Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Бросовой Н.В, Юдкина А.А, с участием прокурора Устиновой Т.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Искандарова Дамира Шавкатовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 мая 2023 года по гражданскому делу N 2-299/2023 по иску Искандарова Дамира Шавкатовича к Галиеву Ришату Арслангалеевичу о взыскании компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Искандаров Д.Ш. обратился в суд с иском к Галиеву Р.А. о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что приговором Кумертауского межрайонного суда от 23 июня 2022 года Галиев Р.А. признан виновным в причинении вреда средней тяжести здоровью Искандарова В.Ш. и осужден по пункту "з" части 2 статье 112 Уголовного кодекса Российской Федерации. Ввиду преступных действий Галиева Р.А. истец испытал тяжелые нравственные страдания, поскольку произошедшее было для него потрясением и нанесло вред его эмоциональному состоянию, Искандаров Д.Ш. потерял своего любимого и единственного брата, который являлся дорогим для него человеком. Ответчик после совершения преступления не предпринял попыток загладить причиненный вред в какой-либо форме. Галиев Р.А. признан виновным в совершении преступления средней тяжести, обязан возместить причиненный им моральный вред. Искандаров Д.Ш. просил взыскать с Галиева Р.А. в его пользу компенсацию морального вреда сумму в размере 500 000 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований Искандарова Д.Ш. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 мая 2023 года решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2023 года отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Искандарова Д.Ш. удовлетворены частично. С Галиева Р.А. в пользу Искандарова Д.Ш. взыскана компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей. С Галиева Р.А. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Искандаров Д.Ш. обратился с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 мая 2023 года изменить, увеличив сумму компенсации морального вреда.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, заслушав заключение прокурора, полагавшего апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что приговором Кумертауского межрайонного суда от 23 июня 2022 года Галиев Р.А. признан виновным в причинении вреда средней тяжести здоровью Искандарова В.Ш. и осужден по пункту "з" части 2 статьи 112 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.
Указанным приговором установлено, что 15 февраля 2022 года Галиев Р.А. и его знакомый Искандаров В.Ш. в квартире последнего совместно распивали спиртные напитки, где в ходе распития спиртного между ними произошла ссора, в результате которой у Галиева Р.А. возникла личная неприязнь к Искандарову В.Ш, и умысел на причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Реализуя свой умысел, Галиев Р.А. находясь в состоянии алкогольного опьянения, умышленно, на почве личных неприязненных отношений, осознавая противоправный характер своих действий, и наступление общественно опасных последствий в виде причинения средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, взял в правую руку утюг и, используя его в качестве оружия, нанес им 1 удар в область шеи Искандарова В.Ш.
После чего взял руками стул, и, используя его в качестве оружия, нанес им множество ударов в область верхних конечностей, головы и других частей тела, причинив Искандарову В.Ш. физическую боль и телесные повреждения в виде: открытого оскольчатого перелома основной фаланги 2-го пальца левой кисти со смешением костных отломков, открытого оскольчатого перелома основной и средней фаланги 3-го пальца левой кисти со смещением костных отломков, кровоизлияния в мягкие ткани в проекции переломов тёмно-красного цвета, которые по своему характеру влекут длительное расстройство здоровья (т.е. временное нарушение функций органов и (или) систем (временную нетрудоспособность), продолжительностью свыше 3-х недель от момента причинения травмы (более 21 дня) и по этому признаку квалифицируются как телесные повреждения, причинившие средней тяжести вред здоровью человека; ушибленных ран волосистой части головы, кровоизлияния в мягкие ткани теменных областей темно-красного цвета, открытого вдавленного перелома наружной костной пластинки теменных костей со смещение отломков, которые по своему характеру влекут кратковременное расстройство здоровья (т.е. временное нарушение функций органов и (или) систем (временную нетрудоспособность) продолжительностью до 3-х недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно), и по этому квалифицирующему признаку расцениваются как повреждения, причинившие легкий вред здоровью человека; множественных ссадин лица, ссадины подбородочной области справа и слева с переходом на переднюю поверхность шеи справа и слева, на передней поверхности грудной клетки слева, правой кисти, левой кисти, множественных кровоподтеков верхних конечностей, которые расстройства здоровья не влекут и как вред здоровью не расцениваются.
Из вышеуказанного вступившего в законную силу приговора следует, что согласно заключению эксперта N 66 от 20 марта 2022 года, N 2216 от 2 марта 2022 года, N 1011 от 18 марта 2022 года телесные повреждения не стоят в причинной связи со смертью, при экспертизе трупа Искандрова В.Ш. обнаружены признаки заболевания: хронической ишемической болезни сердца. Смерть Искандарова В.Ш. наступила от острой сердечно-сосудистой недостаточности, которая явилась осложнением вышеуказанного основного заболевания. При исследовании крови трупа Искандарова В.Ш. найден этиловый спирт в количестве 4, 22 промилле.
В связи со смертью потерпевшего Искандарова В.Ш. в качестве потерпевшего в рамках уголовного дела привлечен Искандаров Д.Ш, родной брат умершего Искандарова В.Ш.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что смерть Искандарова Д.Ш. не находится в причинной связи с действиями Галиева Р.А. Кроме того, каких-либо доказательств претерпевания Искандаровым Д.Ш. физических и нравственных страданий в связи с причинением телесных повреждений его брату не представлено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Изменяя решение суда и удовлетворяя частично исковые требования Искандаров Д.Ш, суд апелляционной инстанции исходил из того, что факт причинения вреда здоровью брата предполагает и свидетельствует о нравственных страданиях истца, который признан потерпевшим по уголовному делу.
Определяя размер компенсации морального вреда в сумме 20 000 рублей, суд апелляционной инстанции исходил из установленных фактических обстоятельств дела, таких как обстоятельства причинения телесных повреждений брату истца, степени вины ответчика, наличия понесенных Искандаровым Д.Ш. нравственных страданий, родственной связи Искандаровых В.Ш. и Д.Ш, степени их семейной связи, характера взаимоотношений, частоты общения, отсутствия у истца физических страданий, учитывая также принцип справедливости и разумности.
Вопреки доводам жалобы о заниженном размере компенсации морального вреда, судебная коллегия полагает, что с учетом установленных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, оценённых судом апелляционной инстанции в соответствии со статей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в установленном судом апелляционной инстанции размере.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты. Вопреки доводам кассационных жалоб нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судом апелляционной инстанции не допущено.
Иные доводы жалобы не содержат ссылок на заслуживающие внимания обстоятельства, которые бы позволили судебной коллегии усомниться в правомерности и обоснованности обжалуемого судебного акта и имели правовое значение для разрешения спора, влияли на его правильность.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, принял во внимание разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина", Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", в приведенных в судебном акте формулировках.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Искандарова Дамира Шавкатовича - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Н.В. Бросова
А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.