Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Крыгиной Е.В, судей Крамаренко Т.М, Подгорновой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 15 июня 2023 года по гражданскому делу N 2-176/2023 по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью "Экология Т" о признании договора коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами незаключенным, заслушав доклад судьи Крыгиной Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО "Экология Т" и просил суд признать договор по обращению с твердыми коммунальными отходами незаключенным, ввиду отсутствия его волеизъявления на заключение такого договора.
Решением Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 6 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 15 июня 2023 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов, указывая на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. Полагает, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие существенное значение для дела и дал неверную оценку представленным при рассмотрении дела доказательствам.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленных судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: "адрес".
На основании соглашения с Министерством экологии Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного по результатам конкурсного отбора, ООО "Экология Т" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне N в "адрес", в том числе в "адрес".
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором в средствах массовой информации - в газете " "адрес"", выпуск N от ДД.ММ.ГГГГ, а также на своем официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" ДД.ММ.ГГГГ, кроме того единая информация с предложением о заключении договора и проект типового договора от всех региональных операторов размещены в газете " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N (28943).
Обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами истцом, как собственником жилого помещения надлежащим образом не исполнялась, в связи с чем образовалась задолженность.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и исходил из того, что ООО "Экология Т" осуществляет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе в границах "адрес", предложение о заключении договора и проект типового договора были размещены региональным оператором в установленном законом порядке, договор на вывоз ТКО с ФИО1, как собственником жилого дома, заключен в силу прямого указания закона.
С выводами суда первой инстанции обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в апелляционном определении.
Само по себе отсутствие отдельно заключенного договора с истцом на оказание услуг по вывозу мусора, не свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений, поскольку действия истца основаны на публичности в отношении всех физических лиц на территории "адрес" и фактическом предоставлении услуг.
То обстоятельство, что истец осуществляет самостоятельную утилизацию мусора, не является основанием для отмены принятого решения, так как обязанность для сбора ТКО, действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, представленные истцом документы, свидетельствуют лишь о разовых мероприятиях по сдаче в утиль бытового мусора в виде макулатуры, железного лома и других.
Оснований для иных выводов по доводам кассационной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505, а Правила обращения с ТКО и форма типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.
Согласно пункту 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункта 8(17) вышеуказанных Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При таких обстоятельствах, поскольку ООО "Экология Т" осуществляет функции регионального оператора по обращению с ТКО в том числе, в границах "адрес", предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы в средствах массовой информации и на официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети интернет, выводы судов нижестоящих инстанций о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным в силу прямого указания закона, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований ФИО1, вопреки позиции заявителя об обратном, являются правильными.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, спор разрешен судом правильно, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, который подлежит применению по данному делу, оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 6 марта 2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 15 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Крыгина
Судьи Т.М. Крамаренко
О.С. Подгорнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.