Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Ендовицкой Е.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Завод железобетонных конструкций N 1" на решение Нижегородского областного суда от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "Завод железобетонных конструкций N 1" к региональной службе по тарифам Нижегородской области о признании недействующим решения в части.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение от 18 декабря 2020 года N54/88 "Об установлении обществу с ограниченной ответственностью "Заводские сети" (ИНН N), г. Нижний Новгород, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей г. Нижнего Новгорода" (далее - решение РСТ Нижегородской области от 18 декабря 2020 года N 54/88).
Решение РСТ Нижегородской области от 18 декабря 2020 года N 54/88 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 22 декабря 2020 года (N 16557-516-054/88) и опубликовано в сетевом издании газеты "Нижегородская правда" 28 декабря 2020 года (www.pravda-nn.ru).
Решением РСТ Нижегородской области от 18 декабря 2020 года N 54/88 установлены:
обществу с ограниченной ответственностью "Заводские сети" (ИНН 5256049340), г. Нижний Новгород, тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей г. Нижнего Новгорода в следующих размерах:
питьевая вода, руб./м3: 2021 год: с 01 января по 30 июня - 8, 69, с 01 июля по31 декабря - 9, 04; 2022 год: с 01 января по 30 июня - 9, 04, с 01 июля по 31 декабря - 9, 35; 2023 год: с 01 января по 30 июня - 9, 35, с 01 июля по 31 декабря - 9, 52; 2024 год: с 01 января по 30 июня - 9, 52, с 01 июля по 31 декабря - 9, 57; 2025 год: с 01 января по 30 июня - 9, 57, с 01 июля по 31 декабря - 9, 78;
питьевая вода, руб./м3, население (с учетом НДС): 2021 год: с 01 января по 30 июня - 10, 43, с 01 июля по 31 декабря - 10, 85; 2022 год: с 01 января по 30 июня - 10, 85, с 01 июля по 31 декабря - 11, 22; 2023 год: с 01 января по 30 июня - 11, 22, с 01 июля по 31 декабря - 11, 42; 2024 год: с 01 января по 30 июня - 11, 42, с 01 июля по 31 декабря - 11, 48; 2025 год: с 01 января по 30 июня - 11, 48, с 01 июля по 31 декабря - 11, 74;
техническая вода, руб./м3: 2021 год: с 01 января по 30 июня - 9, 01, с 01 июля по 31 декабря - 12, 80; 2022 год: с 01 января по 30 июня - 12, 80, с 01 июля по 31 декабря - 11, 72; 2023 год: с 01 января по 30 июня - 11, 72, с 01 июля по 31 декабря - 12, 19; 2024 год: с 01 января по 30 июня - 10, 37, с 01 июля по 31 декабря - 10, 77; 2025 год: с 01 января по 30 июня - 10, 77, с 01 июля по 31 декабря - 10, 94;
водоотведение (без учета очистки сточных вод), руб./м3: 2021 год: с 01 января по 30 июня - 5, 98, с 01 июля по 31 декабря - 6, 22; 2022 год: с 01 января по 30 июня - 6, 22, с 01 июля по 31 декабря - 6, 43; 2023 год: с 01 января по 30 июня - 6, 43, с 01 июля по 31 декабря - 6, 60; 2024 год: с 01 января по 30 июня - 6, 60, с 01 июля по 31 декабря - 6, 82; 2025 год: с 01 января по 30 июня - 6, 82, с 01 июля по 31 декабря - 7, 00;
водоотведение (с учетом очистки сточных вод путем гидрозолоудоления), руб./м3: 2021 год: с 01 января по 30 июня - 3, 89, с 01 июля по 31 декабря - 6, 23; 2022 год: с 01 января по 30 июня - 4, 05, с 01 июля по 31 декабря - 4, 21; 2023 год: с 01 января по 30 июня - 4, 21, с 01 июля по 31 декабря - 4, 38; 2024 год: с 01 января по 30 июня - 4, 38, с 01 июля по 31 декабря - 4, 44; 2025 год: с 01 января по 30 июня - 4, 44, с 01 июля по 31 декабря - 4, 60;
водоотведение, руб./м3 население (с учетом НДС): 2021 год: с 01 января по 30 июня - 28, 96, с 01 июля по 31 декабря - 31, 79; 2022 год: с 01 января по 30 июня - 31, 79, с 01 июля по 31 декабря - 32, 94; 2023 год: с 01 января по 30 июня - 32, 94, с 01 июля по 31 декабря - 33, 28; 2024 год: с 01 января по 30 июня - 33, 28, с 01 июля по 31 декабря - 34, 03; 2025 год: с 01 января по 30 июня - 34, 03, с 01 июля по 31 декабря - 34, 62 (пункт 3).
Решением РСТ Нижегородской области от 20 декабря 2021 года N 58/17 (опубликовано в сетевом издании "Нижегородская правда" 30 декабря 2021 года, www.pravda-nn.ru), в решение РСТ Нижегородской области от 18 декабря 2020 года N54/88 внесены изменения.
АО "ЗЖБК N1" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующими отдельные положения решения РСТ Нижегородской области от 18 декабря 2020 года N 54/88.
В обоснование заявленных требований указывало на то, что 01 января 2014 года между АО "ЗЖБК N1" и ООО "Заводские сети" был заключен договор водоотведения N, согласно которому ООО "Заводские сети" обязуется осуществлять прием сточных вод от АО "ЗЖБК N1" в свои канализационные сети, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в городскую систему канализации, а АО "ЗЖБК N1" обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены Договором.
Оплата за водоотведение осуществлялась в соответствии с условиями Договора на основании счетов, выставляемых к оплате. До 01 июля 2020 года счета за водоотведение выставлялись от ООО "Заводские сети" как "заводская канализация" (4, 4 руб./куб.м.), а по сетям АО "Нижегородский водоканал" как "городская канализация" (12, 42 руб./куб.м.).
Региональная служба по тарифам Нижегородской области по заявлению ООО "Заводские сети" утвердила новый тариф по водоотведению для ООО "Заводский сети", который объединил в себя тарифы двух независимых хозяйственных субъектов: "заводская канализация" (утвержденный ранее для ООО "Заводские сети" в размере 6, 36 руб./м3) и "городские канализации" (утвержденный ранее для АО "Нижегородский водоканал" в размере 22, 6 руб./м3) и устанавливал его с 01 января 2020 года в сумме 28, 96 руб./м3, с 01 июля 2021 года по 30 июня 2022 года - 31, 79 руб./м3, с 01 июля 2022 года - 33, 19 руб./м3. Согласно приложению N3 к решению РСТ Нижегородской области от 18 декабря 2020 года N54/88 в графе "Производственные расходы" на период с 01.01.2021 года по 31.12.2021 года заложена сумма 380 480, 93 тыс. руб, согласно решения РСТ Нижегородской области от 20 декабря 2019 года N64/20 в пункте 3 Мероприятия, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности в графе "Производственные расходы" на период с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года заложена сумма 51 055, 06 тыс. руб, что свидетельствует о превышении в 7, 5 раз.
Решением РСТ Нижегородской области от 18 декабря 2020 года N54/88, объединены тарифы "заводская канализация" и "городская канализация" с 01 января 2021 года, что привело к росту совокупного платежа за превышение нормативов в составе сточных вод на 455, 4%. Ранее ООО "Заводские сети" закономерно применяли для начисления за превышение нормативов в составе сточных вод согласно Договору N N от 01 октября 2014 года только для тарифа "заводская канализация". Вместе с тем, по Договору на прием сточных вод N от 01 октября 2004 года, заключенный между АО "Нижегородский водоканал" и ООО "Волгоэнергосбыт" (агент для ООО "Заводские сети") расчет платы для ООО "Заводские сети" за сверхнормативный сброс сточных вод осуществляется только по результатам проб и производственных анализов. Ежемесячные пробы и проведенные анализы, подтвержденные протоколами КХА (количественный анализ проб воды), не устанавливают факта превышения нормативов в составе сточных вод, тем самым АО "Нижегородский водоканал" не выставляет счета за превышение нормативов в составе сточных вод для ООО "Заводские сети". Однако ООО "Заводские сети", в независимости от результатов проб и производственных анализов между ООО "Заводские сети" и АО "Нижегородский водоканал" и в любых других случаях выставляют к оплате своим абонентам за превышение нормативов в составе сточных вод счета, в которых применяются новый объединенный тариф. Факт ежемесячной оплаты со стороны ООО "Заводские сети" в АО "Нижегородский водоканал" за превышение нормативов в составе сточных вод по контрольному колодцу КНС (канализационная насосная станция) АО "ЗЖБК N1" не установлено.
По мнению административного истца, использование объединенного тарифа в части применения его для начисления платы за превышение нормативов в составе сточных вод со стороны ООО "Заводские сети" является неправомерным, что приводит к неосновательному обогащению со стороны ООО "Заводские сети". Законным и обоснованным при начислении платы именно за превышение нормативов в составе сточных вод должен быть применен как было ранее и продолжительное время согласно Договору утвержденный тариф "Заводская канализация" для ООО "Заводские сети" без учета тарифа "городская канализация" для АО "Нижегородский водоканал".
В связи с изложенным, административный истец просил, с учетом уточнений, отменить решения РСТ Нижегородской области N от 18 декабря 2020 года в части утвержденного (объеденного) тарифа по водоотведению для ООО "Заводские сети" (ИНН N), г. Нижний Новгород с учетом тарифа АО "Нижегородский водоканал".
Решением Нижегородского областного суда от 16 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 21 сентября 2022 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (поступила 10 октября 2023 года), АО "Завод железобетонных конструкций N 1" ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду их незаконности и необоснованности, направление дела на новое рассмотрение. Со ссылкой на положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21, автор жалобы полагает, что суды не могли рассматривать административный иск, оценивая оспариваемый ненормативный акт с точки зрения его экономических обоснований, без учета требований административного регулирования, то есть порядка его принятия, соответствия требованиям нормативных актов вышестоящих органов. Указывало, что предметом настоящего спора является не экономическая составляющая расчета обжалуемого ненормативного акта, а административный порядок его принятия и применения к истцу. Полагает, что судом апелляционной инстанции были нарушены процессуальные права, выразившееся в обязании административного истца по доказыванию незаконности оспариваемого нормативного акта.
На кассационную жалобу региональной службой по тарифам Нижегородской области поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на нее, а также заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 поименованного Кодекса основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Разрешая возникший спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом, в пределах предоставленных полномочий, при отсутствии существенных нарушений процедуры его принятия и опубликования; спорные нормативы установлены не произвольно, а на основании их технико-экономического обоснования.
С указанными выводами следует согласиться.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года N 1154-э (далее - Регламент), с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных Минэкономразвития России и одобренных Правительством Российской Федерации.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Суды нижестоящих инстанций, давая оценку действиям административного ответчика, указали на то, что установление тарифа на водоотведение для ООО "Заводские сети" в 2021 году не привело к росту совокупного платежа АО "ЗЖБК N1" за услугу водоотведения. Основные показатели расчета необходимой валовой выручки и тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения АО "ЗЖБК N1", г. Нижний Новгород, на период регулирования 2021-2025 годов приведены в приложении к пункту 88 протокола заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области N54 от 18 декабря 2020 года. Нарушений положений пункта 29 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 допущено не было.
При этом судами отмечено, что принятию оспариваемого по настоящему административному делу решению предшествовало проведение региональной службой по тарифам Нижегородской области экспертизы по представленному ООО "Заводские сети" предложению об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Из данного экспертного заключения следует, что на основании предложения организации РСТ Нижегородской области в порядке, предусмотренном разделом 4 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 20113 года N 406, открыто дело об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на второй долгосрочный период регулирования с 01 января 2021 года по 31 декабря 2025 года. На основании условий и критериев применения методов регулирования, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, при регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организации применен метод индексации. Из данного экспертного заключения также следует, что обосновывающие затраты документы были представлены ООО "Заводские сети" в полном объеме согласно перечню, определенному пунктом 17 Порядка открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406. В процессе экспертной проверки предложенных ООО "Заводские сети" тарифов был определен перечень имущества, участвующего в формировании затрат при установлении тарифов в регулируемой деятельности, проанализированы ведение организацией учета затрат по видам деятельности и экономическая обоснованность расходов по отдельным статьям.
При определении объема холодного водоснабжения и водоотведения расчет произведен в соответствии Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э, и с учетом утвержденной постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 16 декабря 2015 года N 2859 схемы водоснабжения и водоотведения города Нижнего Новгорода на перспективу до 2025 года. Необходимая валовая выручка ООО "Заводские сети" на основании пункта 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, и пункта 11 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э, определена исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования.
Помимо этого, суд апелляционной инстанции отметил, что пункт 32 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 предусматривает, что орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что и было сделано регулирующим органом. Нарушений указанных положений допущено не было, поскольку протокол был размещен предусмотренный законодательством порядке.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку эти выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижегородского областного суда от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Завод железобетонных конструкций N 1" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.