Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Походня С.А. на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 июля 2023 г.
по административному делу по административному иску Походня С.А. к Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения Походня С.А. и его представителя адвоката Загаштокова А.У, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике Тинаеву С.С, представителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике Чайковского В.Д, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Подходня С.А. обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике (далее - МВД по Карачаево-Черкесской Республике) о признании незаконным решения об аннулировании выданного на его имя удостоверения ветерана боевых действий от 26 января 2007 г. РМ N, заключения служебной проверки от 13 апреля 2022 г. и заключения служебной проверки от 27 июля 2022 г.
В обоснование требований указано, что Походня С.А. получил от административного ответчика уведомление от 29 сентября 2022 г..о том, что ранее выданное ему удостоверение ветерана боевых действий от 26 января 2007 г..РМ N решением комиссии МВД по Карачаево-Черкесской Республике по вопросам оформления и выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" аннулировано в связи с недостаточностью оснований для его выдачи. Решение основано на результатах служебной проверки, проведенной по запросу СУ СК РФ по Карачаево-Черкесской Республике от 18 марта 2022 г..Кроме того, Походне С.А. отказано в выдаче копии решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и копии заключения служебной проверки. Основанием для принятия решения об аннулировании и изъятии выданного Паходне С.А. удостоверения ветерана боевых действий послужили заключения служебных проверок: заключение служебной проверки по информации, изложенной в рапорте начальника УРЛС МВД по Карачаево-Черкесской Республике от 13 апреля 2022 г..и заключение дополнительной служебной проверки по информации, изложенной в рапорте врио начальника УРЛС МВД по Карачаево-Черкесской Республике от 27 июля 2022 г..Заявитель полагал, что удостоверение ветерана боевых действий выдано ему 27 января 2007 г..МВД по Карачаево-Черкесской Республике на законных основаниях, в связи с чем он получает меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" и пунктом "г" статьи 45 и статьей 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Обоснованность выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий подтверждена вступившим в законную силу решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2021 г, факт командирования и нахождения на территории Чеченской Республики подтверждается заключением служебной проверки МВД по Карачаево-Черкесской Республике от 25 июля 1995 г..(материалы служебной проверки уничтожены по истечении предусмотренного срока хранения - 5 лет).
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 июля 2023 г. в удовлетворении требований Подходня С.А. отказано.
В кассационной жалобе Подходня С.А, поданной 7 сентября 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 14 сентября 2023 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В возражении на кассационную жалобу СУ СК РФ по Карачаево-Черкесской Республике просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Походня С.А. проходил службу в органах внутренних лет до 25 декабря 2009 г. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 27 лет, 9 месяцев, 3 дня, с учетом льготного исчисления - 34 года, 3 месяца, 24 дня.
Приказом МВД по Карачаево-Черкесской Республике от 21 декабря 2009 г. N 072 л/с Походня С.А. был уволен с должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам группы по борьбе с компьютерными преступлениями и незаконным оборотом РЭС и СТС отдела специальных технических мероприятий МВД по Карачаево-Черкесской Республике.
Решением комиссии МВД по Карачаево-Черкесской Республике по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, оформленным протоколом от 26 января 2007 г, Походня С.А. выдано удостоверение ветерана боевых действий РМ N.
Основанием выдачи удостоверения ветерана боевых действий явилась справка за подписью начальника ОРБ-2 ГУ МВД России по ЮФО, согласно которой в период времени с 3 июня 1995 г. по 14 июня 1995 г. и с 21 июня 1995 г. по 25 июня 1995 г. Походня С.А. находился в служебной командировке в Чеченской Республике в составе группы оперативных сотрудников УОП при МВД Карачаево-Черкесской Республики и сотрудников СОБР УОП при МВД Карачаево-Черкесской Республики и непосредственно выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта по восстановлению конституционного порядка, обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, охране прав и свобод граждан, разоружения незаконных формирований на территории Чеченской Республики.
Походня С.А. является пенсионером Следственного комитета Российской Федерации за выслугу лет от 4 октября 2019 г. N N. По выходу на пенсию в октябре 2019 г. Походне С.А. не засчитана надбавка к пенсии, предусмотренная пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения и их семей" и статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" на повышение пенсии на 32% из расчетного размера пенсии, в чем ответчиком СУ СК РФ по Карачаево-Черкесской Республике было отказано 6 августа 2021 г.
Походня С.А. обжаловал данный отказ в Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, который решением от 16 декабря 2021 г. удовлетворил исковые требования Походни С.А, признав незаконным отказ СУ СК РФ по Карачаево-Черкесской Республике о перерасчете пенсии за выслугу лет, и обязал произвести перерасчет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 9 марта 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
СУ СК РФ по Карачаево-Черкесской Республике направил запрос в МВД по Карачаево-Черкесской Республике с просьбой предоставить заверенные копии документов, подтверждающих факт командировки Походни С.А. в Чеченскую Республику в указанные в справке периоды и непосредственного выполнения задач в условиях вооруженного конфликта по восстановлению конституционного порядка, обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации. При наличии таковых, проверить копии представленных документов Походней С.А. на рассмотрение комиссии МВД по Карачаево-Черкесской Республике по вопросам оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, а также проверить законность и обоснованность выдачи данного удостоверения.
Согласно заключению служебной проверки от 9 июня 2022 г. по информации, изложенной в рапорте начальника УРЛС МВД по Карачаево-Черкесской Республике, комиссия пришла к заключению при получении ответа из ГИАЦ МВД России провести служебную проверку об установлении факта нахождения Походни С.А. в служебной командировке, в период времени с 3 июня 1995 г. по 14 июня 1995 г. и с 21 июня 1995 г. по 25 июня 1995 г.
Заключением дополнительной служебной проверки от 25 августа 2022 г. комиссия пришла к выводу поручить врио начальника УРЛС МВД по Карачаево-Черкесской Республике организовать рассмотрение материалов настоящей дополнительной служебной проверки на комиссии МВД по Карачаево-Черкесской Республике по выдаче удостоверений ветерана боевых действий с целью решения вопроса об аннулировании и изъятии удостоверения ветерана боевых действий, выданного Походне С.А, а также по прекращению ежемесячной денежной выплаты.
Комиссией было принято решение об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий от 26 января 2007 г. серии РМ N, о чем было сообщено Походне С.А. письмом от 29 сентября 2009 г. N.
Признавая законным решение МВД по Карачаево-Черкесской Республике об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и прекращении ежемесячных доплат к пенсии Походня С.А. суд обоснованно указал, что согласно Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом от 7 мая 2004 г. N 282, гражданам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, каковых в данном случае не имеется. Требования административного истца о признании незаконными заключений служебных проверок МВД по Карачаево-Черкесской Республике от 9 июня 2022 г. и от 13 апреля 2022 г. также оставлены без удовлетворения, поскольку рамках служебных проверок МВД по Карачаево-Черкесской Республике был сделан вывод о проведении служебной проверки об установлении факта нахождения Походни С.А. в Чеченской Республике при получении ответа из ГИАЦ МВД России, а также организовать рассмотрение материалов служебной проверки на Комиссии с целью решения вопроса об аннулировании и изъятии удостоверения ветерана боевых действий, по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты при наличии на то законных оснований.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, исходя из того, что непосредственное участие сотрудников органов внутренних дел в боевых действиях, в частности в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, либо выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым в настоящем административном деле отнесены: выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта, а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке. Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. Между тем, таких документов о непосредственном участии административного истца в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, истцом не предоставлено.
Судом апелляционной инстанции также отклонены доводы апелляционной жалобы административного истца, поскольку в ходе служебных проверок осуществлен сбор документов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт нахождения Походни С.А. в Чеченской Республике, в связи с чем служебные проверки были проведены с нарушением закона и оснований для их проведения не было. Вопреки доводам жалобы, справка начальника ОРБ-2 ГУ МВД России по ЮФО, как и заключение служебной проверки от 25 июля 1995 г. не могут служить основанием для дачи удостоверения ветерана боевых действий.
Судебная коллегия не находит предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения требований о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Указанные обстоятельства должны быть установлены судом в совокупности.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона.
В соответствии с п. п. 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Карачаево-Черкесской Республике, в силу приведенных правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Согласно пункту 5 Положения о МВД по Карачаево-Черкесской Республике, утвержденного указом Президента Карачаево-Черкесской Республике от 5 марта 2004 г. N 32 и действовавшего в период принятия ответчиком решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, МВД по Карачаево-Черкесской Республике осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России.
Пунктом 92 названного Положения закреплено, что в Министерстве могут создаваться на общественных началах экспертные и консультативные органы (советы), положения о которых и их персональный состав утверждаются министром.
В действующем в настоящее время Положении о МВД по Карачаево-Черкесской Республике, утвержденном приказом МВД России от 26 июля 2017 г. N 534, установлено сходное приведенному правовое регулирование (подпункт 60 пункта 13 и подпункт 11 пункта 14).
На момент спорных правоотношений в Министерстве действовал приказ МВД Карачаево-Черкесской Республики от 10 октября 2005 г. N 1181 "Об утверждении Положения и состава комиссии по оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий в МВД Карачаево-Черкесской Республики", которым было предусмотрено, что к задачам и функциям комиссии относилось рассмотрение документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, в том числе рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий. При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов.
На основании изложенного комиссией МВД Карачаево-Черкесской Республики по вопросам оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий 26 января 2007 г. было принято решение о выдаче удостоверения ветерана боевых действий Походня С.А.
В целях реализации Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от 27 ноября 2020 г. N 808 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации" приказом МВД по Карачаево-Черкесской Республике от 8 августа 2022 г. N 353 утверждено Положение о комиссии МВД по Карачаево-Черкесской Республике по выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
Пунктом 13 Положения о комиссии предусмотрено, что комиссия при необходимости проводит проверку и пересмотр решений ранее действующих комиссий по выдаче удостоверений ветерана боевых действий, материалов, послуживших основанием для оформления и изъятию необоснованно выданных удостоверений и дубликатов удостоверений, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий. Указанный пункт Положения о комиссии издан в пределах предоставленных МВД по Карачаево-Черкесской Республике полномочий (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22).
Необходимость предоставления МВД по Карачаево-Черкесской Республике полномочий, указанных в Положении о комиссии, обусловлена наличием у МВД по Карачаево-Черкесской Республике обязанности по осуществлению проверки оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Карачаево-Черкесской Республике, в том числе комиссии МВД Карачаево-Черкесской Республики по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Поскольку МВД Карачаево-Черкесской Республики было уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведенного выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Карачаево-Черкесской Республике необходимо организовать работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий.
Из приведенных нормативных актов следует, что непосредственное участие сотрудников органов внутренних дел в боевых действиях, в частности в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, либо выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым в настоящем административном деле отнесены: выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта, а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке.
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Судами первой и апелляционной инстанций такие требования проверены, при этом совокупность необходимых условий для наделения Походня С.А. статусом ветерана боевых действий не установлена.
Вопреки доводам жалобы о том, что согласно перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации предусмотрено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г, и не требуется непосредственное участие в боевых действиях, положения приведенного перечня подлежат применению в совокупности с нормами статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в подпункте 1 пункта которой для категории лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (к каковым в 2007 г. относился административный истец) предусмотрено условие об участии в боевых действиях в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации.
Утверждение заявителя о том, что он был в командировке на территории Чечни в условиях вооруженного конфликта в период, предусмотренный законом, а также его пояснения о задачах командирования в целях поимки особо опасного преступника с 3 июня 1995 г. по 14 июня 1995 г. и с 21 июня 1995 г. по 25 июня 1995 г, стороной административного ответчика не оспариваются, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, однако не могли быть признаны в качестве оснований правомерного приобретения статуса ветерана боевых действий при отсутствии доказательств участия в боевых действиях в соответствии с решениями уполномоченных органов.
Доводы жалобы относительно правомочности проведения служебных проверок и нарушения прав Походня С.А. в связи с необеспечением участия которого в них не учтена его правовая позиция и не предоставлена возможность давать объяснения, предоставлять доказательства, подлежат отклонению, поскольку компетенция органов внутренних дел проводить названные служебные проверки предусмотрена действующим законодательством, судам первой и апелляционной инстанций какие-либо иные доводы и доказательства, помимо тех, которые являлись предметом проверок, стороной административного истца не представлены, следовательно, в рассматриваемом случае охвачены все существующие доказательства и обстоятельства, имеющие правовое значение и влияющие на вопрос о правомерности присвоения статуса ветерана боевых действий. В то же время иной способ (вне рамок внутренней проверки) обнаружения и устранения фактов неправомерной выдачи удостоверения ветерана боевых действий не предусмотрен.
Доводы жалобы о том, что вступившим в законную силу судебным актом при рассмотрении вопроса о перерасчете пенсии Походня С.А. за выслугу лет и выплате соответствующей надбавки одновременно подтверждена правомерность присвоения ему звания ветерана боевых действий, противоречат содержанию мотивировочной части решения Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 9 марта 2022 г, предметом которых являлся иск Походня С.А. к СУ СК России по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет и выплате надбавки и перерасчета назначенной пенсии, удовлетворенный с указанием о том, что к тому моменту законность получения Походня С.А. удостоверения ветерана боевых действий не оспорена, а выданное удостоверение ветерана боевых действий недействительным не признано. Тем самым суды при разрешении иска в порядке гражданского судопроизводства вопрос обоснованности выдачи Походня С.А. удостоверения ветерана боевых действий со стороны МВД по Карачаево-Черкесской Республике не оценивали.
При таком положении установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами нижестоящих инстанции применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность их выводов об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами. Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении судов, и по своей сути направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств.
Согласно положениям статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца. При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований. Вместе с тем, в данном случае условия, указанные в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения заявленного административного иска, вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствуют.
Суд же кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Походня Сергея Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 ноября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.