Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 20 июня 2023 года по делу по исковому заявлению прокурора Заводского района города Саратова в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области и администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, объяснения представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области Дяденко О.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя управления защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования "Город Саратов" Кондакова Н.К и прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Заводского района города Саратова, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее также - ТУ Росимущества в Саратовской области, Территориальное управление) и администрации муниципального образования "Город Саратов" по непринятию мер к обеспечению учета и внесению в реестр федерального имущества объекта федеральной собственности - защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 64-01-02-072-000, расположенного по адресу: "адрес"; обязать ТУ Росимущества в Саратовской области и администрацию муниципального образования "Город Саратов" обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 64-01-02-072-000, расположенного по адресу: "адрес", как объекта федеральной собственности.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в силу закона защитные сооружения гражданской обороны являются федеральной собственностью. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы осуществляют полномочия собственника в отношении указанного имущества. Прокуратурой Заводского района города Саратова проведена проверка исполнения законодательства при использовании государственной собственности, законодательства о гражданской обороне при эксплуатации и содержании защитных сооружений гражданской обороны, по результатам которой установлено, что в ГУ МЧС России по Саратовской области состоит на учете с инвентарным номером 64-01-02-072-000 защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: Саратов, ул. им. "адрес" Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт защитного сооружения. Однако по информации ТУ Росимущества в "адрес" защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 64-01-02-072-000 не значится в реестре федерального имущества и на учете как объект федеральной собственности не состоит. Информация о правообладателе (балансодержателе) и о передаче прав на данный объект третьим лицам отсутствует. Прокуратурой района с участием отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Саратову УНД и ПР Главного управления МЧС России по Саратовской области проведена проверка указанного объекта, в ходе которой выявлены технические характеристики и признаки защитного сооружения гражданской обороны с имеющимися нарушениями требований к его содержанию и использованию.
Нахождение защитного сооружения гражданской обороны в ненадлежащем состоянии обусловлено, в том числе отсутствием учета, в результате чего в отношении объекта не осуществляются мероприятия, направленные на его содержание в состоянии, обеспечивающим готовность к приему укрываемых, использованию в соответствии с задачами, для которых создавался данный объект, что фактически приводит к утрате его защитных свойств, о чем свидетельствует проведенная прокуратурой района проверка.
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 16 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 20 июня 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Саратовской области по учету и внесению в реестр федерального имущества защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 64-01-02-072-000, расположенного по адресу: "адрес" На Территориальное управление возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести учет и внесение в реестр федерального имущества указанного объекта. В удовлетворении административных исковых требований к администрации муниципального образования "Город Саратов" отказано.
В кассационной жалобе, поданной 19 сентября 2023 года через Октябрьский районный суд города Саратова, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 сентября 2023 года, ТУ Росимущества в Саратовской области просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. Полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку указанный объект включен в перечень имущества, которое подлежит передаче в муниципальную собственность. Судом первой инстанции не обоснован срок, установленный Территориальному управлению для исполнения возложенной на него обязанности, не выяснено, существует ли защитное сооружение гражданской обороны как объект недвижимости. Отсутствуют доказательства нарушения прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
"адрес" на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) основными задачами в области гражданской обороны являются, в числе прочего, предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В соответствии со статьей 6 Закона о гражданской обороне порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Статьей 7 Закона о гражданской обороне предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В соответствии с пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежища.
Согласно абзацу второму пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 (далее - Правила), статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны.
Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт защитного сооружения гражданской обороны, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту защитного сооружения гражданской обороны являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (пункт 2.2 Правил).
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Следовательно, до передачи защитных сооружений гражданской обороны в установленном порядке в государственную собственность субъекта Российской Федерации либо в муниципальную собственность они относятся к федеральной собственности.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Согласно пункту 5.12 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минфина России от 7 ноября 2022 года N 156н, названный орган осуществляет действия по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, в том числе в отношении защитных сооружений гражданской обороны.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 сентября 2009 года N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", утратившим силу в связи с изданием приказа Росимущества от 23 июня 2023 года N 131 "Об утверждении положений о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом", утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4 Положения ТУ Росимущества в Саратовской области осуществляет полномочия собственника, в том числе в отношении федерального имущества, расположенного на территории Саратовской области.
Согласно пункту 4.9 Положения ТУ Росимущества в Саратовской области осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес" расположено защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 64-01-02-072-000. Данный объект является федеральной собственностью, требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что защитное сооружение гражданской обороны является федеральной собственностью, в отношении которого полномочия собственника осуществляет ТУ Росимущества в Саратовской области, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Заводского района города Саратова и возложении на Территориальное управление обязанности устранить нарушения законодательства.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка.
Доводы административного ответчика о том, что обязанность по поддержанию надлежащего состояния защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 64-01-02-072-000 и обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на администрацию муниципального образования "Город Саратов", равно как и доводы о предъявлении требований к ненадлежащему ответчику, являются несостоятельными.
Судами установлено и из материалов дела следует, что защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 64-01-02-072-000 в силу приведенных норм законодательства является федеральной собственностью, в отношении которого полномочия собственника осуществляет ТУ Росимущества в Саратовской области. В установленном законом порядке данное имущество иному лицу не передано, балансодержатель отсутствует.
Довод жалобы о том, что согласно Перечня защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до 21 января 1992 года, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Феде или муниципальных образований, указанный объект передается в собственность муниципального образования "Город Саратов", не может быть принят во внимание. Из материалов дела следует, что защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 64-01-02-072-000 в государственную собственность субъекта Российской Федерации либо в муниципальную собственность не передано. Согласно информации администрации муниципального образования "Город Саратов" (л.д.113, 158-160) в реестре муниципальной собственности указанный объект не значится. Для рассмотрения вопроса о передаче защитных сооружений гражданской обороны в собственность муниципального образования "Город Саратов" необходимо обращение ТУ Росимущества в Саратовской области с представлением документов, подтверждающих нахождение названных объектов в реестре федерального имущества, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Вопреки доводам жалобы судами установлено и из материалов дела следует, что защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 64-01-02-072-000 существует, что подтверждено, в том числе результатами прокурорской проверки.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что шестимесячный срок для выполнения возложенных на ТУ Росимущества в Саратовской области обязанностей при установленных по делу фактических обстоятельствах с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса является разумным.
В данном случае бездействие ТУ Росимущества в Саратовской области является незаконным, поскольку в результате непринятия указанных мер, предусмотренных приведенными нормами права, объект гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии, не готов к использованию по назначению, а именно - защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, что нарушает права неопределенного круга лиц и интересы Российской Федерации.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об обратном направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судов по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьями 310, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 20 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.