Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Ендовицкой Е.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Щелково Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Вознесенского Л С к администрации городского округа Щёлково Московской области, начальнику отдела архитектуры и градостроительства управления строительного комплекса администрации городского округа Щёлково Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" от 15 февраля 2023 года N N
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вознесенкий Л.С. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение администрации городского округа Щёлково Московской области об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" от 15 февраля 2023 года N.
Требования мотивированы тем, что 30 января 2023 года административным истцом направлено заявление о предоставлении муниципальной услуги "Признание садового дома жилым домом". Решением от 15 февраля 2023 года N административными ответчиками отказано в предоставлении муниципальной услуги, поскольку заключение по обследованию технического состояния садового дома не соответствует требованиям, предъявленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а именно: минимальные отступы от границ земельного участка в пределах которого разрешается строительство жилого дома, менее 3 метров.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 27 апреля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 июля 2023 года решение суда отменено. Принято новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 19 сентября 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 9 октября 2023 года, администрация городского округа Щелково Московской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда. Указывает, что решение вынесено законно и обоснованно. Заключением по обследованию технического состояния садового дома установлено, что спорное строение не соответствует градостроительным требованиям, нарушены минимальные противопожарные расстояния. Кроме того, нарушение градостроительных норм является признаком самовольной постройки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.
Судами установлено и подтверждается материалами административного дела, что Вознесенский Л.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 650 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства по адресу: "адрес", а также расположенного на данном земельном участке нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 254, 5 кв. м, наименование "жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на дачном земельном участке".
30 января 2023 года Вознесенский Л.С. обратился в администрацию городского округа Щелково Московской области с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Признание садового дома жилым домом".
Решением от 15 февраля 2023 года N администрации городского округа Щелково Московской области отказано в предоставлении муниципальной услуги "Признание садового дома жилым домом и жилого дома содовым домом" по основанию несоответствия документов по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации. В разъяснение причин отказа указано: заключение по обследованию технического состояния садового дома не соответствует требованиям, предъявленными частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а именно: минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которого разрешается строительство жилого дома, менее 3 метров.
С заявлением о предоставлении муниципальной услуги, административным истцом представлено заключение по обследованию технического состояния жилого строения N, подготовленное Балашихинским филиалом ГБУ Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации", в котором указано что расстояние от дома до северной границы составляет - 0, 60 м, до восточной границы - 2, 24 м, по северной границе до строения на смежном участке - 8, 3 м.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок рассмотрения и принятия оспариваемого решения соблюден, решение соответствует закону и принято уполномоченным органом, а при наличии выявленных нарушений градостроительных норм, административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Земельный участок с кадастровым номером N, на котором располагается спорный объект, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-2С, для которой минимальные отступы строения от границ земельного участка должны составлять 3 м. Исходя из совокупности приведенных положений закона, с учетом того, что заключением по обследованию технического состояния жилого строения выявлены нарушения градостроительных и противопожарных норм, пришел к выводу, что оспариваемое решение об отказе в переводе садового дома в жилой дом является обоснованным и законным, при выявленных нарушениях перевод садового дома в жилой дом не будет соответствовать требованиям градостроительного законодательства.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, указал, что оспариваемое решение не отвечает требованиям законодательства, в нем не приведены основания для отказа в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, перечень которых установлен пунктом 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Заключение по обследованию технического состояния жилого строения N не может быть положено в основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, на что указано в оспариваемом административным истцом решении.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (пункт 1 статьи 3).
В силу статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (части 1, 2, 3 статьи 23).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение), которым установлены требования к порядку признания садового дома жилым домом, в том числе перечень документов, необходимых для признания садового дома жилым домом, основания принятия решения об отказе в признании садового дома жилым домом.
В соответствии с пунктом 55 Положения садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.
Согласно пункту 56 Положения перечень документов, подлежащих представлению собственником для оказания соответствующей муниципальной услуги, включает: а) заявление; б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости; в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности (в случае признания садового дома жилым домом); г) нотариально удостоверенное согласие на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц).
Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов, указанных в пункте 56 названного Положения, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления (пункт 59 Положения).
Пунктом 61 Положения установлены основания для принятия решения об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.
Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в администрации регулируется Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утвержденным постановлением администрации от 22 сентября 2022 года N 2946 (далее - Административный регламент).
Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги содержится в подразделе 10.2 Административного регламента и является исчерпывающим.
В соответствии с подразделом 10.2.2. Административного регламента, основанием для отказа предоставления муниципальной услуги является несоответствие документов, указанных в подразделе 8 настоящего Административного регламента по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации.
Установлено, что согласно выводам заключения по обследованию технического состояния жилого строения N (для признания жилого строения жилым домом), составленного экспертом ГБУ Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации": в исследуемом доме было выявлено несоответствие минимально установленных расстояний от дома до границ участка: по сверенной и восточной границам (на смежных земельных участках строений нет). При этом противопожарные расстояния до строений, расположенных на смежных земельных участках соблюдены; противопожарные требования соблюдаются.
Также указано, что в исследуемом доме было выявлено несоответствие противопожарных расстояний от дома до строения на смежном участке по северной границе. Суммарная площадь застройки двух смежных участков, включая незастроенную площадь между ними, составляет 342 кв. м, что меньше значения допустимой площади этажа в пределах пожарного отсека жилого здания по СП. 13130.2020, равного 1800 кв. м. Таким образом, противопожарные расстояния между строениями на этих двух участках не нормируются.
Экспертом сделан вывод, что нежилое здание (жилое строение), расположенное по адресу: "адрес", принадлежащее Вознесенскому Л.С. на праве собственности, соответствует требованиям к надежности и безопасности, установленной частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", является пригодным для постоянного проживания и может быть признано жилым домом.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции сделан вывод, что заключение по обследованию технического состояния жилого строения N не может быть положено в основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, на что указано в оспариваемом административным истцом решении.
Поскольку спорное строение отвечает градостроительным и противопожарным требованиям, пригодно для постоянного проживания, принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок расположен на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства", данный вид разрешенного использования земельного участка позволяет размещение на нем как садового дома, так и жилого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного, у администрации Щелковского городского округа Московской области отсутствовали основания для отказа в признании садового дома жилым домом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права, а также нарушение норм процессуального права. По сути, доводы жалобы направлены на переоценку исследованных обстоятельств дела, представленных доказательств, а также сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом нижестоящей инстанции правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 июля 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Щелково Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.