Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Старооскольского городского округа Белгородской области на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 3 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 6 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Старооскольского городского прокурора к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
Старооскольский городской прокурор Белгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнений просил обязать администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области (далее - Администрация) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать обустройство водоотведения вдоль дороги на 4-м переулке Тружеников, а также организовать проведение ремонтных работ участка автомобильной дороги по улице Утренней в районе домов N 40, 40а, 19 и пересечения с улицей Тружеников в городе Старый Оскол Белгородской области.
В обоснование административного иска указал на несоответствие автомобильных дорог установленным требованиям, нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, необходимости обустройства ливневой канализации вдоль названных автодорог.
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 3 марта 2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 6 июля 2023 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 декабря 2022 года, Администрация просит отменить состоявшиеся судебные постановления. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, утверждает, что незаконное бездействие Администрацией не допущено, меры по организации водоотведения и ремонтных работ предпринимаются, дороги находятся в безвозмездном пользовании муниципального бюджетного учреждения; ссылается на нарушение прокурором порядка проведения проверки.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 3 названного закона определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 названного закона).
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, автомобильная дорога по 4-му переулку Тружеников введена в эксплуатацию в 1992 году, материал покрытия - асфальт, является дорогой V категории, имеет протяженность 0, 145 км, Автомобильная дорога по ул. Утренней является дорогой V категории, имеет протяженность 1, 15 км. Указанные дороги включены в реестр муниципальной собственности Старооскольского городского округа, относятся к дорогам общего пользования местного значения.
Старооскольской городской прокуратурой организована проверка размещенных в средствах массовой информации сведений о том, что 4-й переулок Тружеников затапливает после весеннего схода снега и каждого сильного дождя, уровень воды может достигать полуметра.
В рамках проверки Администрация предоставила информацию (ответ от 26 июля 2022 года) о том, что проектно-сметная документация по организации водоотведения по 4-му переулку Тружеников подготовлена, однако в текущем году перечнем расходов на капитальные вложения и проведение капитальных ремонтов по объектам жизнеобеспечения и социально-культурного назначения Старооскольского городского округа затраты на организацию водоотведения по 4-му переулку Тружеников в сумме 3913, 14 тыс. рублей не предусмотрены; при формировании перечня расходов на 2023 год вышеуказанные работы будут предложены к финансированию в качестве первоочередных.
30 сентября 2022 года в адрес Старооскольской городской прокуратуры поступило заявление П.А.С, в котором он сообщил, что в районе домов 40 и 40а по ул. Утренней на протяжении 7 лет на проезжей части имеется огромная лужа, не просыхающая в жару и незамерзающая в мороз в связи с большим объемом и глубиной, в ямы под лужей проваливаются колеса, проехать невозможно, все объезжают лужу по обочинам и развозят грязь; жители пытались засыпать ямы битым кирпичом, щебнем, но лужа образуется вновь; жалобы в Администрацию результата не дали, пользоваться дорогой и проехать к своим домам невозможно.
По результатам проверки, проведенной помощниками прокурора и государственным инспектором дорожного надзора составлен акт от 3 октября 2022 года, согласно которому автодорога в районе домов 40 и 19 по ул. Утренней подтоплена дождевыми водами, что делает проезд по данному участку дороги невозможным, автомобили двигаются по обочине или в объезд, данные обстоятельства были зафиксированы фотосъемкой.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что собственник автомобильной дороги не предоставил по предложению суда соответствующий акт органа местного самоуправления или уполномоченной организации, подтверждающий соответствие участка дороги техническим регламентам, требованиям ГОСТ Р 52766-2007, СП 42.13330.2016, фактически признавал несоответствие данного участка нормативным требованиям, необходимость осуществления работ по обустройству водоотведения вдоль дороги не оспаривалась.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В кассационной жалобе не оспаривается и установлено судами, что дорожная деятельность в отношении данных дорог является вопросом местного самоуправления Старооскольского городского округа, водоотведение не организовано, в связи с чем состояние дорог не отвечает установленным требованиям. Выводы судов о несоответствии участка дорог нормативным требованиям подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании и приведенными в судебных актах.
Доводы кассационной жалобы о нахождении дорог в безвозмездном пользовании муниципального бюджетного учреждения не освобождают Администрацию от обязанности по решению вопросов местного значения городского округа, связанных с дорожной деятельностью, а потому не ставят под сомнение правильность обжалуемых судебных постановлений.
Утверждения в кассационной жалобе о нарушении прокурором порядка проведения проверки в любом случае не могут повлечь иного исхода дела, поскольку состояние дорог установлено судами не только на основании акта, составленного помощниками прокурора и инспектором дорожного надзора, но и иных доказательств, признанных допустимыми - обращений граждан, фотоматериала. При этом акт органа местного самоуправления или уполномоченной организации, подтверждающий соответствие участка дороги техническим регламентам не был представлен Администрацией вопреки предписаниям части 1 статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на что правильно обратили внимание судебные инстанции.
Ссылки автора кассационной жалобы на предпринимаемые меры по организации водоотведения не опровергают выводы судов о незаконном бездействии органа местного самоуправления по приведению дорог в нормативное состояние в течение длительного времени. Предпринимаемые органом местного самоуправления действия, на которые ссылается автор кассационной жалобы, не могут быть признаны ни исчерпывающими, ни своевременными, на что, фактически, и указали судебные инстанции.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 3 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 6 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Старооскольского городского округа Белгородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 3 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.