Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Ендовицкой Е.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Щелково Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Самойловой И Н, Сидоровой Е В, Конар С И, Жевлакова Л М к администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, объяснения представителя Самойловой И.Н, Сидоровой Е.В, Конар С.И, Жевлакова Л.М. - адвоката Васьяновой И.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Самойлова Н.Н, Сидорова Н.В, Конар С.И, Жевлаков Л.М. обратились с административным иском, в котором просили признать незаконным бездействие по постановке на учет бесхозяйного имущества.
В обоснование заявленных требований указано, что являются собственниками жилых домов, расположенных по адресу: "адрес". После приемки в эксплуатацию со стороны МУП городского округа Щелково "Межрайонный Щелковский Водоканал" административным истцам были выданы абонентские книжки, открыты лицевые счета N N (Самойлова И.И.), N N (Сидорова Е.B.), N N (Жевлаков Л.М.), N N (Конар С.М.) на пользование системой центральной канализации, заключены договоры холодного водоснабжения и водоотведения, административными истцами ежемесячно вносится плата за пользование системой водоснабжения и водоотведения. На протяжении длительного периода времени административные истцы, являющиеся добросовестными пользователями коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, осуществляли оплату указанных коммунальных услуг в ресурсоснабжающую организацию МУП городского округа Щелково "Щелковский водоканал" и исходили из того, что обслуживающей организацией указанной канализационной системы является МУП городского округа Щелково "Щелковский водоканал" (ООО "Щелковский водоканал), в соответствии с условиями заключенных договоров на водоснабжение и водоотведение. Между тем, в настоящее время установлено, что данная канализационная сеть является бесхозяйной, так как не принята на баланс ресурсоснабжающей организации МУП городского округа Щелково "Щелковский водоканал".
Решением Щелковского городского суда Московской области от 23 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 июля 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 19 сентября 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, 9 октября 2023 года, администрация городского округа Щелково Московской области просит отменить состоявшиеся судебные постановления, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. Указывает, что ни административные истцы, ни МУП городского округа Щелково "Щелковский водоканал" не отрицали факт строительства спорной канализационной сети на средства индивидуальных застройщиков. Спорная сеть находится в фактическом владении и пользовании административных истцов, которые обращались в суд с иском о признании права собственности на указанную канализационную сеть. Кроме того, отсутствие права собственности на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
На кассационную жалобу Самойловой И.Н, Сидоровой Е.В, Конар С.И, Жевлаковым Л.М. поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что Самойлова И.Н, Сидорова Е.В, Конар С.И, Жевлаков Л.М. являются собственниками жилых домов, расположенных по адресу: "адрес" соответственно.
В 2002 году МУП "Щелковский водоканал" выдал административным истцам технические условия, со стороны МУП "Щелковский водоканал", в соответствии с которыми предписано запроектировать водоотведение в действующую канализационную линию диаметром 150 мм, подключение произвести в существующем колодце (пункты 4 и 5 технических условий).
Из текста технических условий следует, что по состоянию на дату их выдачи административным истцам канализационная сеть уже являлась действующей.
Представитель МУП городского округа Щелково "Межрайонный Щелковский Водоканал" подтвердил в судебном заседании, что данная канализационная сеть построена в 1999 году, после чего МУП "Щелковский водоканал" начал выдавать технические условия о подключении строящихся жилых домов в уже действующей канализационной сети.
На основании актов приемочной комиссии о приёмке законченных строительством индивидуальных жилых домов в эксплуатацию, составленных администрацией Щелковского района с участием представителей заинтересованных служб, жилые дома административных истцов были приняты в эксплуатацию без замечаний. Из содержания актов приёмочной комиссии следует, что жилые дома административных истцов подключены к действующей централизованной канализационной сети.
После приемки в эксплуатацию жилых домов со стороны МУП городской округ Щелково "Межрайонный Щёлковский Водоканал" административным истцам были выданы абонентские книжки, открыты лицевые счета N N (Самойлова И.Н.), N N (Сидорова Е.В.), N N (Жевлаков Л.М.), N N (Конар С.М.) на пользование системой центральной канализации. С административными истцами заключены договоры холодного водоснабжения и водоотведения. Административными истцами ежемесячно вносится плата за пользование системой водоснабжения и водоотведения.
Согласно условиям договоров холодного водоснабжения и водоотведения, заключенных административными истцами с МУП городской округ Щелково "Межрайонный Щелковский водоканал", ресурсоснабжающая организация обязана поставлять потребителям (административным истцам) коммунальную услугу (коммунальные услуги) по холодному водоснабжению и водоотведению (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 23 договора холодного водоснабжения и водоотведения, заключенного административными истцами с МУП городского округа Щелково "Межрайонный Щелковский водоканал", а также в соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации МУП городского округа Щелково "Щелковский водоканал" (являющимися приложениями к договорам холодного водоснабжения и водоотведения), границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности для сетей водоотведения является врезка в лоток канализационного колодца.
Из представленного инвентарно-правового дела БТИ на спорную канализационную сеть N следует, что Щелковским БТИ в установленном законом порядке был произведен технический учёт хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 661, 9 кв. м, лит. Л, расположенной по адресу: "адрес", с инвентарным номером N.
Из технического плана БТИ на спорное сооружение (хозяйственно-бытовую канализацию) следует, что жилые дома административных истцов подключены к данной канализационной системе в месте расположения канализационных колодцев. За пределами канализационных колодцев, в которых осуществлена врезка административных истцов в хозяйственно-бытовую канализацию, зона балансовой ответственности административных истцов отсутствует.
Факт приема МУП городского округа Щелково "Межрайонный Щелковский водоканал" сточных вод от собственников жилых домов по ул. "адрес", водоотведение которых осуществляется по спорной хозяйственно-бытовой канализации, свидетельствует о том, что указанная канализационная сеть (хозяйственно-бытовая канализация) фактически является частью централизованной системы водоотведения.
При этом спорная канализационная система является врезанной в централизованную систему водоотведения - в месте расположения существующего колодца К-ввод, расположенного в ВЗУ N 2 (владельцем указанных объектов являлся МУП городского округа Щелково "Межрайонный Щелковский водоканал", а в настоящее время в соответствии с Законом Московской области от 28 декабря 2022 года N 254/2022-03 "Об утверждении заключения концессионного соглашения от 25 ноября 2022 года N1 в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ Щелково Московской области" все централизованные системы водоснабжения и водоотведения городского округа Щелково Московской области переданы обществу с ограниченной ответственностью "Щелковский водоканал").
17 марта 2023 года административными истцами в адрес администрации городского округа Щелково было направлено обращение о принятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 661, 9 кв. м, лит. Л, расположенной по адресу: "адрес", с инвентарным номером N и назначить соответствующую ресурсоснабжающую организацию, сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями, или гарантирующую организацию в системе водоснабжения и (или) водоотведения, в которую входят указанные бесхозяйные сети и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей, на период оформления права муниципальной собственности на выявленную бесхозяйную канализационную сеть.
7 апреля 2023 года административным ответчиком был направлен ответ, из содержания которого следует, что спорная канализационная сеть не обладает признаками бесхозяйной вещи, так как по сведениям, имеющимся в распоряжении администрации городского округа Щелково, указанная канализационная сеть построена на средства индивидуальных застройщиков и проходит по земельным участкам, находящимся в частной собственности.
Также из материалов дела следует, что технические условия на подключение строящихся жилых домов административных истцов выдавались в отношении уже действующей канализационной сети, которая была построена ранее (в 1999 году).
Административные истцы являются абонентами по договорам водоснабжения и водоотведения, заключенными с МУП городского округа Щелково "Межрайонный Щелковский Водоканал" и вносят плату за транспортировку хозяйственно-бытовых отходов.
В соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности, зона балансовой ответственности административных истцов и иных лиц, подключенных в хозяйственно-бытовой канализации, заканчивается их канализационными колодцами.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что спорная канализационная сеть имеет все признаки бесхозяйного имущества, а именно: отсутствие государственной регистрации права собственности на неё и отсутствие правопритязаний иных лиц, заявляющих о себе как о собственниках (застройщиках) указанной канализационной сети. Орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, обязан выявлять бесхозяйные канализационные сети, принимать их на учет, и до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления - определить соответствующую организацию, сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями, или гарантирующую организацию в системе водоснабжения и (или) водоотведения, в которую входят указанные бесхозяйные сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку они сделаны на основе правильного применения норм материального права и надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 1 января 2017 года (далее Порядок).
Исходя из пункта 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
С учетом изложенного, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суды пришли к правильному выводу о незаконном бездействии администрации городского округа Щелково Московской области по не постановке на учет указанного бесхозяйного имущества.
Вопреки доводам кассационной жалобы факт существования спорного участка канализационной сети как объекта недвижимого имущества и его бесхозяйность судами установлен и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении административного иска. Разрешая спор, суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили законные и обоснованные решения; выводы судов являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств дела и имеющихся доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, в связи с чем, не могут быть признаны состоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного решения в кассационном порядке.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Щелково Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.