт, полотенец типа А - в количестве 500 шт, полотенец типа Б (банных) - в количестве 500 шт, наволочек подушечных верхних - в количестве 500 шт, хлопчатобумажных носков (всех размеров) - в количестве 600 шт, полушерстяных носков (всех размеров) - в количестве 1000 шт.
На основании данного решения суда 4 марта 2022 года в ОСП N 2 по Заволжскому району города Ульяновска УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство N 32037/22/73048-ИП.
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области (далее также - учреждение, заявитель) обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Определением Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ульяновского областного суда от 6 июня 2023 года, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области просит отменить определение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, удовлетворить заявление ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области об отсрочке исполнения решения суда.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о наличии предусмотренных процессуальным законом оснований для отсрочки исполнения решения суда в связи с тем, что учреждение полностью финансируется из федерального бюджета, и для выполнения всего комплекса мероприятий, указанных в решении суда, по устранению нарушений законодательства в сфере материально-бытового обеспечения, необходимо дополнительное время, не зависящее от учреждения. Со стороны учреждения отсутствует противоправное бездействие, выразившееся в неисполнении решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 настоящего Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Частью 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Разрешая заявление ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления отсрочки.
При этом суд указал на отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения заявителем решения суда, о наличии обстоятельств, безусловно препятствующих его исполнению.
Представленные заявителем суду апелляционной инстанции копии государственных контрактов на поставку вещевого имущества для осужденных, заключенные в 2022, 2023 годах, правильно расценены судом апелляционной инстанции как совершенные должником действия, направленные на исполнение решения суда, которые вместе с тем не опровергают вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для отсрочки исполнения решения суда.
То обстоятельство, что по части позиций решение суда еще не исполнено, но имеются заключенные государственные контракты, не является самостоятельным основанием для отсрочки исполнения решения суда.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
При вышеизложенных обстоятельствах с учетом требований закона о том, что предоставление отсрочки исполнения решения суда должно отвечать принципам справедливости и соразмерности, соответствовать балансу интересов взыскателя и должника, не нарушать права и законные интересы неопределенного круга лиц, утверждения подателя жалобы о наличии предусмотренных процессуальным законом оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда, в том числе в связи с отсутствием надлежащего финансирования из федерального бюджета, подлежат отклонению.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, основаны на неверном толковании норм процессуального права, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Руководствуясь частью 3 статьи 327.1, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд кассационной инстанции
определил:
определение Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 февраля 2023 года и апелляционное определение Ульяновского областного суда от 6 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Е.А. Карякин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.