Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Бросовой Н.В, Юдкина А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бабкина Юрия Альфредовича на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от
28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 мая 2023 года по гражданскому делу N 2-423/2023 по иску Бабкина Юрия Альфредовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Бабкин Ю.А. обратился в суд с вышеназванным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - ОСФР по Оренбургской области, пенсионный орган) о признании права на назначение страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указал, что решением пенсионного органа от 16 января 2023 года ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с не достижением возраста 63 лет, и в соответствии с частью 1.2 статьи 8 указанного закона в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 42 года. В страховой стаж при определении права на досрочный выход на пенсию при страховом стаже 42 года у мужчин не засчитан период службы в Управлении внутренних дел с 4 сентября 1986 г. по 8 июня 1992 г. Бабкин Ю.А. просил суд признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", признать незаконным решение пенсионного органа от 16 января 2023 года в части отказа в назначении страховой пенсии по старости и в части отказа в зачете периода службы в Управлении внутренних дел с 4 сентября 1986 г. по 8 июня 1992 г.; возложить на пенсионный орган обязанность включить в общий трудовой (страховой) стаж период службы в Управлении внутренних дел с 4 сентября 1986 г. по 8 июня 1992 г. и назначить страховую пенсию по старости с 25.11.2022 г.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 28 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований Бабкина Ю.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 мая 2023 года решение суда оставлено без изменения.
Бабкин Ю.А. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановленные судебные акты, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бабкин Ю.А, 1 августа 1961 года рождения, обратился 25 ноября 2022 года в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Оренбургской области от 16 января 2023 года Бабкину Ю.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 42 года и не достижения возраста 63 лет, требуемого для назначения пенсии. В страховой стаж ответчиком не засчитан период службы в Управлении внутренних дел с 4 сентября 1986 года по 8 июня 1992 года. Продолжительность страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составила 38 лет 08 месяцев 18 дней, требуется не менее 42 лет страхового стажа.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия к этому правовых оснований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Автор кассационной жалобы указал, что служба в органах внутренних дел фактически являлась работой истца, которая подлежит включению в общий трудовой (страховой) стаж, неправомерно и незаконно исключать из страхового стажа данный период.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
Мужчины, имеющие страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 лет (часть 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Из решения пенсионного органа усматривается, что в назначении страховой пенсии по старости (по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") истцу отказано в связи с не достижением возраста - 63 года, в назначении досрочной страховой пенсии по старости (по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") истцу отказано в связи с отсутствием страхового стажа - 42 года.
Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права па обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения, исключающие включение в страховой стаж, в том числе, периодов военной службы, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.
Порядок исчисления страхового стажа закреплен в статье 13 вышеназванного Федерального закона, частью 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, то есть периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона, то есть периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не входят. Возможность включения в страховой стаж периодов службы в органах внутренних дел для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена.
В связи с тем, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничен и расширительному толкованию не подлежит, периоды службы не относятся к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил менее 42 лет, суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бабкина Юрия Альфредовича - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Н.В. Бросова
А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.