Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Ендовицкой Е.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исмаиловой А Г на решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 1 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 28 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России N 9 по Московской области к Исмаиловой А Г о взыскании налогов и пени.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
межрайонная ИФНС России N 9 по Московской области (далее МИФНС России N 9 по Московской области, инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Исмаиловой А.Г. задолженность по земельному налогу за 2020 год в размере 181 054 руб, пени в размере 362 руб. 11 коп.; транспортному налогу за 2020 год в размере 40 800 руб, пени в размере 81 руб. 60 коп.; налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 15 357 руб, пени в размере 30 руб. 71 коп.; пени по земельному налогу за 2016 год в размере 15 597 руб. 10 коп, за 2017 год в размере 5 640 руб. 10 коп, за 2018 год в размере 10 260 руб. 90 коп, за 2019 год в размере 4 867 руб. 32 коп.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 289 руб. 12 коп, за 2018 год в размере 562 руб. 36 коп, за 2019 год в размере 375 руб. 29 коп.
Требования мотивированы тем, что Исмаилова А.Г. является собственником движимого и недвижимого имущества, на которое исчислены соответствующие налоги, несмотря на направление ей налоговых уведомлений, требований и обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, обязанность по уплате налогов и пени не исполнила.
Решением Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 1 марта 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 28 июня 2023 года решение суда изменено в части взыскания с Исмаиловой А.Г. транспортного налога за 2020 год, пени по транспортному налогу за 2020 год в размере 6 руб. 80 коп. Установлен размер 40 800 руб. и 81 руб. 60 коп. соответственно.
В кассационной жалобе, поданной 22 сентября 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 4 октября 2023 года, Исмаилова А.Г. просит отменить судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что транспортное средство передано взыскателю ПАО Банк Зенит, что подтверждается актом о передаче нереализованного имущества от 28 февраля 2020 года, в связи с чем, была лишена права владения, пользования и распоряжения автомобилем. Фактически право собственности на автомобиль было прекращено. Полагает, что освобождается от уплаты транспортного налога за 2020 год по указанному транспортному средству.
На кассационную жалобу от МИФНС N 18 по Московской области поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований к отмене судебных актов не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, за Исмаиловой А.Г. в спорные периоды были зарегистрированы в собственности автомобили, земельные участки и объекты недвижимости.
МИФНС России N 9 по Московской области был начислен и предъявлен к взысканию налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 15 357 руб, транспортный налог за 2020 год в размере 40 800 руб. и земельный налог за 2020 год в размере 181 054 руб.
Исмаиловой А.Г. по данным налогам направлены налоговые уведомления от 29 июля 2019 года N, от 23 августа 2019 года N, от 1 сентября 2020 года N и от 1 сентября 2021 года N с указанием срока для добровольной уплаты суммы задолженности.
В установленный законом срок Исмаилова А.Г. обязанность по уплате налогов не исполнила, в связи с чем, 12 декабря 2021 года в ее адрес было направлено требование N32004 об уплате налогов с установленным сроком для добровольного исполнения до 11 января 2022 года; 22 июня 2021 года направлено требование N об уплате налогов с установленным сроком для добровольного исполнения до 9 ноября 2021 года.
Требования инспекции административный ответчик в установленный срок также не выполнил, обратного суду не представил.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 21 февраля 2020 года автомобиль марки "Ауди Q7" был передан взыскателю по исполнительному производству ПАО Банк "Зенит" по акту от 28 февраля 2020 года, однако, в органе ГИБДД был зарегистрирован на административного ответчика до 28 января 2022 года.
В апреле 2022 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка N235 Серебряно-Прудского судебного района Московской области с заявлением о взыскании с Исмаиловой А.Г. недоимки по налогам.
Определением мирового судьи судебного участка N 235 Серебряно- Прудского судебного района Московской области от 28 декабря 2022 года был отменен судебный приказ от 27 апреля 2022 года N 2а-624/2022 по заявлению МИФНС России N 9 по Московской области о взыскании с Исмаиловой А.Г. недоимки по обязательным платежам.
Административное исковое заявление было подано в суд 2 февраля 2023 года.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что административным ответчиком доказательств, опровергающих доводы административного истца о возникновении у него обязанности по уплате задолженности, правильность произведенного налоговой инспекцией расчета, не представлено, пени рассчитаны в установленном законом порядке.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда, указал на размер взысканной недоимки по транспортному налогу в размере 40 800 руб. и пени в размере 81 руб. 60 коп.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
При несвоевременной уплате налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (абзац 1 пункта 3 названной статьи).
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 356).
В части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац третий пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, в том числе на здание, строение, сооружение.
В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе жилое помещение (квартира, комната), иное здание, строение, помещение.
Порядок исчисления налога установлен статьей 408 Налогового кодекса Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (часть 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов об удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что Исмаилова А.Г. фактически утратила право собственности на автомобиль Ауди Q7, в связи с чем не является плательщиком транспортного налога, несостоятелен и не основан на законе.
Так, согласно вышеприведенным нормам закона, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Доказательств, подтверждающих снятие Исмаиловой А.Г. транспортного средства Ауди Q7 с регистрационного учета, а также наличия каких-либо препятствий для обращения в органы ГИБДД с соответствующим заявлением о прекращении за ней регистрации автомобиля в суд административным ответчиком не представлено.
Разрешая спорные правоотношения, судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана им по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными.
Несогласие заявителя с произведенной судами оценкой доказательств в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены или изменения постановленных решений в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 1 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 28 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Исмаиловой А Г - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.