Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу директора государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области "Воронежский колледж сварки и промышленных технологий" (далее ГБПОУ ВО "ВКСПТ") Бабаева В.С. (далее Бабаев В.С.) на вступившие в законную силу решение судьи Левобережного районного суда Воронежской области от 01 ноября 2022 года, решение судьи Воронежского областного суда от 28 февраля 2023 года, состоявшиеся в отношении ГБПОУ ВО "ВКСПТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области от 01 июня 2022 года ГБПОУ ВО "ВКСПТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области от 01 июня 2022 года ГБПОУ ВО "ВКСПТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Определением судьи Левобережного районного суда города Воронежа от 04 октября 2022 года названные дела об административных правонарушениях по жалобам директора ГБПОУ ВО "ВКСПТ" Бабаева В.С. объединены в одно производство.
Решением судьи Левобережного районного суда города Воронежа от 01 ноября 2022 года постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области от 01 июня 2022 года, вынесенное в отношении ГБПОУ ВО "ВКСПТ" по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, производство по делу прекращено. Постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области от 01 июня 2022 года, вынесенное в отношении ГБПОУ ВО "ВКСПТ" по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения.
Решением судьи Воронежского областного суда от 28 февраля 2023 года решение судьи Левобережного районного суда города Воронежа от 01 ноября 2022 года, постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области от 01 июня 2022 года, вынесенное в отношении ГБПОУ ВО "ВКСПТ" по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменены, размер назначенного административного штрафа снижен до 60 000 рублей. В остальное части акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор образовательного учреждения Бабаев В.С. просит об отмене состоявшихся решений, прекращении производства, указывая на процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом инспекции и судебными инстанциями.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в Государственную инспекцию труда в Воронежской области обращения работника о нарушении ГБПОУ ВО "ВКСПТ" его трудовых прав распоряжением врио заместителя руководителя инспекции от 19 апреля 2021 года в отношении образовательного учреждения назначена внеплановая документарная проверка (том 1 л.д. 22-26).
В ходе проверки установлено, что в нарушение абзацев 4 и 7 части 10 статьи 212, части 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации ГБПОУ ВО "ВКСПТ" не обеспечило А. средствами индивидуальной защиты, предусмотренными по должности водителя.
В связи с выявленными нарушениями постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области от 01 июня 2022 года ГБПОУ ВО "ВКСПТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В силу части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Проверкой установлено, что в нарушение абзаца 4 части 1 статьи 76, абзаца 8 и 9 части 2 статьи 212, части 1 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также ТК РФ), пункта 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации от 13января 2003 года N 1/29, в период с 16 по 31 марта 2021 года, а также с 01 по 15 апреля 2021 года ГБПОУ ВО "ВКСПТ" А. допущен к исполнению трудовых обязанностей в должности водителя без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.
Выявленные нарушения явились основанием для вынесения главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области постановления от 01 июня 2022 года, которым ГБПОУ ВО "ВКСПТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
При рассмотрении жалоб директора учреждения Бабаева В.С. на указанные постановления Государственной инспекции труда в Воронежской области от 01 июня 2021 года судьей Левобережного районного суда города Воронежа дела об административных правонарушениях объединены в одно производство с присвоением делу единого номера 12-613/2022 с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 3 л.д. 50-51).
Решением судьи Левобережного районного суда города Воронежа, вынесенным по результатам рассмотрения дела, постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области от 01 июня 2022 года, состоявшееся в отношении ГБПОУ ВО "ВКСПТ" по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, производство по делу прекращено. Постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области от 01 июня 2022 года, вынесенное в отношении ГБПОУ ВО "ВКСПТ" по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения.
Из содержания решения судьи районного суда следует, что обучение и проверка знаний охраны труда в 2021 года в отношении водителя А. ГБПОУ ВО "ВКСПТ" не проводились, водитель А. не был в полном объеме обеспечен средствами индивидуальной защиты, что явилось основанием для составления в отношении учреждения протоколов по частям 1 и 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения юридического лица постановлениями от 01 июня 2021 года к административной ответственности по данным нормам.
Также судьей сделан вывод, что наличие составов, предусмотренных частью 1 и частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях ГБПОУ ВО "ВКСПТ" подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка должностным лицом на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 данного Кодекса.
Однако, поскольку нарушения трудового законодательства были выявлены в рамках одной проверки и ГБПОУ ВО "ВКСПТ" должно быть назначено наказание в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, руководствуясь пунктами 6 и 9 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, отменил постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области от 01 июня 2022 года, состоявшееся в отношении учреждения по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекратил производство по делу. Постановление по части 3 статьи 5.27.1 названного Кодекса оставлено без изменения.
При рассмотрении жалобы директора учреждения Бабаева В.С. на решение судьи районного суда, принятого по делу, предусмотренному частями 1 и 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда, ссылаясь на положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу об избыточном ограничении назначенным административным наказанием прав юридического лица, снизил размер административного штрафа до 60 000 рублей, в остальной части признав судебный акт и постановление должностного лица законными и обоснованными.
Однако с такими выводами судьи областного суда согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или Законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, действует во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 29.10 и части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые прямо закрепляют, что постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на такое постановление должны быть мотивированными, решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать, в частности, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; указание статьи данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу (пункты 3, 5 и 6).
Законность принятого по делу решения подлежит оценке вышестоящим судом как с позиций правильного применения норм материального права, так и соблюдения установленных данным Кодексом процессуальных требований.
По общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 4.4 данного Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (пункт 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса).
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи (часть 6 статьи 4.4 Кодекса).
Из материалов настоящего дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения учреждения к административной ответственности по частям 1 и 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявлены должностным лицом Государственной инспекции труда в Воронежской области в рамках одного контрольного мероприятия, что явилось мотивом для объединения судьей районного суда указанных дел в единое производство с вынесением по делу одного судебного акта.
Поскольку санкция части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридических лиц предусматривает применение штрафа в сумме от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей, а санкция части 3 статьи 5.27.1 названного Кодекса - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей, судьей районного суда по делу об административном правонарушении с учетом его объединения применены положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ГБПОУ ВО "ВКСПТ" назначено одно наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако правила применения административного наказания, предусмотренные статьей 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяя возможность назначения за совершение нескольких административных правонарушений административного наказания в рамках санкции, предусматривающей более строгое административное наказание, не устанавливают при этом условий, позволяющих применить к иному составу правонарушения положений статьи 24.5 данного Кодекса.
Также в рамках рассматриваемого дела представляется некорректной отмена конкретного постановления должностного лица с прекращением производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку производство согласно определению судьи от 04 октября 2022 является объединенным, мотивы прекращения производства в данной части не приведены, мотивировочная и резолютивная части судебного акта содержат взаимоисключающие выводы.
Приведенные обстоятельства какой-либо проверки и оценки судьи вышестоящей инстанции не получили.
Судья областного суда, дублируя содержание решения судьи нижестоящей инстанции, в судебном акте от 28 февраля 2023 года, ограничившись указанием об установленных должностным лицом и судьей нарушениях трудового законодательства, отразил лишь факт прекращения производства по делу по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствие соответствующих доводов жалобы.
В силу положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
Такое рассмотрение жалобы на решение по делу об административном правонарушении не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Указанным случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса является существенное нарушение предусмотренных названным Кодексом процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В данном случае допущенные при рассмотрении дела судьей областного суда процессуальные нарушения являются существенными, в связи с чем судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Воронежский областной суд.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Вопрос о законности и обоснованности привлечения ГБПОУ ВО "ВКСПТ" к административной ответственности, подлежит разрешению при новом рассмотрении жалобы законного представителя учреждения, в связи с чем доводы жалобы в означенной части не подлежат рассмотрению по существу в настоящей стадии производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Воронежского областного суда от 28 февраля 2023 года, состоявшееся в отношении ГБПОУ ВО "ВКСПТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Воронежский областной суд.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.