Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Ефимовой Д.А. и Вербышевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаевой К.В, Исаева Р.Е. к администрации г.Тулы о признании на момент регистрации площади жилого дома, соответствующей учетной норме общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным распоряжения администрации города Тулы об исключении из участников программы по обеспечению жильем и признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, по кассационной жалобе администрации г. Тулы на решение Ленинского районного суда Тульской области от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 5 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, судебная коллегия
установила:
Исаева К.В. и Исаев Р.Е. обратились с исковым заявлением к администрации города Тулы о признании на момент регистрации площади жилого дома, соответствующей учетной норме общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Требования мотивировали тем, что на основании заявления Исаевой К.В. и Исаева Р.Е. от 27 марта 2019 года администрацией г.Тулы было принято решение о признании молодой семьи Исаевой К.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем 30 апреля 2019 года было вынесено постановление N 1456. 28 мая 2019 года Исаева К.В. и Исаев Р.Е. приобрели по договору купли-продажи с использованием заемных денежных средств жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". Постановлением администрации г.Тулы от 11 июня 2019 года молодая семья Исаевой К.В. была признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула" муниципальной программы муниципального образования город Тула "Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования город Тула". 24 января 2022 года Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в адрес Исаевой К.В. направлено уведомление с перечнем документов, необходимых для получения социальной выплаты по вышеуказанной подпрограмме, однако распоряжением администрации г.Тулы от 11 марта 2022 года N 1/1069-р молодая семья Исаевой К.В. исключена из участников указанной подпрограммы в связи с несоответствием площади жилого помещения, приобретенного с помощью заемных денежных средств, учетной норме общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Комиссия по признанию молодых семей участниками подпрограммы установила, что приобретенное Исаевой К.В. и Исаевым Р.Е. жилое помещение имеет площадь 42, 9 кв.м, тогда как на каждого члена семьи по условиям подпрограммы должно приходиться не менее 11 кв.м. Принимая во внимание состав семьи Исаевой К.В. из четырех человек, площадь приобретаемого жилого помещения не должна была быть менее 44 кв.м.
Решением Ленинского районного суда Тульской области от 28 ноября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным распоряжение администрации г.Тулы от 11 марта 2022 года N 1/1069-р "Об исключении молодой семьи Исаевой К.В. из участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула" муниципальной программы муниципального образования город Тула "Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования город Тула" в части исключения молодой семьи Исаевой К.В. в составе 4-х человек (Исаева К.В, супруг Исаев Р.Е, дети: Панкова Е.А. и Исаев М.Р.) из участников подпрограммы. Признана общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", приобретенного супругами, на момент регистрации права собственности соответствующей учетной норме общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения. На администрацию г.Тулы возложена обязанность восстановить молодую семью Исаевой К.В. в составе 4-х человек (Исаева К.В, супруг Исаев Р.Е, дети: Панкова Е.А. и Исаев М.Р.) в списках молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула" муниципальной программы муниципального образования город Тула "Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования город Тула".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 5 апреля 2023 г. решение Ленинского районного суда Тульской области от 28 ноября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации г. Тулы просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права при несоответствии выводов судов обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу судом не допущено.
При рассмотрении дела судами установлено, что на основании заявления Исаевой К.В. и Исаева Р.Е. от 27 марта 2019 года администрацией г.Тулы принято решение о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи Исаевой К.В. в составе 4-х человек (Исаева К.В, супруг Исаев Р.Е, дети: Панкова Е.А. и Исаев М.Р.).
Постановлением администрации г.Тулы N 1955 от 11 июня 2019 года молодая семья признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула" муниципальной программы муниципального образования город Тула "Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования город Тула".
28 мая 2019 года супруги Исаевы приобрели по договору купли-продажи с использованием заемных денежных средств жилой дом и земельный участок по адресу: "адрес", заключив кредитный договор с ПАО "Сбербанк".
По результатам заседания комиссии по жилищным вопросам администрации г.Тула 11 февраля 2022 года принято решение, что представленные заявителем документы подтверждают нуждаемость в улучшении жилищных условий молодой семьи Исаевой К.В. При этом комиссией было принято во внимание, что Исаевой К.В. и Исаевым Р.Е. с использованием заемных денежных средств приобретено жилое помещение по адресу: "адрес", на день заключения кредитного договора 28 мая 2019 года молодая семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением администрации г.Тулы от 11 марта 2022 года N 1/1069-р молодая семья Исаевой К.В. исключена из участников подпрограммы в связи с несоответствием площади жилого помещения, приобретенного с помощью заемных денежных средств, учетной норме общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Комиссия по признанию молодых семей участниками подпрограммы, по результатам заседания которой 18 февраля 2022 года принято оспариваемое распоряжение, установила, что приобретенное Исаевой К.В. и Исаевым Р.Е. жилое помещение имеет площадь 42, 9 кв.м, тогда как на каждого члена семьи по условиям подпрограммы должно приходиться не менее 11 кв.м. Принимая во внимание состав семьи из четырех человек, площадь приобретаемого жилого помещения не должна была быть менее 44 кв.м.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, сославшись на п.1.2, п.п. "е" п. 1.3 Положения об организации работы по реализации муниципальной программы муниципального образования город Тула "Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования город Тула" при реализации регионального проекта "Обеспечение жильем молодых семей", решение Тульской городской Думы от 22 июня 2005 г..N 67/1294 "О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения", на основании представленных в дело доказательств установил, что по состоянию на 7 февраля 2022 г, то есть до заседания комиссии по признанию молодых семей участниками подпрограммы 18 февраля 2022 г..площадь спорного жилого дома на момент регистрации права собственности за семьёй Исаевых составляет 66, 3 кв.м. При этом, со времени завершения строительства данного дома в 1958 г..он не реконструировался, новых пристроек к нему возведено не было, разница в площади дома, установленная в техническом плане и в техническом паспорте, обусловлена расчётом площади кадастровым инженером по внутреннему обмеру.
Указанные обстоятельства послужили основанием для признания незаконным оспариваемого распоряжения администрации города Тулы от 11 марта 2022 г..N 1/1069-р об исключении молодой семьи Исаевой К.В. из участников подпрограммы, Принимая во внимание, что несоответствие площади спорного жилого дома учетной норме общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, явилось единственным основанием для исключения молодой семьи из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула" муниципальной программы муниципального образования город Тула "Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования город Тула", суд принял решение о возложении на администрацию города Тулы обязанности восстановить молодую семью Исаевой К.В. в составе 4-х человек в списках молодых семей участников указанной подпрограммы без повторного рассмотрения заявления об участии в этой подпрограмме, поскольку на данный момент семья имеет в собственности жилье и признана нуждающейся в нем быть не может.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанции отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, государственной программы Тульской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Тульской области", утвержденной постановлением Правительства Тульской области от 29 декабря 2018 г. N 598, муниципальной программы муниципального образования город Тула "Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования город Тула", утвержденной постановлением администрации города Тулы от 21 января 2021 г. N 95, администрация города Тулы постановлением от 18 марта 2010 г. N 903 утвердила Положение об организации работы по реализации муниципальной программы муниципального образования город Тула "Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования город Тула" при реализации регионального проекта "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - Положение).
Положение устанавливает правила организации работы: по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий; по признанию молодых семей участниками муниципальной программы муниципального образования город Тула "Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования город Тула" при реализации регионального проекта "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - Программа); по формированию списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию город Тула; по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также использованию таких выплат.
В соответствии с п. 1.2 Положения участницей Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и 1 или более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; в) регистрация всех членов молодой семьи, включая детей, по месту постоянного жительства на территории муниципального образования город Тула на момент обращения; г) регистрация одного из супругов по месту постоянного жительства на территории муниципального образования город Тула не менее 5 лет, предшествующих дате обращения; д) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Из п.п. "е" п.1.3 Положения следует, что социальные выплаты используются, в том числе для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
В случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 1.3 настоящего Положения общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (жилой дом) не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома.
Решением Тульской городской Думы от 22 июня 2005 г. N 67/1294 "О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан, проживающих на территории муниципального образования город Тула, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Судами установлено, что по состоянию на дату заседания комиссии о предоставлении молодой семье Исаевых социальной выплаты, каких-либо других оснований, кроме как несоответствие площади спорного жилого дома учетной норме общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для исключения молодой семьи Исаевой К.В. и Исаева Р.Е. из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула" муниципальной программы муниципального образования город Тула "Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования город Тула" не имелось.
Вместе с тем, суды пришли к выводу, что на дату регистрации за Исаевыми права собственности на приобретенный ими посредством заемных денежных средств жилой дом, его площадь по состоянию на 7 февраля 2022 г. составляет 66, 3 кв.м. Администрация города Тулы после постановки лиц на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в программу "Молодая семья" один раз в год должна подтверждать нуждаемость в улучшении жилищных условий и финансовую стабильность таких лиц. С момента приобретения истцами спорного жилья в мае 2019 г. и дальнейшего включения Исаевых в программу "Молодая семья" в июне 2019 г. ранее не предлагала истцам предоставить документы, подтверждающие площадь приобретенного ими жилья.
В кассационной жалобе ответчик приводит доводы о пропуске истцами срока исковой давности при обжаловании распоряжении администрации города Тулы от 11 марта 2022 г. N 1/1069-р, которые аналогичны его доводам, приводимым в суде апелляционной инстанции, они являлись предметом рассмотрения суда и обоснованно отвергнуты со ссылкой на своевременное обращение за судебной защитой.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении указанных выше норм материального права с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора, установленных судами.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы обстоятельств спора не подтверждает нарушений судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, и не является достаточным основанием с учетом положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Обжалуемые судебные постановления являются законными, принятыми на основании правильного применения норм материального права, исходя из установленных по делу обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Тульской области от 28 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 5 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Тулы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.