Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Кривенкова О.В, Софронов В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Орловского муниципального округа Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 3 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Орловского района Орловской области к администрации Орловского муниципального округа Орловской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя администрации Орловского муниципального округа Орловской области М.А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
прокурор ФИО1 района Орловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, с учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие администрации Орловского муниципального округа Орловской области (далее - Администрация) по непринятию мер по включению в реестр муниципального имущества автомобильных дорог местного значения по ул. Луговая, Полевая, Ягодная, Новосильская в д. Крутая Гора Орловского района Орловской области, обязать Администрацию в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр муниципального имущества указанные автомобильные дороги, которые являются бесхозяйными, при этом используются для подъезда к жилым домам.
В обоснование административного иска указал, что названные дороги включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, однако органом местного самоуправления не приняты меры по постановке указанных дорог на учет в качестве бесхозяйных.
Решением Орловского районного суда Орловской области от 23 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 3 августа 2023 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 августа 2023 года, представитель Администрации просит изменить решение районного суда, отказать в удовлетворении требований прокурора в отношении дорог по улицам Полевая, Ягодная, Новосильская, поскольку они не являются результатом строительства и не отвечают требованиям капитальности.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Законом Орловской области от 4 мая 2021 года N 2596-ОЗ муниципальные образования Орловской области, входящие в состав Орловского района Орловской области, преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование Орловской области с наделением его статусом муниципального округа.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа (пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно пункту 6 статьи 3 названного закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ) к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанная статья дополнена частью 8.1, согласно которой к собственности муниципального округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 5 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложена обязанность по ведению реестров муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года N 424 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка, объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Внесение в реестр сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них осуществляется на основе письменного заявления правообладателя недвижимого и (или) движимого имущества, сведения о котором подлежат включению в разделы 1 и 2 реестра, или лица, сведения о котором подлежат включению в раздел 3 реестра (пункт 6 Порядка).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, постановлением администрации Орловского муниципального округа Орловской области от 17 марта 2022 года N 603 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Орловского муниципального округа, в который, в числе прочих, включены дороги: д. Крутая Гора ул. Луговая, протяженностью 1230 м, тип покрытия - щебень 1059 м, грунт - 171 м (п. 43); д. Крутая Гора ул. Ягодная, протяженностью 314 м, тип покрытия - грунт (п. 110); д. Крутая Гора ул. Полевая, протяженностью 442 м, тип покрытия - грунт (п. 111); д. Крутая Гора ул. Новосильская, протяженностью 1 000 м, тип покрытия - грунт (п. 112).
Сведения об указанных дорогах отсутствуют в реестре муниципального имущества Орловского муниципального округа.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что автомобильные дороги местного значения являются линейными объектами, относятся к собственности муниципального округа, в связи с чем подлежат учету в реестре муниципального имущества.
Приведенная в кассационной жалобе аргументация не свидетельствует об ошибочности выводов судебных инстанций.
Необходимость учета в реестре муниципального имущества автомобильных дорог для решения вопросов местного значения (дорожной деятельности) в кассационной жалобе не оспаривается.
Факт существования автомобильных дорог по улицам Полевая, Ягодная, Новосильская подтверждается перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения Орловского муниципального округа.
Применительно к положениям градостроительного законодательства (пункты 10, 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) автомобильные дороги являются линейными сооружениями, объектами капитального строительства.
Поскольку автомобильные дороги по улицам Полевая, Ягодная, Новосильская включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Орловского муниципального округа, судебной коллегией отклоняются доводы кассационной жалобы о том, что данные дороги не являются результатом строительства и не отвечают требованиям капитальности.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 3 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Орловского муниципального округа Орловской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 3 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.