Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2023 года гражданское дело N 2-7062/2022 по иску Спиридонова Игоря Владимировича к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении путевки, обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, по кассационной жалобе Спиридонова Игоря Владимировича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 июня 2023 года, и кассационной жалобе Министерства социального развития Московской области
на решение Щелковского городского суда Московской области от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 июня 2023 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В,
УСТАНОВИЛА:
Спиридонов И.В. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении путевки, обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 19 декабря 2022 года исковые требования Спиридонова И.В. удовлетворены частично. Постановлено признать за Спиридоновым И.В. право на получение социальной помощи в виде предоставлении путевки на лечение, согласно ФЗ N 178 "О государственной социальной помощи". На Министерство социальной развития Московской области возложена обязанность предоставить Спиридонову И.В. санаторно-курортную путевку за период 2021-2022 года на основании справки формы N 070/у от 22 июля 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 июня 2023 года решение Щелковского городского суда Московской области от 19 декабря 2022 года в части обязания Министерства социальной развития Московской области предоставить Спиридонову И.В. санаторно-курортную путевку за период 2021 год на основании справки формы N 070/у от 22 июля 2022 года отменено. В отмененной части принято по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Спиридонова И.В. об обязании Министерства социальной развития Московской области предоставить санаторно-курортную путевку за период 2021 год на основании справки формы N 070-у от 22 июля 2022 года отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной кассационной жалобе Спиридонов И.В. просит отменить апелляционное определение в части отказа в предоставлении санаторно-курортной путевки за 2021 год, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В поданной кассационной жалобе Министерство социального развития Московской области просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая на то, что предоставление путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется в порядке очередности, внеочередное предоставление путевки истцу нарушает права иных лиц.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 7 октября 2021 года Спиридонову И.В. установлена "данные изъяты" группа инвалидности по общему заболеванию на срок до 1 ноября 2022 года.
Согласно Индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Московской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N 70, Спиридонов И.В, проживающий по адресу: "адрес", нуждается в период с 7 октября 2021 года по 1 ноября 2022 года в санаторно-курортном лечении.
Истцу 22 июля 2022 года в Щелковской областной больнице выдана справка формы N 070/у для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
16 августа 2022 года Спиридонов И.В. получил решение Министерства социального развития Московской области N 299281 об отказе в предоставлении государственной услуги по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительство в Московской области по причине отсутствия у заявителя регистрации по месту жительства на территории Московской области.
Согласно паспорту Спиридонов И.В. зарегистрирован по адресу: "адрес", при этом, как фактически он вместе с семьей: женой и двумя детьми, проживает по адресу: "адрес".
Согласно справок от 18 ноября 2021 года N 1794685/21 и N 1794766/21, выданных ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области, истец состоит на учете как инвалид "данные изъяты" группы с 7 октября 2021 года по 31 октября 2022 года и получает ежемесячные денежные выплаты по месту жительства в Московской области.
Согласно ответу Фонда социального страхования Российской Федерации от 10 февраля 2022 года, с учетом указанных выше справок ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области, истец отсутствует в региональном сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по Саратовской области, в связи с чем, основания для обеспечения его СКЛ у Саратовского регионального отделения Фонда отсутствуют.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Спиридонова И.В, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение социальной помощи в виде предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на основании Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" по месту фактического проживания в Московской области, поскольку регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Вместе с тем, установив, что из справки N 126 от 22 июля 2022 года формы N 070/у усматривается срок ее действия с 22 июля 2022 года по 21 июля 2023 года, принимая во внимание, что нормами действующего законодательства, регулирующего порядок и условия предоставления санаторно-курортного лечения, возможность обращения с заявлением о предоставлении путевок за предыдущий период не предусмотрена, сведений об обращении истца в 2021 году за предоставлением указанной меры социальной поддержки в установленном законом порядке с предоставлением актуальной справки формы N 070/у материалы дела не содержат, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что возложение на ответчика обязанности предоставить санаторно-курортную путевку за период 2021 год на основании справки формы N 070/у от 22 июля 2022 г. является неправильным, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в указанной части.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций о возложении обязанности на Министерство социального развития Московской области предоставить Спиридонову И.В. санаторно-курортную путевку, основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ).
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В целях реализации Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, постановлением Правительства Московской области от 26 января 2011 года N61/2 утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее Порядок).
В соответствии с п.1 Порядка, порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Порядок) определяет условия оказания государственной социальной помощи в виде обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон).
Реализация на территории Московской области полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется по мере поступления бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Московской области в форме субвенций, в пределах объема указанных бюджетных ассигнований (п.3 Порядка).
В силу п.16 Порядка, уполномоченное подразделение формирует и реестр граждан, имеющих место жительства в Московской области, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, и состоящих на учете нуждающихся в путевке на санаторно-курортное лечение (далее - Реестр), на основании которого формируется очередность на получение санаторно-курортной путевки.
Согласно п.17 Порядка, формирование Реестра осуществляется Уполномоченным подразделением по дате подачи заявления и документов, необходимых для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, сквозной нумерацией.
В случае реализации права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение в текущем календарном году заявитель (представитель) вправе обратиться с заявлением на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение на следующий календарный год в текущем календарном году.
В силу п.18 Порядка, уполномоченное подразделение не позднее 7 рабочих дней с даты регистрации заявления принимает решение: о включении заявителя в Реестр с указанием даты регистрации заявления в Уполномоченном подразделении, регистрационного номера заявителя и необходимости ежегодного представления медицинской справки формы N 070/у в течение 21 рабочего дня с момента истечения срока действия предыдущей медицинской справки формы N 070/у; об отказе включения заявителя в Реестр с указанием основания для отказа.
В соответствии с п.22 Порядка, путевка на санаторно-курортное лечение предоставляется не чаще одного раза в течение календарного года по мере поступления бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Московской области в форме субвенций, в пределах объема указанных бюджетных ассигнований.
Пунктом 25 Порядка предусмотрено, что путевка на санаторно-курортное лечение распределяется заявителю с использованием ЕАИС СОЦ МО в автоматическом режиме в соответствии с рекомендуемыми заявителю медицинской справкой формы N 070/у профилем, сезоном и местом лечения в порядке очередности заявителя в Реестре.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Между тем суды, разрешая спор, неправильно истолковали подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
Принимая решение, обязывающее Министерство социального развития Московской области предоставить Спиридонову И.В. санаторно-курортную путевку, судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение в Московской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Спиридонова И.В. по данному вопросу.
Следовательно, в целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Спиридонову И.В. ответчиком исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия считает, что принятые по делу судебные постановления, которыми на Министерство социального развития Московской области возложена обязанность предоставить Спиридонову И.В. путевку на санаторно-курортное лечение без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, нельзя признать законными, они приняты с нарушением норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако судами неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных Спиридоновым И.В. исковых требований о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 июня 2023 года отменить в части удовлетворения исковых требований Спиридонова Игоря Владимировича об обязании Министерства социальной развития Московской области предоставить санаторно-курортную путевку.
В отмененной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Спиридонова Игоря Владимировича о возложении на Министерство социального развития Московской области обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение отказать.
В остальной части решение Щелковского городского суда Московской области от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 июня 2023 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.