Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 15 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 июля 2023 г. по административному делу N 2а-191/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия об отмене решения от 11 июля 2022 г. N220/19/06/17, признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности ФИО3, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее также - МВД по Республике Ингушетия) об отмене решения от 11 июля 2022 г. N 220/19/06/17, признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал на то, что 19 октября 2019 г. на основании решения МВД по Республике Ингушетия ему как гражданину Республики Армения было выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации сроком до 19 октября 2022 г, на его обращение 31 марта 2022 г. в УВМ МВД по Республике Ингушетия с заявлением о выдаче ему вида на жительство в Российской Федерации, не получив ответ, он обратился в УВМ МВД по Республике Ингушетия, где ему вручили уведомление об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание, согласно которому выданное ему разрешение на временное проживание аннулировано на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть за представление поддельных или подложных документов либо сообщение о себе заведомо ложных сведений, кроме того, заключением МВД по Республике Ингушетия от 29 июля 2022 г. ему отказано в выдаче вида на жительство по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 статьи 9 вышеуказанного закона, при этом основанием принятия указанных решений послужило отсутствие подтверждения выдачи РПН и НД по Республике Ингушетия медицинской справки от 19 июня 2019 г. N 1497. Считает решения незаконными, поскольку поддельных или подложных документов он не предоставлял и заведомо ложных сведений о себе не сообщал.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 15 февраля 2023 г. административный иск удовлетворен частично, признано незаконным и отменено решение МВД по Республике Ингушетия от 11 июля 2022 г. N 220/19/06 об аннулировании разрешения на временное проживание, выданное гражданину Республики Армения ФИО1, а также признано незаконным бездействие МВД по Республике Ингушетия, выразившееся в неуведомлении ФИО1 о результатах рассмотрения его заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации от 31 марта 2022 г, в остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 июля 2023 г, абзац 4 решения Магасского районного суда от 15 февраля 2023 г. отменен, в этой части новое решение, которым суд возложил на МВД по Республике Ингушетия выдать гражданину Республики ФИО1 вид на жительство в Российской Федерации, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 12 сентября 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 29 сентября 2023 г, МВД по Республике Ингушетия просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывает на то, что судами не было принято, что соответствующие медицинская справка административному истцу медицинским учреждением не выдавалась, ответ на заявление направлен административным ответчиком.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности ФИО3, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности урегулированы Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ иностранным гражданином, постоянно проживающим в Российской Федерации, признается лицо, получившее вид на жительство.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 9 Федерального закона N 115-ФЗ вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
В соответствии с пунктом 59.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 11 июня 2020 г. N 417 представление поддельных или подложных документов либо сообщение о себе заведомо ложных сведений выступают в качестве оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданину Республики Армения, решением МВД по Республике Ингушетия от 19 октября 2019 г. разрешено временное проживание в Российской Федерации.
31 марта 2022 г. ФИО1. обратился в УВМ МВД по Республике Ингушетия с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации.
Решением МВД по Республике Ингушетия следует, что решением УВМ МВД по Республике Ингушетия от 11 июля 2022 г. N разрешение на временное проживание в Российской Федерации аннулировано на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в связи с тем, что медицинская справка РПНиНД по Республике Ингушетия ФИО1. не выдавалась.
Согласно заключению инспектора ОРВР УВМ МВД по Республике Ингушетия, утвержденному врио министра внутренних дел по Республике Ингушетия от 28 июля 2022 г. N, в выдаче вида на жительство ФИО1 отказано на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 115-ФЗ в связи с аннулированием разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлено доказательств того, что ФИО1 был в установленном порядке уведомлен принятом решении об отказе в выдаче ему вида на жительство в связи с чем пришел к правильному выводу о незаконном бездействии административного ответчика, выразившееся в неуведомлении заявителя о принятом решении; также, проверяя законность и обоснованность оспариваемых действий (бездействия), в целях выяснения обстоятельств представления ФИО1 при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание медицинской справки ГБУЗ "РПНиНД" от 19 июля 2019 г. N 1497 судом в медицинское учреждение был направлен запрос, из ответа ГБУЗ "РПНиНД" на который, а также приложенных к нему заверенных копий страниц журнала регистрации, выданных ГБУЗ "РПНиНД" справок за июнь 2019 г, следует, что фактически ФИО1 справка от 19 июля 2019 г. N 1497 была выдана (л.д. 157-158), таким образом, суд посчитал требования административного истца подлежащими удовлетворению. Кроме того, суд указал, что согласно ответу УФСБ России по Республике Ингушетия от 20 января 2023 г. N 411 факт согласования управлением выдачи вида на жительство ФИО1 подтвержден.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенном судами нарушении, по существу, повторяют позицию административного ответчика в судебном разбирательстве, и были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 15 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных актов отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 ноября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.