Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Кривенкова О.В, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Семенова В. П. на решение Обнинского городского суда Калужской области от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 8 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области к Семенову В. П. о взыскании налогов и пени.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Калужской области (далее также - Межрайонная ИФНС России N 6 по Калужской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Семенова В.П. задолженность по земельному налогу за 2020 год в отношении земельных участков с кадастровым номером N по адресу: "адрес", с кадастровым номером N по адресу: "адрес" с кадастровым номером N по адресу: "адрес" в размере 68 110 рублей, пени в размере 235, 88 рублей, а также задолженность по земельному налогу за 2020 год в отношении земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" в размере 114 610 рублей, пени в размере 372, 48 рублей.
Решением Обнинского городского суда Калужской области от 27 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 8 июня 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено. С Семенова В.П. в пользу Межрайонной ИФНС России N 6 по Калужской области взыскана задолженность по земельному налогу за 2020 год в размере 68 110 рублей (ОКТМО 29623432), пени в размере 235, 88 рублей, задолженность по земельному налогу за 2020 год в размере 114 610 рублей (ОКТМО29623452), пени в размере 372, 48 рублей, государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 4 867 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 28 августа 2023 года через Обнинский городской суд Калужской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 14 сентября 2023 года, заявитель просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В жалобе указано на то, что судами неверно указана сумма подлежащего уплате земельного налога.
Утверждается, что налоговым органом пропущен срок для обращения к мировому судье с заявлением о взыскании налоговой задолженности, а данным доводам заявителя судами первой и апелляционной инстанций оценка не дана.
Также обращается внимание на то обстоятельство, что налоговым органом в отношении земельного участка с кадастровым номером 40:13:040701:2529 неверно применена ставка земельного налога - 1, 5 % от кадастровой стоимости, правовых оснований для ее применения налоговым органом не приведено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований к отмене обжалованных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в 2020 году в собственности Семенова В.П. находились земельные участки с кадастровым номером N по адресу: "адрес", с кадастровым номером N по адресу: "адрес", с кадастровым номером N по адресу: "адрес", с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Расчет земельного налога в отношении каждого из принадлежащих Семенову В.П. земельных участков налоговым органом произведен, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, по следующей формуле: СН=КСхНст, где СН - сумма налога, подлежащая уплате, КС - кадастровая стоимость земельного участка, Нст - налоговая ставка (%) на конкретной территории в отношении конкретной категории земельного участка.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года N 54163567 со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2021 года, в котором рассчитан земельный налог за 2020 год в размере 73 369 рублей по ОКТМО 29623432, в размере 114 610 рублей по ОКТМО 29623452, а всего - в размере 187 979 рублей. При этом суммы земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N исчислены, исходя из налоговой ставки 0, 3% от кадастровой стоимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером N - 1, 5% от кадастровой стоимости. В отношении земельного участка с кадастровым номером N применен налоговый вычет в размере 107 914 рублей.
9 декабря 2021 года административным ответчиком произведена оплата земельного налога в размере 947 рублей и 1 111 рублей, а всего 2 058 рублей.
В связи с неуплатой земельного налога в установленный срок в полном объеме Семенову В.П. направлено требование N 51700 по состоянию на 15 декабря 2021 года об уплате земельного налога (с учетом уплаченной суммы в размере 2 058 рублей и наличия положительного сальдо в размере 1 рубль) в сумме 185 920 рублей (187 979 рублей - 2 058 рублей - 1 рубль) и начисленных пени в размере 608, 36 рублей со сроком уплаты до 1 февраля 2022 года.
Требование налогового органа административным ответчиком не исполнено.
Согласно копии почтового конверта и списку внутренних почтовых отправлений N 38 налоговый орган посредством почтовой связи 1 марта 2022 года направил мировому судье судебного участка N 16 Обнинского судебного района Калужской области заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Семенова В.П. указанной выше задолженности.
7 сентября 2022 года мировым судьей судебного участка N 16 Обнинского судебного района Калужской области выдан судебный приказ о взыскании с Семенова В.П. задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2020 год в размере 68 110 рублей и пени в размере 235, 88 рублей; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2020 год в размере 114 610 рублей и пени в размере 372, 48 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка N 16 Обнинского судебного района Калужской области от 30 сентября 2022 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
С настоящим административным иском в Обнинский городской суд Калужской области налоговый орган обратился 28 октября 2022 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, выводы которого суд апелляционной инстанции признал правильными, руководствуясь положениями статей 19, 48, 69, 75, 387-391, 396, 397 Налогового Кодекса Российской Федерации, учитывая установленные по делу обстоятельства, исходил из наличия оснований для взыскания с Семенова В.П. задолженности по земельному налогу и пени.
При этом городской суд принял во внимание, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности с административного ответчика в принудительном порядке, в связи с чем, было подано заявление о выдаче судебного приказа, а после его отмены предъявлен настоящий административный иск в суд.
Проверяя решение суда по доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции сделал заключение о том, что регламентируемый законодательством срок для обращения с административным иском в суд налоговым органом соблюден, размер задолженности по уплате налога и пени налоговым органом определен верно.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что земельный участок с кадастровым номером N относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". При этом в ходе проверки соблюдения требований земельного законодательства, проведенной Управлением Россельхознадзора по Калужской области в 2017 году, было выявлено ненадлежащее использование указанного земельного участка и его предыдущий собственник привлечен к административной ответственности за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель и за неисполнение в установленный срок законного предписания государственного инспектора отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области, обязывающего провести мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, кустарником и сорной растительностью на земельном участке с кадастровым номером N.
Нарушение, установленное в рамках проведенной Управлением Россельхознадзора по Калужской области в 2017 году проверки, не устранено, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 6 июня 2023 года в отношении указанного земельного участка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, решением Сельской Думы с. Коллонтай Малоярославецкого района Калужской области от 19 ноября 2019 года N 45, суд апелляционной инстанции сделал заключение, что применение административным истцом при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером N налоговой ставки 1, 5% являлось обоснованным.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, что обусловлено следующим.
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного требования Конституции Российской Федерации (статья 57).
Понятие налога определено в пункте 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей в момент возникновения административного спора), а сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу (пункт 1 статьи 57 названного Кодекса).
Пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов обеспечивается способами, перечисленными в главе 11 Налогового кодекса Российской Федерации. Одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов являются пени, порядок начисления которых установлен статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате недоимки признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом (пункт 1 статьи 388 поименованного Кодекса).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 390).
В абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0, 3 процента в отношении земельных участков, в частности, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Как следует из данной нормы Налогового кодекса Российской Федерации, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0, 3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении "прочих земель" и не превышающей 1, 5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).
По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
Согласно пункту 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Неисполнение налогоплательщиками в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 48) и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (статья 286).
Таким образом, взыскание с физического лица недоимки по налогам заключается в поэтапном выполнении требований налогового законодательства: направлении налогоплательщику уведомления, а затем и требования об уплате недоимки, неисполнение которого обусловливает возможность обращения налогового органа в судебные органы.
Суды, руководствуясь приведенными положениями налогового законодательства, достоверно установив, что административным ответчиком не выполнена обязанность по уплате недоимки по земельному налогу за 2020 год, проверив порядок, процедуру взыскания, расчет задолженности, сроки обращения в суд, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований налогового органа.
Изложенные в решении и апелляционном определении выводы являются мотивированными, основанными на анализе исследованных доказательств, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы заявителя о пропуске налоговым органом срока на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа подлежат отклонению, поскольку с учетом установленного в требовании об уплате налога срока его исполнения до 1 февраля 2022 года и обращения к мировому судье 1 марта 2022 года установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок Межрайонной ИФНС России N 6 по Калужской области соблюден.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
При таких данных, обжалуемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Обнинского городского суда Калужской области от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 8 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Семенова В. П. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.