Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Ендовицкой Е.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бурой Н А на решение Кировского районного суда г. Саратова от 13 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 31 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 20 по Саратовской области к Бурой Н А о взыскании налога и пени.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, объяснения Бурой Н.А. и ее представителя Яншина А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Межрайонной ИФНС России N 20 по Саратовской области Черекаевой М.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N 20 по Саратовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Бурой Н.А. страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 годы в сумме 49 945 рублей, пени в размере 8981 рубль 69 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 годы в сумме 10430 рублей, пени в размере 1476 рублей 01 копейка.
Требования мотивированы тем, что с 1 января 2017 года по настоящее время Бурая Н.А. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области в качестве арбитражного управляющего и в соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации обязана уплачивать как страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2017 года в размере 4590 рублей; 2018 года в размере 5840 рублей, так и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2017 года в размере 23400 рублей; 2018 года в размере 26545 рублей. Кроме того, при наличии просрочки исполнения данной обязанности Бурой Н.А. начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 8981 рублей 69 копеек, на обязательное медицинское страхование в размере 1476 рублей 01 копейка. В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в личный кабинет Бурой Н.А. направлено требование N по состоянию на 25 октября 2022 года по уплате страховых взносов и пени со сроком уплаты до 28 ноября 2022 года. По истечении срока исполнения требований, обязанность по уплате страховых взносов, пени налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем, административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа. 26 декабря 2022 года мировым судьей судебного участка N 1 Кировского района города Саратова выдан судебный приказ, который 10 сентября 2023 года отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 13 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 31 августа 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
Судебной коллегией по административным делам Саратовского областного суда принят отказ МРИ ФНС России N 20 от административного иска в части взыскания с Бурой Н.А. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 годы в размере 10430 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 годы в размере 49945 рублей. Решение суда в указанной части отменено, производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе, поданной 2 октября 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 9 октября 2023 года, Бурая Н.А, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что налоговым органом пропущен установленный законом срок для взыскания налоговой задолженности в судебном порядке, не установлены обстоятельства наличия и размера задолженности. Кроме того, судом незаконно принят отказ инспекции от административных исковых требований. Судом необоснованно отклонено ходатайство о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд.
На кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 20 по Саратовской области поданы письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что Бурая Н.А. с 29 марта 2016 года является членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих - арбитражным управляющим.
Бурая Н.А. является пользователем интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" с 21 мая 2021 года.
Выявив у налогоплательщика Бурой Н.А. недоимку по уплате страховых взносов, налоговый орган начислил пени, а также в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в адрес налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика Бурой Н.А. налоговым органом было направлено требование по состоянию на 25 октября 2022 года N об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года); страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в общем размере 60 375 рублей, пени - 10 457 рублей 70 копеек, сроком исполнения до 28 ноября 2022 года. При этом общий размер задолженности по состоянию на 25 октября 2022 года указан в сумме 165353 рубля 83 копейки.
Сторонами при разрешении спора не оспаривалось, что задолженность за 2019-2021 год административный ответчик погасил добровольно.
В связи с неисполнением требования, 26 декабря 2022 года налоговый орган обратился с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании с Бурой Н.А. недоимки по страховым взносам и пени.
Мировым судьей судебного участка N 1 Кировского района города Саратова 26 декабря 2022 года вынесен судебный приказ по делу N 2а-4029/2022, который определением мирового судьи от 10 февраля 2023 года отменен в связи с поступившими от Бурой Н.А. возражениями относительно его исполнения.
Административное исковое заявление поступило в суд 10 мая 2023 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок.
Из решения временно исполняющего обязанности заместителя руководителя УФНС России по Саратовской области от 28 июля 2023 года следует, что согласно информации, представленной налоговым органом, денежные средства, перечисленные Бурой Н.А. по платежным документам от 30 декабря 2022 года в сумме 34445 рублей и 8766 рублей, отражены на едином налоговом счете налогоплательщика в соответствии с нормами действующего законодательства. Данные суммы поступили в составе сводных платежных поручений от 31 декабря 2022 года N и N. Учитывая сроки прохождения информации об уплате платежей от кредитной организации, данные единого налогового счета, сведения об оплате страховых взносов сконвертированы 15 января 2023 года. Поступившая по квитанциям, представленным налогоплательщиком, оплата учтена в хронологическом порядке в соответствии с имеющейся задолженностью согласно подпункту 3 пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации по хронологии в счет погашения задолженности по страховым взносам за 2017 год и за 2018 год в части. Так, в счет задолженности за 2017 год учтена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере вид платежа "налог" за 2017 год по сроку уплаты 9 января 2018 года в сумме 23400 рублей, уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование вид платежа "налог" за 2017 год по сроку уплаты 9 января 2018 года в сумме 4590 рублей. В счет погашения задолженности за 2018 год оплата учтена в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год по сроку уплаты 9 января 2019 года в сумме 11045 рублей (из 26545 рублей), остаток задолженности составляет 15500 рублей. В счет погашения задолженности за 2018 год оплата в части страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год по сроку уплаты 9 января 2019 года, в сумме 4186 рублей (из 5850 рублей), остаток задолженности составляет 1664 рубля.
Оплаченные налогоплательщиком суммы страховых взносов - 43211 рублей (34445 рублей и 8766 рублей) поступили в бюджет и полностью учтены при выставлении требования N 1225 по состоянию на 25 мая 2023 года. В счет погашения задолженности за 2022 год оплата от 30 декабря 2022 года не учтена, так как более ранняя задолженность на момент поступления платежа не была учтена.
При таких обстоятельствах налоговый орган в суде апелляционной инстанции отказался от части заявленных административных исковых требований. В связи с чем, подлежат взысканию с Бурой Н.А. задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 1664 рубля, задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 15500 рублей.
Расчет пени произведен по формуле - количество дней просрочки х размер недоимки х 1/300% ставки ЦБ РФ. Пени по ОПС за 2017 год: 36 х 23400 х 0, 00025 = 210, 60 (с 19 сентября 2022 года по 24 октября 2022 года) Итого: 210, 60 (в связи с частичной уплатой пени административным ответчиком сумма пени изменена на 206, 80 рублей).
Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год была погашена административным ответчиком 31 декабря 2022 года (решение УФНС России по Саратовской области от 28 июля 2023 года.)
Пени по ОПС за 2018 год: 158 х 26545 х 0, 00025833 = 1083, 46 (с 10 января 2019 года по 16 июня 2019 года):
- 42 x 26545 x 0, 00025 = 278, 72 (с 17 июня 2019 года по 28 июля 2019 года)
- 42 х 26545 х 0, 00024167 = 269, 44 (с 29 июля 2019 года по 8 сентября 2019 года);
- 49 х 26545 х 0, 00023333 = 303, 49 (с 9 сентября 2019 года по 27 октября 2019 года);
- 49 х 26545 х 0, 00021667 = 281, 82 (с 28 октября 2019 года по 15 декабря 2019 года);
- 56 х 26545 х 0, 00020833 = 309, 69 (с 16 декабря 2019 года по 9 февраля 2020 года);
- 77 х 26545 х 0, 0002 = 408, 79 (с 10 февраля 2020 года по 26 апреля 2020 года);
- 56 х 26545 х 0, 00018333 = 272, 52 (с 27 апреля 2020 года по 21 июня 2020 года);
- 35 х 26545 х 0, 00015 = 139, 36 (с 22 июня 2020 года по 26 июля 2020 года);
- 238 х 26545 х 0, 00014167 = 895, 03 (с 27 июля 2020 года по 21 марта 2021 года);
- 35 х 26545 х 0, 00015 = 139, 36 (с 22 марта 2021 года по 25 апреля 2021 года);
- 50 х 26545 х 0, 00016667 = 221, 21 (с 26 апреля 2021 года по 14 июня 2021 года);
- 41 х 26545 х 0, 00018333 = 199, 53 (с 15 июня 2021 года по 25 июля 2021 года);
- 49 х 26545 х 0, 00021667 = 281, 82 (с 26 июля 2021 года по 12 сентября 2021 года);
- 42 х 26545 х 0, 000225 = 250, 85 (с 13 сентября 2021 года по 24 октября 2021 года);
- 56 х 26545 х 0, 00025 = 371, 63 (25 октября 2021 года по 19 декабря 2021 года);
- 56 х 26545 х 0, 00028333 = 421, 18 (с 20 декабря 2021 года по 13 февраля 2022 года);
- 14 х 26545 х 0, 00031667 = 117, 68 (с 14 февраля 2022 года по 27 февраля 2022 года);
- 42 х 26545 х 0, 00066667 = 743, 26 (с 28 февраля 2022 года по 10 апреля 2022 года);
- 23 х 26545 х 0, 00056667 = 345, 97 (с 11 апреля 2022 года по 3 мая 2022 года);
- 23 х 26545 х 0, 00046667 = 284, 92 (с 4 мая 2022 года по 26 мая 2022 года);
- 18 х 26545 х 0, 00036667 = 175, 20 (с 27 мая 2022 года по 13 июня 2022 года);
- 41 х 26545 х 0, 00031667 = 344, 64 (с 14 июня 2022 года по 24 июля 2022 года);
- 56 х 26545 х 0, 00026667 = 396, 41 (с 25 июля 2022 года по 18 сентября 2022 года);
- 36 х 26545 х 0, 00025 = 238, 91 (с 19 сентября 2022 года по 24 октября 2022 года) Итого: 8774, 89.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 рублей были взысканы в рамках судебного приказа N 2а-4029/2022, который был отменен 10 февраля 2023 года, налоговый орган в исковом порядке обратился за взысканием в настоящем административном исковом заявлении. Кроме того, данная задолженность была частично погашена административным ответчиком в размере 11045 рублей 31 декабря 2022 года (решение УФНС России по Саратовской области от 28 июля 2023 года). Пени по ОМС за 2018 год:
- 158 х 5840 х 0, 00025833 = 238, 37 (с 10 января 2019 года по 16 июня 2019 года);
- 42 х 5840 х 0, 00025833 = 61, 32 (с 17 июня 2019 года по 28 июля 2019 года);
- 42 х 5840 х 0, 00024167 = 59, 28 (с 29 июля 2019 года по 8 сентября 2019 года);
- 49 х 5840 х 0, 00023333 = 66, 77 (с 9 сентября 2019 года по 27 октября 2019 года);
- 49 х 5840 х 0, 00021667 = 62 (с 28 октября 2019 года по 15 декабря 2019 года);
- 56 х 5840 х 0, 00020833 = 68, 13 (с 16 декабря 2019 года по 9 февраля 2020 года);
- 77 х 5840 х 0, 0002 = 89, 94 (с 10 февраля 2020 года по 26 апреля 2020 года);
- 56 х 5840 х 0, 00018333 = 59, 96 (с 27 апреля 2020 года по 21 июня 2020 года);
- 35 х 5840 х 0, 00015 = 30, 66 (с 22 июня 2020 года по 26 июля 2020 года);
- 238 х 5840 х 0, 00014167 = 196, 91 (с 27 июля 2020 года по 21 марта 2021 года);
- 35 х 5840 х 0, 00015 = 30, 66 (с 22 марта 2021 года по 25 апреля 2021 года);
- 50 х 5840 х 0, 00016667 = 48, 67 (с 26 апреля 2021 года по 14 июня 2021 года);
- 41 х 5840 х 0, 00021667 = 43, 90 (с 15 июня 2021 года по 25 июля 2021 года);
- 49 х 5840 х 0, 00021667 = 62 (с 26 июля 2021 года по 12 сентября 2021 года);
- 42 х 5840 х 0, 000225 = 55, 19 (с 13 сентября 221 года по 24 октября 2021 года);
- 56 х 5840 х 0, 00025225 = 81, 76 (с 25 октября 2021 года по 19 декабря 2021 года);
- 56 х 5840 х 0, 00028333 = 92, 66 (с 20 декабря 2021 года по 13 февраля 2022 года);
- 14 х 5840 х 0, 00031667 = 25, 89 (с 14 февраля 2022 года по 27 февраля 2022 года);
- 42 х 5840 х 0, 00066667 = 163, 52 (с 28 февраля 2022 года по 10 апреля 2022 года);
- 23 х 5840 х 0, 00056667 = 76, 11 (с 11 апреля 2022 года по 3 мая 2022 года);
- 23 х 5840 х 0, 00046667 = 62, 68 (с 4 мая 2022 года по 26 мая 2022 года);
- 18 х 5840 х 0, 300036667 = 38, 54 (с 27 мая 2022 года по 13 июня 2022 года);
- 41 х 5840 х 0, 00031667 = 75, 82 (с 14 июня 2022 года по 24 июля 2022 года);
- 56 х 5840 х 0, 00026667 = 87, 21 (с 25 июля 2022 года по 18 сентября 2022 года);
- 36 х 5840 х 0, 00025 = 52, 56 (с 19 сентября 2022 года по 24 октября 2022 года);
Итого: 1476, 01.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5840 рублей были взыскан в рамках судебного приказа N 2а-4029/2022, который был отменен 10 февраля 2023 года, налоговый орган в исковом порядке обратился за взысканием в настоящем административном исковом заявлении. Кроме того, данная задолженность была частично погашена административным ответчиком в размере 4186 рублей 31 декабря 2022 года (решение УФНС России по Саратовской области от 28 июля 2023 года).
Таким образом, подлежали взысканию пени за неуплату задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 1476 рублей 01 копейка, пени за неуплату задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 годы в размере (206, 80 + 8774, 89) = 8981 рубль 69 копеек, поскольку последние начислялись до произведения Бурой Н.А. соответствующей оплаты страховых взносов (31 декабря 2022 года).
Иного расчета сторонами не представлено, материалами дела установлено, что в полном объеме уплата налоговых обязательств административным ответчиком произведена не была.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания задолженности, сроки обращения в суд за взысканием задолженности административным истцом не пропущены, имеются правовые основания для взыскания с Бурой Н.А. задолженности по оплате страховых взносов за указанный выше период и пени, рассчитанных на страховые взносы в размере, заявленном в административном иске налогового органа.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Согласно пункту 1 статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую указанным Федеральным законом N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 Кодекса лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно осуществляют исчисление и уплату налога на доходы физических лиц с сумм доходов, полученных от такой деятельности.
Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов за счет имущества физического лица предусмотрено статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений); по общему правилу такое взыскание возможно лишь в судебном порядке в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункты 2 и 3 данной статьи).
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
На основании пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2, действующая в период возникновения спорных правоотношений).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте втором пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац третий пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с иском о принудительном взыскании обязательных платежей не могут служить основанием для отмены судебных актов в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу части 3.1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 287, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным. Судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Судами первой и апелляционной инстанций указанный срок проверен, суды пришли к выводу о том, что установленный срок административным истцом при предъявлении административного иска к Бурой Н.А. о взыскании с последнего задолженности по страховым взносам пропущен не был.
Доводы административного ответчика о необходимости передачи настоящего дела по подсудности в Арбитражный суд отклоняются, поскольку арбитражные управляющие отнесены к категории налогоплательщиков, в отношении которых в силу пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является иная профессиональная деятельность, а не предпринимательская или экономическая деятельность, в связи с чем, заявление о взыскании страховых взносов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пунктам 1 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по требованию об уплате задолженности.
Учитывая, что Бурая Н.А. не является индивидуальным предпринимателем, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности в арбитражный суд.
Наличие в производстве Арбитражного суда Саратовской области дела по иску Бурой Н.А. об оспаривании требования налогового органа не опровергает выводы нижестоящих судов о подсудности настоящего спора суду общей юрисдикции.
Положениями статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено право административного истца отказаться от административного иска полностью или частично до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции (часть 2). Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит названному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).
Как следует из представленных материалов дела, отказ Межрайонной ИФНС России N 20 по Саратовской области от заявленных требований был обусловлен тем, что денежные средства, перечисленные Бурой Н.А. по платежным документам от 30 декабря 2022 года в сумме 34445 рублей и 8766 рублей поступили в составе сводных платежных поручений от 31 декабря 2022 года N и N. Поступившая по квитанциям, представленным налогоплательщиком, оплата учтена в хронологическом порядке в соответствии с имеющейся задолженностью согласно подпункту 3 пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации по хронологии в счет погашения задолженности по страховым взносам за 2017 год и за 2018 год в части.
Отказ от административного иска заявлен административным истцом добровольно, подписан лицом, уполномоченным на совершение такого процессуального действия, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц.
Публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.
Вопреки доводам жалобы, при таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о принятии отказа административного истца от иска и прекращении производства по делу в части.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами, поскольку, разрешая спорные правоотношения, судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана им по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 13 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 31 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бурой Н А - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.