Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Улановой Е.С, Кириченко А.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2023 года по гражданскому делу N 2-142/2023 по иску Пономаревой Ларисы Алексеевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, назначении пенсии, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Пономарева Л.А. обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - ГУ-ОПФР по Республике Башкортостан) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, назначении пенсии, мотивируя следующим. 29 сентября 2022 года она обратилась в ГУ-УПФР по Республике Башкортостан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как достигшей возраста 56 лет и имеющей 4 детей. Решением пенсионного органа от 28 сентября 2022 года N 701124/22 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано. Считает отказ необоснованным. Пономарева Л.А. просила признать необоснованным и незаконным решение ГУ-УПФР по Республике Башкортостан от 28 сентября 2022 г. N 701124/22, включить все периоды работы в специальный стаж, возложить обязанность на ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 29 сентября 2022 года.
Решением Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований Пономаревой Л.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2023 года решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 февраля 2023 года отменено. Суд апелляционной инстанции постановилпо делу новое решение, которым признал решение ГУ-УПФР по Республике Башкортостан от 28 сентября 2022 г. N701124/22 незаконным. Возложил на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан обязанность назначить Пономаревой Л.А. досрочную страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 сентября 2022 года.
ОСФР по Республике Башкортостан обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2023 года, оставить в силе решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 февраля 2023 года.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 28 сентября 2022 года Пономарева Л.А, 29 сентября 1966 года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "Страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФР по Республике Башкортостан от 28 сентября 2022 года N 701124/22 истице отказано в установлении пенсии в связи с тем, что ею не достигнут возраст, предусмотренный частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "Страховых пенсиях".
29.11.2022 года Пономарева Л.А. вновь обратилась с заявлением о назначении пенсии по старости по части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "Страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 843706/22 от 05.12.2022 года истице, как лицу занимающему муниципальную должность, отказано в установлении пенсии в связи с тем, что ею не достигнут возраст, предусмотренный частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "Страховых пенсиях".
Судом установлено, что истица является матерью Пономаревой А.А. 21.10.2003 года рождения, Пономарева А.А, 17.08.2009 года рождения, Пономаревой О.А, 25.11.1994 года рождения, и Пономаревой Ю.А, 26.04.1991 года рождения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований к этому не имеется ввиду не достижения Пономаревой Л.А. возраста, предусмотренного частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "Страховых пенсиях".
При этом суд сослался на приложение N 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "Страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Пономарева Л.А. имеет право на назначение ей досрочной страховой пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 сентября 2022 года, поскольку имеет четверых детей, страховой стаж истицы на момент обращения составлял 32 года 4 месяца 1 день, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляла не менее 30.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права судом апелляционной инстанции заслуживают внимания.
Одним из условий назначения страховой пенсии по старости согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является достижение гражданином определенного возраста. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Вместе с тем, с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении N 5 к настоящему Федеральному закону.
Данным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ"О страховых пенсиях", при этом не имеет значение имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.
Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 2017 г. до 2032 г, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.
В соответствии с приложением N 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 6 месяцев, если гражданин приобретает право на назначении пенсии в 2017 году, плюс 1 год - в 2018 году, в 2019 году - не ранее чем через 1 год и 6 месяцев и т.д.
Для лиц, у которых реализация права на досрочное пенсионное обеспечение осуществляется независимо от возраста в соответствии с пунктами 11, 12, 13, 16, 19, 20 и 21 части 1 статьи 30 и со статьей 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на назначение досрочной пенсии определяется согласно приложению N 5 с учетом даты соответствующего года, на которую гражданин приобрел право на досрочную пенсию, то есть имеет требуемые стаж на соответствующих видах работ и величину индивидуального пенсионного коэффициента.
Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, законодатель установилопределенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 19 декабря 2019 года N 3370-О, 28 января 2021 года N 59-О, 25 марта 2021 года N 462-О, такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера. Тем самым соответствующим категориям граждан была гарантирована возможность адаптироваться к вносимым изменениям и осуществить выбор приемлемого для них варианта реализации пенсионных прав - на общеустановленных условиях, что предполагало бы прекращение соответствующих видов деятельности, либо на условиях, предусмотренных соответствующим законоположением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из не достижения Пономаревой Л.А. возраста, предусмотренного частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "Страховых пенсиях", поскольку на момент обращения истицы в пенсионный орган условие о возрастном цензе не было соблюдено, ответчик обоснованно отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав на необходимость достижения Пономаревой Л.А. возраста 58 лет (55 лет + 36 мес.).
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имелось.
Отменяя решение суда и признавая за Пономаревой Л.А. право на досрочную страховую пенсию по пункту 1.1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 сентября 2022 года, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что истица является муниципальным служащим и не применил положения части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "Страховых пенсиях", приложение N 5 к указанному закону.
Выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1.1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для назначения досрочной страховой пенсии по старости Пономаревой Л.А, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2023 года подлежит отмене, с оставлением в силе решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 февраля 2023 года.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2023 года отменить, решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 февраля 2023 года оставить в силе.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.С. Уланова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.